Конспект и презентация урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: КАК РОСЛА И КАК РАСПАЛАСЬ КИЕВСКАЯ РУСЬ.
КОГДА И ДЛЯ ЧЕГО КреСТИЛИ РусЬ

Цели:

Познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство.

Задачи:

Выявление причин принятия христианской веры на Руси;

Развитие умений работать с текстом, с различными источниками информации;

Воспитывать гордость за историческое прошлое нашей страны.

Планируемые результаты

Личностные:

  • Готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

  • Проявление интереса к поставленной теме.

Регулятивные:

Умение:

  • Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

  • Контролировать выполнение действий.

  • Определять успешность выполнения своего задания.

Познавательные

Умение:

  • Перерабатывать полученную информацию;

  • Делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

Учащиеся должны

ЗНАТЬ: УМЕТЬ:

жизнь древних славян;

деятельность князя Владимира;

историю принятия Русью христианства.

рассказывать о принятии христианства на Руси;

подготовить небольшое сообщение, используя дополнительную литературу об интересных фактах из жизни древних славян, князя Владимира.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия; настроить учащихся на работу.

Проверьте, все ли готово у вас к началу урока?

Эмоционально-психологический настрой

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь - твоё начало,

И князь Владимир в ней.

Скажите, как раньше, в древние времена называлась наша страна?

(Государство Русь)

Сегодня мы продолжим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам.

Кто такие предки? (лексическое значение слова предки).

предки - это люди, которые жили перед нами.

Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами?

(по отношению к предкам мы - потомки)

Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем?

(знать историю своей семьи, древо семьи)

Кем были наши предки? (славянами)

Чтобы совершить путешествие в историю по нашей великой стране, мы будем работать с индивидуальными листами.

2. Актуализация опорных знаний

Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.

В какие времена жили древние славяне?

Ответы детей (во времена Древней Руси)

Расскажите об этом времени.

Время было беспокойное, жители соседних племен часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол.

Тяжелым трудом добывали славяне себе пропитание.

Назовите тему урока.

«Когда и для чего крестили Русь».

У каждого из вас на столе лежит карта результатов изучения темы, по которой в конце урока вы ответите, чему вы научились на уроке.

Прочитайте, что вы должны знать по данной теме?

-жизнь древних славян;

-деятельность князя Владимира;

-историю принятия Русью христианства.

Что вы должны уметь?

-Уметь рассказывать о принятии христианства на Руси;

Сегодня мы будем продолжать учиться работать с текстом, оценивать свой труд и труд своих одноклассников, делать выводы. Каждый ученик сможет сегодня получить оценку за работу в группе, в паре, индивидуально у доски и с места.

3. Изучение темы.

Цель: сформировать у учащихся представление о Великом князе земли Русской - Владимире, о принятии Русью христианства.

Ответьте на такой вопрос:

- Во что веровали наши предки? (в разных богов)

Что вы знаете о языческих богах древних славян?

Сообщение ученицы по данной теме.

Что вы узнали из сообщения Кати?

Какую оценку предлагаете ей поставить?

Издревле Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам. Эта вера называется язычество. У каждого племени были свои боги. Как можно было сплотить народы Древней Руси на основе их верований? Божества какого племени взять за основу?

Как вы думаете?

Вывод. Сплотиться сильнее можно, веруя в одних богов, имея одинаковые представления о добре и зле.

Учитель. Вера в разных богов не объединяла людей и не делала их дружнее и сговорчивее.

Но славяне знали, что есть и другая вера. Некоторые славяне были христианами, но их было очень мало.

4. Проверка ИЛО (индивидуальный лист обучения).

Мы переходим к проверке вашей работы с текстом.

Итак, подведем итог работы с ИЛО.

Какие были трудности при работе с ИЛО?

- Какие слова были незнакомы?

- Где вы узнали значение слов?

- Откуда вы узнавали ответы на ИЛО?

