- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку Слова-синонимы
Урок по русскому языку Слова-синонимы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Овчаренко И.Н. |
Дата | 20.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока Русский язык. Учитель: Овчаренко И.Н.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний Тема: «Слова - синонимы». Цели урока:
Обучающие:Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «синонимы» и введения его в систему знаний.
Задачи урока:
1. Логически вывести алгоритм определения слова - синоним, дать понятие
«слова - синоним» на основе знаний детей, наблюдать за сходством и различием слов - синонимов;
2. Развивать умение находить слова - синонимы среди других слов, развивать
мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
3. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться.Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование,целеполагание, корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: «О чём говорят синонимы», «Определение синонимов», «Роль синонимов» раздаточный материал.
Методы обучения: системно деятельностный подход.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.
Вид обучения: проблемный.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1.Организационный этап. Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности.
Слайд
Взаимное приветствие:
- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним улыбнёмся и поприветствуем.
Друзья мои, я очень рада
Войдя в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Давайте сочиним урок!?
- Ребята, вы хотите узнать, чем интересным мы будем заниматься на уроке? Попробуйте определить задания на уроке. А подсказкой вам послужит следующий слайд.
Девиз:
Урок будет интересен и приносит радость, тогда, когда мы мыслить и дружно работать будем вместе. Сегодня мы будем …… работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.
Желаю вам на уроке удачи.
-а тему урока мы сформулируем немного позже. Взаимное приветствие - ключ, перо, «КУНЯ» (надпись на доске) - Сегодня мы будем говорить о том, как устроен наш язык («КУНЯ»), откроем «Тайну языка» (ключ), познакомимся с новым словарными словами (перо), (АБ) - из истории языка. Девиз: Не страшны нам любые испытания, Вперёд друзья откроем новые знания! Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.
2. Каллиграфическая минутка
(исп. Слайд - 4
- Прежде чем приступать к письму разомнем пальчики.
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали,
Покрутили, покружили
Потянули, потянули (вверх)И открыли!
Открыли тетради, записали:
26 февраля.
Классная работа.
- У доски по карточкам работают 4 ученика.
Давайте поработаем над красотой письменной речи. Вспомним каллиграфическое написание строчной буквы Сс.
3 слайд. Элементы букв
-
Назовите элементы.(полуовал, )
-
Письмо буквы.
-
Дайте характеристику буквы .(обозначает 2 звука[с],[с], согласный, звонкий парный) Назовите пару.(з-с)
(покрутить сцепленными пальцами),
(расцепить пальцы, развести руки в стороны)
К-1Раскрыть скобки (В) летелел (в ) окно, (за) бежал, (за) дом. К-2В каком слове пишется суффикс «ёнок», «онок» или «ик», «ек». Волч..нок листоч..к Ут..нок глаз..к Зайч нок лист..к К-3 Разбери слова по составу: Рыбка, переход, бесполезный. К-4Какое имя прилагательное подходит к существительному сон? Крепкий, сладкий, кислый, чуткий.
Регулятивные:корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
3. Подведение к теме. Актуализация знаний и фиксация затрудненийв деятельности.
НАЗОВИТЕ ОДНИМ СЛОВОМ: 1.Как называется холодная зимняя погода, холода, стужа? Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз) (мороз) Пишу на доске слова «мороз». 2. Совокупность предметов ( из ткани, меха, которыми покрывают тело человека? «одежда». 3. Молодые люди, парни ( употребляется также в обращение.) Приятели, свои люди.«ребята» - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите. - Проверяем работу учеников на доске - Назовите правило, над которым работали. - (Записывают в тетрадь слова «мороз» и «одежда», «ребята»)..
К-1 Правописание предлогов и приставок. К-2 Правописание суффиксов. К-3 Разбор слова по составу К-4 Определение части речи
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов. Личностные: применять правиладелового сотрудничества 4. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. Слайд -8
Слайд - 9- 10 -11
Что такое текст? Что ещё знаете? Открыли учебник на стр. 42. /Прочитайте рублику «Давай подумаем» / - Какие возникли затруднения? - Вам понравился этот текст? - Что портит этот текст?
- Сегодня мы узнаем, как называются слова, близкие по значению и оттенки его значения. Тема урока: СИНОНИМЫ. Подчеркните название новой для нас темы. Какую цель перед собой поставим?
- Хочу УЗНАТЬ
- Будем УЧИТЬСЯ
- МОГУ работать
(Повторяющееся слово «РЕБЯТА».)
Проблема
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность учащихся
Что такое синонимы? Для чего нужны синонимы?
Подбирать синонимы? Употреблять их речи.
Различать схожесть и различие... Активно, получать удовольствие от труда. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.
- Построение проекта выхода из затруднения.
Физминутка для глаз (исп. Слайд - 15-18)
- Что необходимо сделать, чтобы данный текст стал более выразительным? Как избежать подобных повторов?
- Давайте попробуем исправить этот текст, используя слова для справок.
- Ребята, ребятки, ребячий, ребятушки.
- Ребята, дети, малыши, детвора
- Близкие по значению.
- Отвечают на один и тот же вопрос.
- «Называют одно и тоже по- разному».
- Значение не всегда совпадает, разлучается оттенками и значением.
(Необходимо заменить слово «РЕБЯТА» близкими по значению словами - синонимами.)
- (однокорен)
- (Синонимы)
Читают, называют - близкие по значению - отвечают на один и тот же вопрос;
ВЫВОД
Алгоритм
1. Прочитать текст.
2.Найти или подобрать синонимы.
