- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по теме: программа внеурочной деятельности
Рабочая программа по теме: программа внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Спиридонова Т.В. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Тропинка к своему Я»
Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов - 135
Составитель Спиридонова Татьяна Владимировна
Программа разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я».
I. Пояснительная записка В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д. Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Программа разработана в соответствии с документами:
-
Федеральный Закон «Об образовании РФ»
-
Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г.
-
«Всеобщая декларация прав человека».
-
Гражданский кодекс РФ.
-
«Основы законодательства РФ о культуре»
-
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
-
Формирование психологического здоровья.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Формирование позитивногя отношение к своему «Я».
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
- Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
- Развитие навыков социального поведения.
-
Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
- Создание возможностей для самовыражения.
- Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
- Развитие способности ребенка к сопереживанию.
- Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
- Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
-
Развитие познавательной мотивации.
-
Раскрытие творческого потенциала.
В программе прослеживаются межпредметные связи:
-
с уроками русского языка и литературы: составление устных и письменных рассказов о персонажах прочитанных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), участие в первых пробах письма(сочинение сказок, забавных историй и т.д.
-
с уроками музыки: анализ музыкальных образов героев;
-
с уроками изобразительного искусства: использование красок для передачи своего отношения к героям произведений;
-
с уроками окружающего мира: наблюдение за изменениями в природе.
Методы и приемы, используемые на занятиях: комментирование, анализ содержания произведения, изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание), игровые приемы речевая деятельность. Формы занятий:
- групповые занятия
- тренинговые упражнения
- ролевые и ситуационные игры
- занятия с использованием художественных средств выразительности
- дискуссии
Принципы реализации программы курса: 1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка. 2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка. 3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять. 4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы. 5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста. 6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма. Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса 1 класс Регулятивные УУД: овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми; извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению строить речевое высказывание в устной форме Познавательные УУД: уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя учиться исследовать свои качества и свои особенности учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя учиться наблюдать моделировать ситуацию с помощью учителя Коммуникативные УУД: учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах учиться работать в паре и в группе выполнять различные роли слушать и понимать речь других ребят осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. 2 класс Регулятивные УУД: учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников учиться прогнозировать последствия своих поступков определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации. строить речевое высказывание в устной форме Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото) делать выводы в результате совместной работы в группе учиться графически оформлять изучаемый материал моделировать различные ситуации усваивать разные способы запоминания информации Коммуникативные УУД: учиться позитивно проявлять себя в общении учиться договариваться и приходить к общему решению учиться понимать эмоции и поступки других людей овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
3 - 4 класс Регулятивные УУД: осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением извлекать необходимую информацию из текста определять и формулировать цель в совместной работе учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого соотносить результат с целью и оценивать его. Познавательные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять обогатить представление о собственных возможностях и способностях учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию адекватно воспринимать оценку учителя КоммуникативныеУУД: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению учиться самостоятельно решать проблемы в общении осознавать необходимость признания и уважения прав других людей формулировать своё собственное мнение и позицию учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. К концу обучения курса учащиеся получат возможность:
Личностные Метапредметные Предметные
Знать
- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
- осознавать собственную полезность и ценность;
- основные способы психологического взаимодействия между людьми;
- приемы повышения собственной самооценки;
- осознание своего места в мире и обществе;
Уметь
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
- налаживать контакт с людьми;
-соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- находить свое место в школьной жизни;
- работать в группе, в коллективе.
-получать удовольствие от процесса познания
-преодолевать возникающие в школе трудности
- психологически справляться с неудачами;
-осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние;
-взаимодействовать с учителем и свертниками;
- адекватно анализировать собственные проблемы;
Применять
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития
- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем;
- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов; - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления;
Таблица тематического распределения количества часов
курса «Тропинка к своему Я»:
№ п/п
Разделы, темы
Рабочая программа по классам
Рабочая программа
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
1
Я-школьник
15
15
-
-
-
2
Мои чувства
18
18
-
-
-
3
Вспомним чувства
4
-
4
-
-
4
Чем люди отличаются друг от друга?
