Конспект урока Наши подземные богатства

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Природоведение

4 класс

Тема: Наши подземные богатства.

Цель: Обобщение сведений о полезных ископаемых, наиболее ценных в народном хозяйстве.

Задачи:

  1. Повторить знания о свойствах полезных ископаемых; познакомить с полезными ископаемыми Коми края (познавательные УУД).

  2. Формировать навыки исследования, составления отчетов о проделанной работе, развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы (регулятивные УУД).

  3. Формировать умение работать в группе, в паре, в коллективе (коммуникативные УУД).

  4. Воспитывать интерес к изучаемому предмету; гордость, бережное отношение к недрам земли (личностные УУД).

Оборудование:

  • карты маршрута (индивидуальные карточки для самооценки);

  • карта РФ и карта Республики Коми;

  • экземпляры полезных ископаемых;

  • мультимедиапроектор;

  • учебник «Мир вокруг нас» для 4 класса А.А.Плешаков, часть I, Изд-во « Просвещение»; рабочие тетради.



ХОД УРОКА:


I. Организационный момент. Слайд1


- Ребята, для чего вы ходите в школу?

- Зачем вам нужны знания?

- Кто из вас кем хочет стать?

- Сегодня на уроке мы все мысленно станем геологами. А что такое ГЕОЛОГИЯ? (Обратимся к словарю). Слайд 2

- Кто такие геологи?

- Что такое полезные ископаемые? Слайд 3

II. Постановка целей и задач урока. Итак, на прошлом уроке мы познакомились с полезными ископаемыми, узнали об их свойствах и применении в народном хозяйстве. Сегодня мы продолжим разговор по теме «Наши подземные богатства». Я приглашаю вас в геологическую экспедицию. Сегодня мы - геологи! А что необходимо геологу для его путешествия, без чего невозможно двигаться и изучать земную поверхность? Конечно карта! Поскольку мы тоже отправляемся в экспедицию, нам нужна маршрутная карта.

(Учитель выдает участникам экспедиции маршрутные карты)

I Актуализация знаний

II Практическая исследовательская работа в группах

III Обобщение знаний, работа в парах

IV Самооценка за работу на уроке

Конспект урока Наши подземные богатства



Конспект урока Наши подземные богатства



Конспект урока Наши подземные богатства



Конспект урока Наши подземные богатства Целеполагание: А теперь задумайтесь, для чего каждый из вас отправляется в экспедицию, что бы вам еще хотелось узнать о природных богатствах?

  1. Исследовать свойства полезных ископаемых.

  2. Какими полезными ископаемыми богата наша страна.

  3. Какими полезными ископаемыми богат наш край.

  4. Работать результативно и дружно в парах.

  5. Работать результативно и дружно в группах.

III. Актуализация знаний учащихся.

На какие знания будем опираться? Давайте активизируемся и проверим себя!

Минитест.

  1. На какой планете мы живём? (планета, Земля, Луна)
  2. Какую форму имеет наша планета? (круг, шар, окружность)
  3. Чем окружена планета? (трава, атмосфера, воздух)
  4. Что находится на поверхности земли? (почва, трава, пыль)

  5. Какова поверхность нашего края? (равнинная, плоская, гористая)

  6. Что находится в ее недрах? (почва, полезные ископаемые, залежи)

(Самопроверка по экрану. Самооценка в маршрутной карте) Слайд 4

IV. Физкультминутка (гимнастика для глаз) Классная физминутка. V. Деление на группы. На прошлом уроке мы вместе построили опорную таблицу, которая сегодня поможет нам провести наше геологическое исследование (вывесить на доску):

Конспект урока Наши подземные богатства

В экспедицию отправятся три геологических отряда: Слайд 5

1. Наблюдательные (Н). 2. Любознательные (Л). 3. Действующие (Д).

(Деление на группы) Н - слабая группа (синие карточки и синяя опорная таблица полезных ископаемых): Алимирзоева С., Чупрова Е., Тарикулиева С., Пьянзов Н., Шиховцов Н. Л - средняя группа (зеленые карточки): Алиев Э., Лозовой А., Кузнецов К., Рагимова Д. Д - сильная группа (желтые карточки): Замула В., Митюков Д., Федоров И., Меньщиков А. Каждый отряд будет заниматься исследованием полезных ископаемых, составлением отчета о проделанной работе. Я прошу всех взять с собой наблюдательность, любознательность, действенность, выручку и взаимопомощь, т. к. выручка и взаимопомощь - необходимые качества при работе командой в любой экспедиции.

- Все отряды готовы! Начинаем исследовательскую деятельность!

VI. Практическая работа в группах (системно-деятельностный подход).

Во время экспедиции каждый отряд нашел полезные ископаемые.

(Раздать образцы пород по группам)

Исследуйте, что это за ископаемое и расскажите о нем по алгоритму (по плану), который мы вместе составим: что нам надо знать о полезном ископаемом?

Алгоритм исследовательской деятельности: Слайд 6

  1. Какое оно? (Свойства).

  2. Как и где его добывают? (Способы добычи).

  3. Для чего его добывают? (Применение).

Д (сильная группа):

Название

полезного

ископаемого

Свойства

Способы добычи

Применение

Известняк

Каменный уголь

Торф

Железная руда


Л (средняя группа):

Название

полезного

ископаемого

Свойства

Способы добычи

Применение

Гранит

Глина

Природный газ


Н (слабая группа):

Название

полезного

ископаемого

Свойства

Способы добычи

Применение

Нефть

Песок


Защита исследовательской деятельности (выступления представителей групп)

Группа Д:

Название полезного ископаемого

Свойства

Способы добычи

Применение

Известняк

Прочный камень белого цвета, мел - менее прочный.

