- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство. 1 класс
Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство. 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лесных Н.А. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 г. Липецка
СОГЛАСОВАНО
на научно-методическом совете
Протокол №1 от 25.08.2015г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 224-о от 27.08.2015г.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Начальное общее образование
2015-2016 учебный год
1В класс
Учитель Лесных Н.А.
1. Пояснительная записка Важную роль в процессе развития и воспитания личности при получении начального общего образования играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
2. Общая характеристика учебного предмета В системе начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» занимает особое место, так как отражает: 1. Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека. 2. Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством. 3. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. 4. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства. Особенности предмета: 1.Сочетание иллюстративного материала с познавательными и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. 2.Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний - деятельностный подход. 3.Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. 4.Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира. 5.Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Календарный учебный график рассчитан: 1 классы - 33 недели, 2-4 классы - 35 недель. В соответствии с учебным планом гимназии учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс- 1 час в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического,эколого-технологического сознания. Ценность природы - основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Междисциплинарная программа «Формирование универсальных учебных действий» Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
- использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информациюнабирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
- рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
- сканировать рисунки и тексты.
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
- заполнять учебные базы данных.
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
- размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
- представлять данные;
- создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
- создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
- определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
- моделировать объекты и процессы реального мира.
О чём говорит искусство? Выпускник научится: осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности; выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться: видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним; изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
6. Содержание учебного предмета Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. Родина моя - Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественнотворческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ Тематическое планирование Количество часов Основные виды учебной деятельности 1. Введение. Кто такой художник
1 Знать, какими качествами должен обладать художник. Отличать профессии, которые может освоить художник. 2.
Фантазии цвета и линий
7 Иметь понятие о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали). Уметь характеризовать предметы по этим признакам. Выполнить практическую работу в рабочей тетради на освоение этих понятий. Коллективная работа «Городок»: учиться работать в группах. Применять полученные знания. Уметь называть порядок цветов спектра. Иметь представление о живописи и дополнительных цветах, о тёплых и холодных цветах. Практическая работа на закрепление материала в рабочей тетради. Коллективная творческая работа «Чудо-дерево». Учиться согласованно работать в группе. Иметь представление о разных типах линий и уметь определять их характер. Знать, что такое замкнутая линия. Исследовать характер линий в работах П. Пикассо. Практическая работа: выполнение заданий в рабочей тетради. Коллективная творческая работа «Солнечный денёк». Уметь применять полученные знания на практике. Согласованно работать в группах. 3. Учимся видеть и говорить на языке искусства. Фигуры, симметрия, орнамент
10 Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы. Практическая работа в рабочей тетради. Творческая работа «Любимая игрушка». Уметь применять полученные знания. Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. Отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных. Уметь определять симметричность фигуры. Практическая творческая работа «Осень». Вырезание симметричных листьев и составление из них композиции. Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Практическая творческая работа на закрепление знаний в рабочей тетради. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать. Коллективная творческая работа «Осенний букет». Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий) и получать новые оттенки при их смешивании. Иметь представление о родственных и дополнительных цветах. Исследовать, какими цветами написаны картины М. Сарьяна «Ночной пейзаж» и «Продавец лимонада» и какое они производят впечатление. Выполнить гуашью или акварелью задание на стр. 20-21 рабочей тетради. Факультативно (в группах продлённого дня или дома) можно выполнить задание по композиции орнамента на стр. 22-23 рабочей тетради. 4. Учимся видеть и говорить на языке искусства. Композиция
2 Иметь понятие о натюрморте. Определять, что хотел показать нам художник. Знать, как можно использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета). Определять, какие цвета используют художники в своих картинах и для чего. Знать, что такое композиция и её простейшие правила. Уметь использовать в своих работах фон. Практическая творческая работа «Фрукты на тарелочке» или коллективная работа «Плоды на столе», которая может проводиться в малых (2-4 человека) группах.
5. Учимся видеть и говорить на языке искусства. Графика
3 Иметь понятие о графике и её основных изобразительных средствах. Исследовать на примерах приведённых иллюстраций, зачем и какими изобразительными средствами пользуются художники для решения своих задач. Уметь рассказывать о работе художника-иллюстратора. Творческая работа «Зимний лес». Практическая работа на закрепление изученного в рабочей тетради.