15
-
15
-
-
5
Какой я? - Какой ты?
15
-
15
-
-
6
Я - фантазер.
8
-
-
8
-
7
Я и моя школа.
5
-
-
5
-
8
Я и мои родители.
5
-
-
5
-
9
Я и мои друзья.
9
-
-
9
-
10
Что такое сотрудничество?
7
-
-
7
-
11
Кто я? Мои силы, мои возможности.
13
-
-
-
14
12
Я расту, я изменяюсь.
4
-
-
-
3
13
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?
6
-
-
-
6
14
Хочу вырасти интеллигентным человеком что для этого нужно?
5
-
-
-
5
15
Хочу вырасти свободным человеком что для этого нужно?
6
-
-
-
6
VI. Содержание курса «Тропинка к своему Я»
1 класс (33 часа)
Тема 1. Я - школьник.
-
Знакомство. Введение в мир психологии.
-
Как зовут ребят моего класса?
-
Зачем мне нужно ходить в школу?
-
Мой класс.
-
Какие ребята в моем классе?
-
Мои друзья в классе.
-
Мои успехи в школе.
-
Моя учебная сила.
Тема 2. Мои чувства.
-
Радость. Что такое мимика?
-
Радость. Как ее доставить другому человеку?
-
Жесты.
-
Радость можно передать прикосновением.
-
Радость можно подарить взглядом.
-
Грусть.
-
Страх.
-
Страх. Его относительность.
-
Как справится со страхом.
-
Страх и как его преодолеть.
-
Гнев. С какими чувствами он дружит?
-
Может ли гнев принести пользу?
-
Обида.
-
Разные чувства.
2 класс (34 часа)
Тема 1. Вспомним чувства.
Тема 2. Чем люди отличаются друг от друга.
-
Люди отличаются друг от друга своими качествами.
-
Хорошие качества людей.
-
Самое важное хорошее качество.
-
Кто такой сердечный человек?
-
Кто такой доброжелательный человек?
-
Трудно ли быть доброжелательным человеком?
-
Я желаю добра ребятам в классе.
-
Очищаю свое сердце.
-
Какие качества нам нравятся в друг друге?
-
Какими качествами мы отличаемся?
-
Люди отличаются друг от друга своими качествами.
-
В каждом человеке есть светлые и темные качества.
Тема 3. Какой Я - Какой Ты?
-
Какой Я?
-
Какой Ты?
-
Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
-
Школьные трудности.
-
Домашние трудности.
3 класс (34 часа)
Тема 1. Я - фантазер.
-
Я - третьеклассник.
-
Кого можно назвать фантазером?
-
Я умею фантазировать!
-
Мои сны.
-
Я умею сочинять!
-
Фантазии и ложь.
Тема 2. Я и моя школа.
-
Я и моя школа.
-
Что такое лень?
-
Я и мой учитель.
-
Как справляться с «немогучками».
Тема 3. Я и мои родители.
-
Я и мои родители.
-
Я умею просить прощение.
-
Почему родители наказывают детей?
Тема 4. Я и мои друзья.
-
Настоящий друг.
-
Умею ли я дружить?
-
Трудности в отношениях с друзьями.
-
Ссора и драка.
Тема 5. Что такое сотрудничество?
-
Что такое сотрудничество?
-
Я умею понимать другого.
-
Я умею договариваться с людьми.
-
Мы умеем действовать сообща.
-
Что такое коллективная работа?
4 класс (34 часа)
Тема 1. Кто я? Мои силы, мои возможности.
-
Мое лето.
-
Кто я?
-
Какой я - большой или маленький?
-
Мои способности.
-
Мой выбор, мой путь.
-
Мой внутренний мир.
-
Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.
-
Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
-
Что значит верить?
Тема 2. Я расту, я изменяюсь.
-
Мое детство.
-
Я изменяюсь.
Тема 3. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?
-
Мое будущее.
-
Хочу вырасти здоровым человеком.
Тема 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком, что для этого нужно?
-
Кто такой интеллигентный человек?