3.Применить определение (правило).
4.Сделать вывод Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Чтение алгоритм.
6. Первичное закрепление. Работа в учебнике. Исп.Слайд-19-(иллюстрации к упр. 2 на стр. 43 учебника)
(на стр. 44 учебника) (исп. Слайд - 20 -21
- Рассмотри картинки. Назовите слова обозначающее действие на рисунке, (используя слова погасить - потушить - выключить - затушить.) Вывод: - Как можно назвать эти слова? - Что объединяет слова? -Чем они различаются?
-Понаблюдай за употреблением синонимов в речи.
- Приятелей много - а друга нет.
Вывод:
определение СИНОНИМЫ Близкие по значению.
- Значения не всегда совпадают, различаются оттенками значения.
ОБЪЕДИНЯЮТСЯблизостью, схожестью значения РАЗЛИЧАЮТСЯ не могут одинаково сочетаться с другими словами, так как называют только сходство, но не одинаковые действия Значения слов-синонимов не всегда совпадают. Часто синонимы различаются оттенками значений Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера. Физминутка, снятие утомления с глаз и рук
Чтобы лучше нам размяться
будем глубже наклоняться. Наклоняемся вперед,
а потом наоборот. Вот еще одно заданье - выполняем приседанья. Не ленитесь приседайте. 1-2-3-4-5. Мы шагаем дружно, бодро, но пора закончить отдых. Ротик снова на замок. Продолжается урок Выполняют задания, стараясь повторить.
7. Введение нового материала в систему знаний.
- Словесное обобщение по теме «Синонимы»
-Распределение на группы, поручение членам группы.
-Выполнения задания… Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.
Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраиватьпоследовательность необходимых операций (алгоритм действий).Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном ивербальном виде; 8.Самостоятельная работа в группах с взаимопроверкой. (дифференцированная по уровню сложности, На слайде 4 слова по вариантам) (исп. Слайд - 22-29
«Вновь у нас физкультминутка»
Разделитесь на 4группы (по человек). - К -1. Имя существительное Задание.Из данного списка выпиши слова составив парами, близкие по значению словам:Темнота, отметка, дом, школа. Здание, весна, оценка, сумерки. Какие слова "лишние"? Почему?
К-2.Имя прилагательное. Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами, близкие по значению словам:Скорый, аккуратный, трудолюбивый. Работящий, быстрый, опрятный, ленивый, медленный. Какие слова "лишние"? Почему?
К- 3. Глаголы Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами, близкие по значению словам:Сказать, спешить, прыгать. Читать, мыть, говорить, скакать, торопиться. Какие слова "лишние"? Почему? 4 группа Составляет синквейн по теме урока..
Вновь у нас физкультминутка,
Повернулись, ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и читать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Хоть зарядка коротка Отдохнули мы слегка
Самостоятельная работа.
Ученики рассказывают о возникших затруднениях.
- Что слова обозначают?
-Какой частью речи являются? Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству 9. Самостоятельная работа (индивидуально ТЕСТ) (исп. Слайд -30 -32
Игра
Проверка усвоения нового материала. Самостоятельная работа.
1.Найди пары синонимов. Поставь
приятель воин
солдат друг
шагать горе
красный идти
печаль труд
работа алый
2.Напиши, каких зверей так называют?
Косой - _____________; косолапый - _________________;
серый - _____________; сохатый - ___________________.
3.Допиши предложения:
Слова, которые имеют два или несколько значений называются______________________.
Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________.
- Для чего нужны синонимы? Вывод:
«Кто больше подберёт слов близких по значению?» -
У кого все ответы выбраны верно - поставьте себе "5".
У кого четыре правильных ответа - поставьте "4".
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. Личностные: применять правила делового сотрудничества Познавательные:преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. 10. рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера. Домашнее задание: 1) выучить теоретический материал параграфа «Синонимы»; 2) выполнить упражнение (по усмотрению учителя); 3) индивидуальное задание: написать любой синонимический ряд слов. Рассматривают упражнения, изучают задание. - в упр. 3 слова, составить и записать предложения. Регулятивные: контроль , коррекция; Личностные: самоопределение. 11. Рефлексия деятельности. Итог урока. 2-3 мин.
- - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какие слова называются синонимами? - Что такое синонимический ряд?
- Был ли для вас урок полезным? Почему?
- Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?
- Как вы можете оценить свою работу на уроке?
Выставление и аргументация отметок за урок
- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!
- Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).
Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.
Регулятивные:анализироватьэмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности:оцениватьуровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.
1.Синквейн.
- Весь урок мы посвятили суффиксам. Своё отношение к ним мы выразим в синквейне.
Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
Синквейн - своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее
определенное строение.
Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной
форме).
Пример синквейна:
1 . СИНОНИМЫ
1. СИНОНИМЫ
2.Близкие, с греческого «одноимённый»
2.Общие, различные оттенки значений.
3.Подобрать, применить, сделать вывод.
3. Называют, отвечают, не совпадают.
4.Речь становится богатой без повторов.
4. Научиться подбирать синонимы.
-
ТЕКСТ
5.Речь
1.Синквейн.
- Весь урок мы посвятили суффиксам. Своё отношение к ним мы выразим в синквейне.
Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
Синквейн - своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее
определенное строение.
Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной
форме).
СИНОНИМЫ
Близкие, с греческого «одноимённый»
Научиться подбирать синонимы.Подобрать, применить, сделать вывод.
Речь становится богатой без повторов.
Общие, различные оттенки значений.
Научиться подбирать синонимы.
ТЕКСТРечь