6. Учимся видеть и говорить на языке искусства. Пейзаж
1 Уметь объяснять, что такое пейзаж. Исследовать, какие задачи решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каждом пейзаже. Практическое творческое задание на передачу настроения с помощью цвета.
7. Учимся видеть и говорить на языке искусства. Народные промыслы
7 Иметь представление о филимоновском, дымковском, хохломском, богородском народных промыслах. Практическое задание на смешивание гуашевых красок с белилами. Практическое творческое задание «Морозные узоры». Иметь представление об основных свойствах акварельных красок. Практическая работа: выполнение задания в рабочей тетради или практическая творческая работа «Витраж». Уметь работать акварелью слоями. Практическая работа: выполнение заданий в рабочей тетради. Практическая творческая работа «Рыбка в море». Исследовать на примере приведённых в учебнике натюрмортов с цветами влияние цвета на настроение живописного произведения. Практическое творческое задание: выполнить в подарок маме панно «Букет», постаравшись передать в нём своё настроение. 8. Учимся видеть и говорить на языке искусства. Из истории искусства
2 Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски. Практическая работа: выполнение заданий в рабочей тетради. Творческая работа: выполнение набросков животных (дома или на улице) или одноклассников (для композиции «Рисунок на скале»). Иметь представление о зарождении искусства. Творческая работа «Рисунок на скале». Коллективная творческая работа «Рисунок на скале» (на основе набросков, сделанных на предыдущих уроках).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 2 класс № Тематическое планирование Количество часов Основные виды учебной деятельности 1. Введение. Жизнь и искусство 1 Иметь представление о видах изо- бразительной деятельности и их осо- бенностях
2.
Фантазии цвета и линий 19 Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике. Продолжить изучение свойств тёплых и холодных цветов. Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике. Углубить представление о технике аппликации и её особенностях. Проанализировать выполненные в этой технике работы А. Матисса и их эмоциональное воздействие на зрителя. Коллективное панно: «Цветочный луг». Вспомнить основные правила выполнения коллективной работы. Использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета. Получить представление о музее и картинной галерее. Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи. Иметь представление о значении рамы в оформлении живописного произведения. Выполнить задание «Портрет в подарок» Коллективная работа «Портрет класса». Иметь представление о книжной иллюстрации и о значении различ- ных деталей при выполнении иллю- страций. Подготовиться к рисованию иллюстрации к басне. Уметь определить характерные детали животного и нарисовать его по представлению или с использованием набросков. Объяснять, что такое композиция иллюстрации, что такое эскиз к ней. Выполнить иллюстрацию к любой басне И.А. Крылова. Иметь представление о гравюре и о технике выполнения ксилографии. Выполнить графическую иллюстрацию, похожую на гравюру. Организовать коллективную выставку иллюстраций к басням И.А. Крылова. Получить понятие об объёме и форме предметов и о том, как их передать на бумаге с помощью штриховки. Отработать разные виды штрихов- ки (по направлению штриха и по плотности). Уметь пользоваться рамкой-видоискателем. Иметь представление о светотени, знать её градации и уметь различать их на различных предметах. Выполнить задание на передачу светотени куба. Углубить знания о жанре натюрморта. Иметь понятие об учебной и творческой задачах, стоящих перед художником. Нарисовать с натуры простым карандашом, стараясь передать светотень на предметах, несложный натюрморт. Понимать важность зарисовок с натуры. Проанализировать натурные рисунки В. Ватагина и А. Дюрера Сделать несколько подготови- тельных зарисовок своего любимца с натуры. Продумать композицию своей работы и выполнить задание «Мой пушистый друг». 3. Учимся видеть и говорить на языке искусства. Орнаменты
6 Расширить представление об искусстве орнамент. Иметь понятие о растительном орнаменте. Знать, что такое элемент орнамента. Уметь создавать из реальных расте- ний элементы растительного орна- мента. Моделировать различные растительные и геометрические орнаменты с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях. Различать простые типы композиции орнамента и уметь их создавать. Коллективная работа «Лоскутное одеяло». Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию и выполнить задание «Расписная тарелка». 4. Учимся видеть и говорить на языке искусства. Пейзаж, колорит
5 Расширить понятие о пейзаже. Изучить пейзажи А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Продолжить овладение техникой акварели (заливка и набрызг). Изучить материалы и написать пейзаж «Весна пришла». Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина Написать натюрморт с цветами (в технике по-сырому с последующим уточнением деталей) в определённом колорите. 5. Учимся видеть и говорить на языке искусства. Бытовая живопись
1 Расширить представление о бытовой живописи. Исследовать работы И. Владимирова и З. Серебряковой. Рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий. Составить рассказ по картине Ф. Решетникова.
