- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности». для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности». для 2 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Симагина А.Н. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа рассчитана на 34 учебных недели (34 часа в год, 1 учебный час в неделю)
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Задачи:
-
Формирование личностных УУД на этапах образовательно-воспитательного процесса:
-
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
-
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
-
-
Формирование коммуникативных УУД:
-
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
-
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
-
. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
. Научить правилам поведения на дне рождения. Занятия проводятся в форме бесед, тренингов, игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Содержание программы
2 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч) Заповеди. Дал слово держи. Раздел 3: Дружеские отношения (11ч) «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. Раздел 4: Понять другого (10ч) Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности» Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Формирование личностных и коммуникативных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность воспитательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать: 1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями. 2. Заповеди и правила этикета. 3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена). 4. Афоризмы. Уметь: 1. Исполнять заповеди. 2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице. 3. Выполнять общение. 4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки. 5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов и тем.
Кол-во
часов
дата
Раздел №1
Культура общения
9
1 Этикет разговора.
1
2 Обращение к разным людям.
1
3 Обращение к разным людям.
1
4 Вежливый отказ, несогласие.
1
5 Этикетные ситуации.
1
6 Этикетные ситуации.
1
7
Афоризмы.
1
8 Разговор по телефону.
1
9 Играем роль воспитанного человека.
1
Раздел № 2
Самовоспитание
7
10 Что значит быть вежливым?
1
11 Мои достоинства и недостатки.
1
12 Мои достоинства и недостатки.
1
13 Большое значение маленьких радостей.
1
14
О хороших и дурных привычках.
1
15 О хороших и дурных привычках.
1
16 Афоризмы о самовоспитании.
1
Раздел № 3
Общечеловеческие нормы нравственности
10
17 Заповеди: как мы их исполняем.
1
18 О сострадании и жестокосердии.
1
19 О сострадании и жестокосердии.
1
20 Лгать нельзя, но если...?
1
21 Лгать нельзя, но если...?
1
22 Всегда ли богатство счастье?
1
23 Всегда ли богатство счастье?
1
24 Спешите делать добро.
1
25 Спешите делать добро.
1
26 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
1
Раздел № 4
Как сердцу высказать себя.
Другому как понять тебя?
8
27
«Как сердцу высказать себя?»
1
28
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
1
29
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
1
30
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».
1
31
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».
1
32
Диалоги о хороших манерах, добре и зле.
1
33
Афоризмы.
1
34
Чему мы научились на уроках этики.
1
Список литературы:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Азбука нравственности. Методическое пособие для учителей 1-4 классов / Российская академия образования (составитель Э.П. Козлов, руководитель работы и др.) - М.: Новый учебник, 2007.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 2 кл. (Э.П. Козлов, автор-руководитель работы). Предисловие С.В. Михалкова - М.: Новый учебник, 2007.
- Азбука нравственности. 2 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П. Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В. Михалкова - М.: Новый учебник, 2007.