-
Хочу вырасти интеллигентным человеком.
-
Что такое идеальное Я?
Тема 5. Хочу вырасти свободным человеком, что для этого нужно?
-
Кто такой свободный человек?
-
Права и обязанности школьника.
-
Что такое право на уважение?
-
Права и обязанности.
-
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.
-
Как разрешить конфликты мирным путем
Универсальные учебные действия
(УУД) 1. Знакомство. Введение в мир психологии 1
Познакомиться с новым предметом, учителем и одно-
классниками.
Познакомиться с понятиями «мимика», «жесты», «эмоции», «чувства».
Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению.
Осваивать правила общения со сверстниками.
Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками (РУУД)
Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха, гнева (ПУУД)
Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах (КУУД)
2. Радость. Что такое мимика 1 3. Радость. Как её доставить другому человеку. 1 4. Жесты. 1 5. Радость можно передать прикосновением 1 6. Радость можно подарить взглядом 1 7. Страх. 1 8
Страх. Его относительность 1 9.
Как справиться со страхом. 1 10 Гнев. С какими чувствами он дружит? 1 11 Как справиться с гневом? 1 12. Может ли гнев принести пользу? 1 13. Разные чувства. 2
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга 14 Качества людей 1 Познакомиться с понятием «качества людей» Анализировать свои поступки и поступки других людей и учиться объяснять их с помощью учителя. Работать с пословицами о лучших человеческих качествах. Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки (РУУД) Учиться исследовать свои качества и свои особенности (ПУУД) Учиться работать в парах (КУУД) 15
Люди отличаются друг от друга своими качествами 2 16 В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества 1 17 Как мы видим друг друга 2
Раздел 3. Какой Я - какой Ты?
18
Какой Я?
2
Описывать своё настроение.
Учиться правильно выражать свои чувства в общении с другими людьми.
Уметь оценивать свой результат с помощью учителя (РУУД)
Учиться находить положительные качества у себя и у других людей (ПУУД)
Учиться договариваться и уважать разные мнения (КУУД)
19
Мой автопортрет
1
20
Моё настроение
1
21
Какой ты?
2
22
Я и другие
2
Раздел 4. Трудности первоклассника
23
Трудности первоклассника в школе, дома, на улице.
1
Осваивать правила поведения в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию.
Моделировать ситуацию.
Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (РУУД)
Учиться рассуждать, строить логические умозаключения (ПУУД)
Уметь договариваться и приходить к общему решению (КУУД)
24
Школьные трудности
1
25
Домашние трудности
1
Третий класс
Раздел 1. Я - фантазёр.
1.
Я - третьеклассник
1
Угадывать партнёра по описанию его качеств.
Угадывать и описывать ситуацию по её пластическому представлению.
Придумывать невероятные истории по заданию учителя и обсуждать их в группе.
Строить речевое высказывание в устной форме (РУУД)
Осознавать ценность умения фантазировать (ПУУД)
Учиться выполнять разные роли (КУУД)
2
Кого можно назвать фантазёром?
1
3
Я умею фантазировать
2
4
Мои сны
1
5
Я умею сочинять
1
6
Мои мечты
2
7
Фантазии и ложь
2
Раздел 2. Я и моя школа.
8
Я и моя школа
2
Участвовать в учебной игре о правилах поведения в школе. Моделировать ситуацию по заданию учителя и обсуждать её.
Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников (РУУД)
Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией (КУУД)
9
Я и мой учитель
2
10
Я и мои одноклассники
2
11
Что такое лень?
1
12
Как справиться с «Немогучками»?
2
Раздел 3. Я и мои родители.
13
Я и мои родители
1
Познакомиться с историей своей семьи.
Участвовать в групповой работе по составлению родословной.
Обсуждать и анализировать полученный результат. Участвовать в беседе «Почему родители наказывают детей?»
Извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, фото, рисунок) (РУУД)
Учиться графически оформлять изучаемый материал (ПУУД)
14
«Урок мудрости» (уважение к старшим)
1
15
Я умею просить прощения
1
Овладевать способами разрешения конфликтов с родителями (КУУД)
16
Почему родители наказывают детей?
