Конспект по изобразительному искусству «Театральная маска»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок изобразительное искусство и художественный труд. 3класс. По программе Б.М.Неменского.

Тема урока: ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСКА

Цели и задачи:

Воспитательные задачи

  • Эмоционально откликаться на работу художника в театральных
    постановках, кинофильмах.

  • Дать представление о взаимодействии художника и зрителя.

  • Выявить игровую природу актерского искусства, основу любого
    зрелища

Художественно-творческие задачи

• Творчески участвовать в создании образов, персонажей спектаклей и
других зрелищных постановок.

Образовательные задачи

  • Знать, что в образном решении театральных спектаклей, фильмов
    совместно с изображением, украшением и постройкой (три вида
    художественной деятельности) участвуют литература и музыка.

  • Создавать объемные выразительные маски (трагические и комические).

Задание. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Материал: бумага белая АЗ, бумага цветная гофрированная, клей, ножницы, краски, кисти.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Беседа.

Учитель: Мы сегодня с вами продолжаем тему из цикла "Художник в театре" и тема сегодняшнего урока - театральная маска.

Поднимите руки кто был в театре? А какие театры созданы именно для детей? Давайте посмотрим какие театры существуют в городе Новосибирске.

1 слайд -Драматический театр - в нем можно посмотреть веселые сказки, игровые и приключенческие представления или детские пьесы.

2 слайд - Музыкальный - он создан для того чтобы люди с детства учились понимать и любить музыку.

3слайд - Кукольный театр - на сцене этого театра вы увидите знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же "ожившие" куклы начинают двигаться, говорить, вы перенесетесь в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек.

-Вы хотите узнать, как возник театр?

4 слайд - А знаете ли вы, что уже давным-давно Греки додумались до постройки театра? В России театра тогда еще не было.

Над Афинами, самым большим городом древней Греции возвышается холм, на котором белели прекрасные здания с мраморными колоннами. На южном склоне холма, неподалеку высечены в скале длинные ряды скамей. Они полукругом сбегают вниз, охватывая подковой широкую площадку и небольшое возвышение за ней. Это театр Диониса - один из самых больших театров в древности. Он окружен южной зеленью, а вместо крыши над ним глубокое синее небо. Примерно 17 тысяч зрителей, почти все население Афин, размещалось некогда на этих скамьях.

  1. слайд - Актеры играли в слепленных из глины масках, которые закрывали почти всю голову. Такая выразительная маска была необходима актеру, чтобы зрители могли разглядеть его лицо с самых дальних скамей. Кроме того, маска служила одновременно и рупором усиливавшим его голос.

  2. слайд - В средние века театральные представления происходили прямо на площади, только актеры находились гораздо ближе к зрителям, да и зрителей было куда меньше. Маленькая группа актеров переезжала из города в город. Все костюмы и реквизит помещались в одной-двух повозках. Зато какой же бывал праздник, когда ярко раскрашенный фургон появлялся на улицах города.

  3. слайд - В Италии бродячий театр назывался "Комедия дель арте". В этом театре роли навсегда были закреплены за каждым актером. Это были Арлекин, Пьеро, Мальвина и другие. Актеры "Комедии дель арте" выступали в масках, как древние греки, но по другой причине. Дело в том, что в своих остроумных комедиях они высмеивали знать, богачей и священников, за что их то и дело преследовала полиция.

  4. Слайд - В России бродячих актеров называли скоморохами, они также развлекали народ на площади, и их тоже запрещали и преследовали.

Впервые в России театр, как здание, появился при царе Алексее Михайловиче (отце Петра I) и назывался такой театр Потешной палатой. Было это 300 лет назад.

Раньше спектакль оформляли совсем не так как сегодня: декорации заказывали декоратору, костюмы - костюмеру, мебель и посуду - бутофору. Лишь на генеральной репетиции эти вещи встречались на сцене и получался ужасный разнобой. И вот, как-то, 100 лет назад встретились режиссер и балетмейстер Сергей Павлович Дягилев и известный художник Лев Бакст. Они решили, что это положение нужно исправить.

