Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся "Словоизменение и словообразование"

Кельчина Ольга Александровна, учитель начальных классов

Тип урока: контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

Тема урока: Словоизменение и словообразование.

Задачи урока:

  • Выявить пробелы обучения в данной теме;

  • Оценить уровень усвоения темы;

  • Учить работать самостоятельно;

  • Развивать память, внимание, мышление;

  • Проверить навык правописания слов с безударной гласной в корне слова (непроверяемой)

Оборудование урока: перфокарты со словарными словами; зеленые кружочки; маленький мячик; картинки со словарными словами, картина; карточки с суффиксами, приставками; таблица-алгоритм, контрольные карточки.

План урока.

1.Организационный момент - 1 мин.

2. Словарный диктант (работа по перфокартам) - 2 мин.

3.Орфографическая 5 минутка( развитие и закрепление умения видеть орфограммы с использованием игрового метода) - 5 минут

4.Контрольно-повторительные упражнения (Выделение форм одного и того же слова; игра "Футбол"; упражнения в способе проверки безударной гласной путем словоизменения; самостоятельная работа; упражнения в составлении словосочетаний; (использование в задании словарных слов с использованием картинок -практически картинный диктант с заданием); упражнение в составлении предложений; упражнения в словообразовании; сопоставление.) - 20 мин.

5.Физкультминутка - 1 мин.

6.Контрольная работа - 15 мин.

7. Итог урока - 1мин.

Учащиеся знают и умеют:

  • Понятие "основа слова";

  • Различают корень и основу слова;

  • Знают термины и определения подлежащего и сказуемого, второстепенные члены предложения;

  • Умеют разбирать по членам предложения и частям речи;

  • Состав слова;

  • Понятие "словосочетание";

  • Различают предложения по цели высказывания и интонации;

  • Сложные слова.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Сегодня мы проводим контрольный урок по теме:

"Словоизменение и словообразование". На этом уроке вы должны показать все свои знания, умения и навыки, которые вы получили, изучая данную тему. Поэтому вы должны быть очень внимательными и сосредоточенными.

2. Словарный диктант. (Использую перфокарты).

- А поможет нам настроиться на серьезную работу словарный диктант.

Быстро, весело, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, карандаш.

- Каждый из вас получит на этом уроке несколько отметок, нужно только постараться.

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся

3.Орфогафическая 5 минутка.

Читаю с доски:

Горка, горочка, гора,
Под горою есть нора.
В той норе живет лиса,
О лисе той не тужите….

- Сколько правил здесь, скажите? Рисунок №1

(Названные правила - зажигают зеленый огонёк; огоньки зажглись все - появляется картинка лисы)

  • Молодцы, ребята!!!

4. Контрольно-повторительные упражнения.

  • Выделение форм одного и того же слова.

- Обратите внимание на слова:

Горка, горочка, гора, под горою.

- Можно ли вы эти слова назвать однокоренными?

- Докажите.

- Из скольких частей обычно состоит слово?

- Что такое основа?

- Что является главной частью слова? Почему?

- Итак, гора - под горою это формы одного и того же слова.

- Как называется в грамматике такое изменение слов?

  • Игра "Футбол".

Задаю вопрос - кидаю мяч, ребенок отвечает.

Что? картина, гора
Чего? картины, горы
Чему? картине, горе
Что? картину, гору
Чем? картиной, горой
О чём? о картине, о горе.

- Что менялось в слове гора? картина?

- Как называется такое изменение слов в грамматике?

  • Упражнения в способе проверки безударной гласной путем словоизменения.

- А можно ли путем словоизменения проверить безударную гласную?

- Напишите проверяемые и проверочные слова, проверяя путем словоизменения безударную гласную, ставя проверочные слова во множественном числе или в единственном числе.

1в.

2в.

ст…кло -

в…лна -

стр…на -

п…сьмо -

кр…ты -

сл…ды -

п…ля -

ст…лбы -

Проверка.

  • Какие слова вы подобрали?

  • Каким способом можно проверить безударную гласную?

  • Упражнения в составлении словосочетаний.

- Составьте и запишите словосочетания, используя имена существительные -Ж.Р., - М.Р.,- СР.Р. и имена прилагательные.(на доске картинки, обозначающие словарные слова)

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся

Проверка.