2
Раздел 4. Я и мои друзья.
17
Настоящий друг
2
Выполнять различные роли в играх.
Передавать черты характера через выразительные движения и позы. Участвовать в беседе о дружбе.
Анализировать полученный результат.
Учиться прогнозировать последствия своих поступков (РУУД)
Осознавать качества настоящего друга (ПУУД)
Учиться понимать эмоции и поступки других людей (КУУД)
18
Умею ли я дружить?
1
19
Трудности в отношениях с друзьями
1
20
Я и мои «колючки»
1
22
Ссора и драка
2
23
Что такое одиночество?
1
24
Итоговое занятие
1
Четвёртый класс
Раздел 1. Кто я? Мои силы, мои возможности.
1
Моё лето
1
Познакомиться с понятием «способности».
Исследовать свои способности и возможности в различных видах деятельности. Участвовать в составлении и обсуждении устных рассказов о лете и конкурсе рисунков с последующим обсуждением.
Исполнять различные роли.
Моделировать и анализировать
ситуации.
Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях (РУУД)
Обогатить представления о собственных возможностях и способностях (ПУУД)
Учиться самостоятельно решать проблемы общения (КУУД)
2
Кто я?
2
3
Какой я? Большой или маленький?
1
4
Мои способности
1
5
Мой выбор, мой путь
1
6
Мой внутренний мир
1
7
Кто в ответе за мой внутренний мир?
1
8
Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.
1
9
Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
1
10
Что значит верить?
1
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь.
11
Моё детство
1
Выполнять различные роли.
Отгадывать по заданию учителя главного героя сказок по описанию.
Участвовать в беседе.
Моделировать различные жизненные ситуации.
Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит (РУУД)
Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения (ПУУД)
Формулировать своё собственное мнение и позицию (КУУД)
12
Нужно ли человеку изменяться?
2
13
Я расту, я изменяюсь
2
Раздел 3. Моё будущее.
14
Моё будущее
2
Познакомиться с понятием «жизненный выбор». Обсуждать возможные варианты будущего.
Обсуждать правила ЗОЖ. Раскрывать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья
Планировать цели и пути самоизменения (РУУД)
Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости (ПУУД)
При работе в группе учитывать мнение товарищей (КУУД)
15
Кем бы я хотел стать?
1
16
Хочу вырасти здоровым человеком.
2
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что для этого нужно? .
17
Кто такой интеллигентный человек?
1
Познакомиться с понятиями «интеллигентный человек», «идеал»
Участвовать в беседе.
Моделировать ситуации, где необходимы согласие, взаимопомощь, личная ответственность.
Соотносить результат с целью и оценивать его (РУУД)
Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта (ПУУД)
Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки (КУУД)
18
Хочу вырасти интеллигентным человеком.
1
19
Что такое идеальное «Я»?
1
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком. Что для этого нужно?
20
Кто такой свободный человек?
1
Произносить заданную фразу с разными интонациями
Составлять устные сочинения на заданную тему.
Участвовать в беседе о правах и обязанностях человека.
Обсуждать описанные в тексте ситуации и строить предположения о том, как могут поступать герои.
Осознавать, что свобода не может быть безграничной (РУУД)
Учиться находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию (ПУУД)
Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей (КУУД)
21
Права и обязанности школьника
1
22
Что такое «право на уважение»?
1
23
Права и обязанности
1
24
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам
2
25
Как разрешить конфликты мирным путём?
2
26
Итоговое занятие
1
Методическое обеспечение программы Направление Формы организации Методы и приемы Дидактический материал, инструменты Социальное Беседа тренинговые занятия рассказ Словесные Наглядные практические Метод проекта Краски, карандаши, альбом, мультимедийный проектор и презентации, ПК, Интернет, магнитофон, методические материалы для сказок, игр и упражнений, цветная бумага
Литература:
- Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. - 280 с.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-248 с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-176 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. - М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. - 160с.
- Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. - М.: Сфера, 2001. - 128с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. - 344с.
,