Открытым способом - в карьерах.

Используют в строительстве, делают побелку, зубной порошок.

Каменный уголь

Горючий, твёрдый, но хрупкий.

Добывают в шахтах и карьерах.

Используют как топливо. Кокс используют при выплавке стали, чугуна.

Торф

Горючий, лёгкий, рыхлый непрочный.

Открытым способом, на дне болот.

Используют как удобрение, хорошо горит - топливо.

Железная руда

Тяжёлая, прочная, твёрдая, главное свойство - плавкость. Цвет: чёрная, бурая.

Открытый способ и закрытый, роют шахты.

Выплавляют чугун, а из чугуна - сталь. В машиностроении, ножи, вилки, и т.д.

Группа Л:

Названиепол. ископаемого

Свойства

Способы добычи

Применение

Гранит

Прочный, тяжёлый, хорошо полируется.

Открытый способ добычи и закрытый (в шахтах)

Применяют в строительстве набережных рек, станций метро, памятников.

Глина

Пластичная, твёрдая.

Открытым способом - в карьерах.

Применяют в строительстве, гончарном деле.

Природный газ

Бесцветный, лёгкий, газообразный.

Закрытый способ. Скважины.

Хорошее топливо.Получают пластмассы, каучук.

Группа Н:

Название

полезного ископаемого

Свойства

Способы добычи

Применение

Нефть

Горючая, жидкая, тёмного цвета, с резким запахом.

Бурят скважины.

Жидкое топливо. Получают бензин, керосин, вазелин, краски, пластмассы.

Песок

Сыпучий, образовался при разрушении гранита.

Открытым способом - в карьерах.

Используется в строительстве, в производстве стекла.

(Самооценка в маршрутной карте )

А теперь давайте выясним, какими полезными ископаемыми богат наш край. В каждой команде есть полезные ископаемые нашего Коми края.

(Уголь, торф, газ, нефть, песок) Слайд 7

Дополнительный материал: Вам предстоит выполнить одно интересное задание: узнать по описанию полезное ископаемое нашего родного Усинского района: тягучая горючая жидкость темного цвета, используется во всех областях промышленности (нефть).

VI. Физкультминутка. Слайд 8

Мы за наукой в горы пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем.
И все, что мы ищем, конечно, найдем!
По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим,

Стоп. Немного отдохнем,

И домой пешком пойдем.


VII. Обобщение УУД. Работа в парах. Кроссворд.


По горизонтали:

1


2






1. Гранит 3












3. Мел













4. Песок




4







5. Газ
5











6. Нефть













8. Руда





6

7



По вертикали:








8 9


1. Глина













2. Известняк













7. Торф













9. Уголь












По горизонтали:

  1. Он очень прочен и упруг,
    Строителям - надёжный друг:
    Дома, ступени, постаменты
    Красивы станут и заметны.

  1. Этот мастер белый-белый
    В школе не лежит без дела
    Пробегает по доске,
    Оставляет белый след.

  2. Он очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже.

  3. На кухне у мамы помощник отличный.
    Он синем цветком расцветает от спички.

  4. Без неё не бежит ни такси, ни мотоцикл,
    Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

  1. Она варилась долго в доменной печи.
    На славу получились ножницы, ключи…

По вертикали:

  1. Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу -
    Она понадобится сразу.

  2. Покрывают им дороги,
    Улицы в селении,
    А ещё он есть в цементе.
    Сам он - удобрение.

  1. Росли на болоте растения,
    Стали топливом и удобрением.

  1. Он чёрный, блестящий,
    Людям помощник настоящий.
    Он несёт в дома тепло,
    От него кругом светло,
    Помогает плавить стали,
    Делать краски и эмали.

(Самооценка в маршрутной карте) Слайд 9

VIII. Охрана подземных богатств. Ребята, подумайте, можно ли восстановить полезные ископаемые, которые образовывались в недрах нашей планеты в течение многих миллионов лет? Когда-нибудь они закончатся - истощатся. Поэтому богатства земных недр необходимо использовать очень экономично.

Слайды 10, 11, 12, 13, 14

IX. Рефлексия. Самооценка.

1). Итак, наша экспедиция подходит к концу, подведем итоги. Добились ли мы поставленных целей? Что узнали на уроке? (По списку целеполагания).

2). Назовите полезные ископаемые, которые необходимы для изготовления этих предметов.

Слайд 15

Конспект урока Наши подземные богатстваКонспект урока Наши подземные богатстваКонспект урока Наши подземные богатстваКонспект урока Наши подземные богатстваКонспект урока Наши подземные богатстваКонспект урока Наши подземные богатстваКонспект урока Наши подземные богатства

Глина руда, нефть, газ глина песок руда газ руда, нефть, газ

3). Домашнее задание (стр. ). Работа в тетрадях.

4). Давайте посмотрим в наши маршрутные карты. Дорисуйте свой итоговый смайлик:

Кто все понял, обогатил свой личный жизненный опыт, кому было интересно? ………….

Кто затруднялся в процессе урока, кому нужна дополнительная помощь? ……………….

А кто все понял и чувствует в себе силы и желание помочь, объяснить другому? ……….

X. Итог урока.

Молодцы! Спасибо за результативную работу! Слайд 16

X. Дополнительный материал. Работа по учебнику.


© 2010-2022