-Зачитайте, что у вас получилось (1в., 2в.).

-Образуйте от имени прилагательного множественное число.

- Выделите окончания имен прилагательных.

- Какое изменение произошло в именах прилагательных?

- Как называется такое изменение слов в грамматике?

  • Упражнение в составлении предложений.

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся

Рисунок 3

Необходимость изменения формы слова для составления предложения.

- Прочитайте.

Хитрый, лисицу, крадётся, к, зайчика.
Хитрая лисица крадется к зайчику.

- Назовите части речи в каждой строчке.

- Одинаковы ли они в обоих случаях?

- А сколько предложений вы прочитали?

- Дайте характеристику предложению.

- Почему слова в первой строке не составляют предложение?

- Что нужно изменить, чтобы получилось предложение?

- Как называется такое изменение слов?

- Что такое окончание?

- Какова роль окончания?

  • Упражнения в словообразовании.

а) - Найдите еще в этом тексте формы одного и того слова.

Нора - норе лиса - о лисе

- Как называется в грамматике такое изменение слов?

- А можно ли образовать от них однокоренные слова? Подберите.

1в. норка, (норочка, норушка, норища, норный)

2в. лиса, (лисонька, лисичка, лисица, лисий)

-Какая часть слова превратила их в однокоренные слова?

- Что такое суффикс?

- Для чего служит суффикс?

- Какая еще часть слова служит для образования новых слов?

- Итак, что общего между суффиксом и приставкой?

- В чем разница?

б) - Образуйте с помощью приставок и суффиксов однокоренные слова:

1в.

2в.

у-, пере-, за-

у-, на -, пере-

брать

ходить

-ик- -ишк-

- ёнк- -иц-

в) -Образуйте сложные слова.

1в.

2в.

луна, ходить

пыль, сосать

Проверка.

-Зачитайте, что у вас получилось?

-Как образуются новые слова?

- Итак, вы образовали однокоренные слова, что произошло: словоизменение или словообразование?

- Что такое словообразование?

  • Сопоставление.

- Определите, где произошло словоизменение, где словообразование:

дом - дома
красивый - красивые
добр - добренький
дом - домик

- Докажите, что сделали выбор правильно.

- Что такое словоизменение?

- Что такое словообразование?

5. Физкультминутка.

Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться - три, четыре -
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку

6. Контроль.

(Контрольная карточка у каждого ученика).

1 вариант

1.Подчеркните только формы одного и того же слова:

Море, моряк, морю, морем, морской, приморский, моря.

2.Образуйте слова:

а) при помощи приставок: на - , вы -.

Ловить -______________________________________________________

б) при помощи суффиксов: - к -, - ок -.

Друг -_______________________ _______________________________

Трава - _________________________________

в) слиянием двух основ:

вода, лазить - _______________________________

3.Измените, слова так, чтобы получилось предложение.

Укажите части речи.

Старая, медведь, из, берлога, вылез.

4.Над парами слов укажите цифрой №1 - словоизменение; цифрой №2 - словообразование.

комната - комнатный

жёлтый - жёлтенький

мост - под мостом

писать - написать

5.Разберите по составу:

ягодник

подходил

жёлтенький

2 вариант

1.Подчеркните только формы одного и того же слова:

Лесной, лес, лесистый, лесом, лесу, лесник, о лесе.

2.Образуйте слова:

а) при помощи приставок: с - , за -.

Писать-______________________________________________________

б) при помощи суффиксов : - инк- , - ок -.

Луг - _______________________________

Роса - ______________________________

в) слиянием двух основ:

верх, лазить - _______________________________

3.Измените, слова так, чтобы получилось предложение.

Укажите части речи.

Снежная, шубу, надели, сосна.

4.Над парами слов укажите цифрой №1 - словоизменение; цифрой №2 - словообразование.

комнату - комната

ехать - отъехать

место - на месте

чёрный - чёрненький

5.Разберите по составу:

речник

переход

чёрненький

7. Итог урока.

- Чем занимались?

- Что понравилось, запомнилось на уроке?

- Что вызвало затруднение?

Сбор тетрадей.

8. Домашнее задание.

Составить 4 пары слов:

2 пары - словоизменения;
2 пары - словообразования.




© 2010-2022