9 слайд - Каким же мы видим театр сейчас? Появился зрительный зал со стульями и креслами для зрителей, и со сценой, оборудованной для различных представлений.

Вы познакомились с историей возникновения театра и узнали, что на протяжении всего существования театра люди делали маски..А как вы думаете, зачем люди придумали маски? (Маски заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса)

10слайд - Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения.

11слайд - У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей. Маски преследовали двоякую цель: заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса.

12 слайд- Своеобразие Восточного театра( Китай, Корея) определяется характером их мифов, религии. Такие маски используются и сейчас в странах Востока.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР 13слайд - В Италии в «Комедии дель арте» (или комедия масок) артисты импровизировали прямо на глазах у зрителей. Актер, выступивший удачно в какой-то маске, затем постоянно появлялся с ней на сцене; так возникло понятие "амплуа".

14 слайд - СОВРЕМЕННЫЕ МАСКИ - трагическая и комическая служат эмблемой театров.

В наше время зрители встречаются с масками в детском театре, в театре кукол, цирке, пантомиме, мультипликации.

Сегодня на уроке мы сделаем маску для сказочного героя, но сначала давайте отдохнем.

Физминутка. Стрекоза.

3.Закрепление пройденного.

а)Давайте повторим язык масок( 5 человек).

-Вы получили задание с разным мимическим образом. Никому не показывайте, что написано на листочках. Попробуйте лицом передать( т.е мимикой: глазами, ртом, носом, бровями) это состояние. Если класс угадает - карточку переворачиваем. У каждого состояния называем характерные черты.

Карточки прикрепляем на доску.

б) Работа над мимикой и жестом. «ДРАКОН». Педагог читает стихотворение В.Берестова «Дракон», а дети сопровождают текст соответствующими жестами и мимикой.

В дверь диетической столовой

Вошел Дракон семиголовый.

Он хором «здравствуйте» сказал

И, улыбаясь, заказал:

Для этой головы -

Пожалуйста, халвы.

Для этой пасти -

Прочие сласти.

Для этой головки -

Перловки.

Для этой глотки -

Селедки.

Для этой башки -

Пирожки.

Для этой рожи -

Тоже.

Для этого личика -

Два сдобных куличика.

Что еще? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

в) Подготовка к практической работе.

15 слайд - Давайте совершим путешествие по страницам книги А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино. А поможет нам в этом мастер Изображения. Назовите героев этой сказки. Молодцы. А с какой целью пришёл к нам мастер изображения? (Он просит вас внимательно посмотреть на героев этой сказки и назвать их мимический образ.)

Радость- Буратино; удивление- Мальвина, Лягушки; печаль- Пьеро, Папа Карло; злость -Карабас-Барабас; хитрость- Лиса Алиса, Кот Базилио.(Обращаем внимание на форму головы)

  1. слайд - Мастер Постройки поможет создать форму маски. Но сначала давайте вспомним:
-Какие детали лица наиболее выразительно передают характер героя?(глаза, нос, уши, волосы, рот) -Какие приемы использует художник, чтобы усилить выразительность образа?( Уменьшение или увеличение деталей, искажение их) 4.Практическая работа.
  1. слайд :

1.Вырезаем овал.

2.Складываем лист бумаги пополам.

3.Делаем надрез по центру - это нос.

4.Чуть ниже надрез - рот.

5.Вырезаем глаза.
Физминутка. Деревушка. Паучок.

18слайд - Последний гость сегодня на уроке это мастер украшения , он подскажет как правильно украсить маску.

1.Покрасить маску красками.

2.Дорисовать характерные черты героя.

3. Сделать из бумаги волосы, бороду, усы, ресницы.

5.Эстетическая оценка работ.

- выставка работ

-просмотр и выбор самых выразительных работ.

Итог урока: Где можно использовать маски на практике?

Давайте посмотрим маленькие сцены из сказки Буратино. ( импровизированные сценки)

Домашнее задание: Найдите в детских книжках, открытках, марках изображение масок или выразительных образов.

© 2010-2022