Взаимопроверка. Пересказ с использованием ИЛО. По 2 минуты. Оцените сами свой ответ - оценку поставьте в ИЛО. Затем поставьте оценку своему соседу. Посмотрите на оценку друг друга и если не согласны, выскажите свое мнение. Кому ответ соседа понравился и вы узнали даже что-то новое.

Кто хотел бы выйти к доске и рассказать? (3 человека)

Оценка класса

- Что вы можете сказать об ответе ребят у доски.

Итак, князь Владимир понимал, что язычество не объединяет людей. А он хотел объединить всех одной верой.

Князь не сразу решил, какой должна быть единая вера.

А сейчас я предлагаю порассуждать о причинах выбора именно христианской веры князем Владимиром.

Вы поработаете в группах по рядам. Вспомним правила работы в группе (памятки)

Ваша задача представить себя в роли князя Владимира. Из летописей известно, что соседние народы уговаривали Владимира перейти в их веру, и к нему приходило много послов от камских болгар, от немецких католиков, от евреев и от греков, и каждый расхваливал свою веру. Предположите, как же выбрал князь Владимир именно христианство. Время работы 5 минут.

(готовлю ролик Крещение Руси или читаю текст, если ролик не откроется.)

Ответы детей.

Я князь Владимир повелеваю…

А теперь обратимся к официальной версии. Посмотрим, как это было на самом деле? (просмотр фильма)

Совпало ли ваше мнение после просмотра фильма?

(Текст на случай, если ролик не откроется)

Князь не сразу решил, какой должна быть единая вера. В летописи записана такая легенда. Владимир отправил послов в разные страны: к мусульманам, иудеям, христианам. Возвратившись, они рассказали, что ни у немцев, ни у татар не видели они никакой красоты их веры. А вот в Византии они стояли в храме и были поражены поведением, благонравием, спокойствием прихожан, а также удивлены красотой храмов и церковной службы, которая действовала на душу успокаивающе. Послы говорили, что испытывали такую благодать, что не знали, на небе они или на земле.

Тогда Владимир сам решил принять христианскую веру. Но сделал он это не сразу. Он не хотел, приняв веру, подчиняться византийскому царю и потому решил сначала породниться с ним. Владимир предложил сестре царя Анне выйти за него замуж. Анна была христианкой и поэтому не могла принять предложение Владимира. Тогда он поехал в Херсонес и принял христианскую веру, после чего их обвенчали.

Приехав в Киев, Владимир приказал креститься сначала своим боярам, а затем - всем киевлянам. Это было в 988 году. Киевлянам Владимир велел идти к Днепру, войти в воду и принять крещение от православных священников - святых отцов, которые читали молитвы. Фигуру бога Перуна стащили с горы и сбросили в Днепр.

Какой вывод можно сделать после просмотра? (ответы детей)

Многие славяне искренне поверили в Иисуса Христа, в его ученье и приняли заповеди Бога, которые должен был соблюдать каждый христианин.

Заповеди учили добру, благонравию, наставляли помогать старым, больным и бедным людям. Христианская религия помогала постепенно избавляться от дурных привычек, смягчала нравы людей. Но все эти изменения происходили очень-очень медленно, в течение столетий.

Подводим итог принятия христианства на Руси.

Для чего крестили Русь?

Какие изменения происходили после принятия христианства на Руси?

В чем же заслуга князя Владимира перед историей, перед потомками?

5.Рефлексия деятельности на уроке.

Посмотрите на свои карты результатов изучения темы. Поставьте плюс, если вы приобрели данное знание и умение. Поднимите руки, кто поставил себе все плюсы. Что было трудно? Что вам помогало в работе?

Удалось ли преодолеть затруднения? Как?

Оценка детей. Чья работа на уроке вам понравилась.

Оценка учителя.

Домашнее задание:

На следующем уроке мы будем говорить на тему Как была покорена Русь? Я предлагаю прочитать рассказ учебника на стр.51-57 и попробовать составить свои ИЛО (4 вопроса)



© 2010-2022