6. Учимся видеть и говорить на языке искусства. Из истории искусства
2 Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь представление об искусстве Древнего Египта. Нарисовать фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа. 7. Что узнали, чему научились 1 Использовать информационные изделия: для создания образа в соответствии с замыслом; Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, с использованием цифровой информации; Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации; Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 3 класс № п/п Наименование раздела Кол-во час. Характеристика основной деятельности учащихся 1 Искусство в твоем доме 8 ч Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. 2 Искусство на улицах твоего города 7 Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображатьархитектуру своих родных мест , передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.
3 Художник и зрелище 11 Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. 4 Художник и музей 8 Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобрази- тельных искусств имени А. С. Пушкина.Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 4 класс № п/п Наименование раздела Кол-во час. Характеристика основной деятельности учащихся 1 Истоки родного искусства.
8 ч Характеризовать и эстетически оценивать разные виды искусства Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления.
2 Древнейшие города нашей земли
12 Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных . Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Изображать архитектуру, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.
3 Каждый народ - художник
4 Понимать и объяснять важную роль художника 4 Искусство объединяет народы
11 Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств .Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения при получении начального общего образования, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); 2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы). Литература:
- О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Изобразительное искусство» 1-4 класс(«Разноцветный мир») Учебник. - М.: Баласс, 2012.
- О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Изобразительное искусство» 1-4 класс(«Разноцветный мир») Рабочая тетрадь. - М.: Баласс, 2015.
- О.А. Куревина «Изобразительное искусство» 1-4 классы. Методические рекомендации для учителя.- М.:Баласс, 2013.
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Звуковые колонки.
- Принтер.
- Демонстрационные таблицы, брошюры серии «Стандарты 2 поколения».
- Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство» 1 класс.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, school-collection.edu.ru/).
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству
1 класс (33 часа, 1 ч в неделю)
-
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Календарные сроки
Примечание
По плану
Фактически
По плану
Фактически
Введение. Кто такой художник (1 час)
1
Кто такой художник
1
1.09
Фантазии цвета и линий (7 часов)
2
Фантазируем и учимся
1
8.09
4
5
Чудо-радуга
2
15.09
22.09
6
7
8
Линии - какие они бывают?
3
29.09
06.10
13.10
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Фигуры, симметрия, орнамент (10 часов)
9
Какие бывают фигуры
1
20.10
10
11
«Живое письмо»
2
27.10
10.11
12
13
Что такое симметрия?
2
17.11
24.11
14
15
Геометрический орнамент
2
01.12
08.12
16
17
Смешиваем краски (гуашь)
2
15.12
22.12
18
Мир вещей
1
29.12
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Композиция (2 часа)
19
20
Что такое композиция
2
12.01
19.01
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Графика (3 часа)
21
Графика: чёрное и белое
1
26.01
22
23
Чёрное на белом и белое на чёрном
2
02.02
09.02
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Пейзаж (1 час)
24
Пейзаж
1
16.02
Учимся видеть и говорить на языке искусства. Народные промыслы (7 часов)
25
26
Народные художники
2
01.03
08.03
27
Прозрачность акварели
1
15.03
28
Цвета и цветы
1
15.03
29
30
Картины о жизни людей. Сюжет
2
22.03
31
Наброски. Тренируем наблюдательность
1
Учимся видеть и говорить на языке искусства.
Из истории искусства (2 часа)
32
Из истории искусства. Древний мир
33
Что ты узнал за год