Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Борисова Елена Александровна, учитель высшей категории

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы с. Абашево муниципального района Хворостянский Самарской области


Методическая разработка внеурочного мероприятия для начальных классов

«Народные традиции и праздники нашего села»

Пояснительная записка к мероприятию. В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение имеет недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности учащихся, что препятствует их успешной социальной адаптации. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, возникает необходимость формирования у младших школьников духовно - нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины. Актуальность данной темы связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: - во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; - во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности; - в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. - в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Теме народных праздников, обрядов и традиций посвящено внеурочное занятие «Народные традиции и праздники нашего села». Во время подготовки к занятию я ставила перед собой задачи:

  • Формировать у учащихся чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

  • Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней.

  • Развивать гражданское самосознание.

  • Приобщать детей к великому русскому искусству.








План-конспект

внеурочного мероприятия на тему

«Народные традиции и праздники нашего села»

Цель мероприятия: дать общее представление о традиционных народных праздниках нашего села, формировать уважительное отношение к народным традициям.

Задачи занятия:

  • обучающие: познакомить учащихся с традиционными народными праздниками нашего села, обрядами, обычаями и традициями; формировать регулятивные УУД (самоконтроль, планирование предстоящей работы, прогнозирование деятельности);

  • воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, формирование духовно-нравственной культуры, эстетическое воспитание, формировать личностные УУД (самопознание, самосовершенствование);

  • развивающие: формировать коммуникативные УУД; развивать умения сравнивать, сопоставлять; развивать творческие способности, формировать умение работать с различными материалами.

Оборудование: раскраски и цветные карандаши у учащихся, медиа проектор, презентация «Праздники, традиции и обычаи села Абашево», пластилин и салфетки на каждый стол, карточки с буквами, инструкция для лепки, крашеные яйца каждому ученику, карточки с пословицами.





Технологическая карта занятия

Этап занятия и цель данного

этапа.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Время

(мин)

1.

Целеполагание.

Мотивировать учащихся к внеурочной деятельности посредством эмоциональной обстановки, формирование навыка коммуникативного общения. Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, ребята! Я раздам вам карточки с буквами, а вы быстро и дружно составьте слова, которые будут обозначать названия народных праздников.

- Сегодня мы поговорим на тему «Народные традиции и праздники нашего села», познакомимся с традицией празднования этих праздников в селе Абашево. И нам нужны честные, смелые, ловкие и умелые ребята, умеющие постоять за себя и друга в беде не оставить.

Дети составляют из карточек с буквами слова:

ЦРТОИА (Троица), ЦАМАЛНЕИС (Масленица), ХСПАА (Пасха).

Формулируют цель занятия.

3

мин.

2.

Основная часть мероприятия.

  1. Масленица.

Дать общее представление о традиционных народных праздниках нашего села, формировать уважительное отношение к народным традициям.

Личностные УУД:

• Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

• Общее представление о моральных нормах поведения.

Регулятивные УУД:

• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

2) Давайте послушаем воспоминания наших односельчан о том, как праздновалась Масленица в нашем селе. Вот что вспоминает Балакирева Татьяна Прокопьевна. (Слайды 2-3)

«Масленицу праздновали всегда. Веселились от души весь день. С вечера напечём блинов, пирогов. А утром, после утренней дойки запрягали лошадь, на сани ставили самовар, щепок в него накладём, дымится. Блины с собой, пироги - и поехали по селу. Кого встретим - угощаем. Песни поём. Всегда пели. И сытые пели и голодные, всё равно пели песни. Наряжались по-разному, изображали рукоделие: на сани брали пряху, спицы с вязанием».

Воспоминания Сакина Владимира Артемьевича: «Вечером, как стемнеет, молодёжь собирала по селу старые покрышки от колёс, наваливали их в кучу на реке и поджигали. Как только огонь станет поменьше, прыгали через костёр. Считалось позорным для того, кто не прыгнет. Одежда покрывалась сажей от горящей резины, пахла дымом, но эта традиция повторялась из года в год. Лошадей для катания запрягали и по одной в упряжку, и по три. Главный конюх, Кузьмичёв Всеволод Иванович, всегда запрягал тройку лошадей. Дугу на коренной лошади украшал лентами и колокольчиками. Далеко было слышно, как едут сани. А в сани набивались ребятишки по 7-10 человек, взрослых по 7-8 человек. Взрослые часто с гармошкой, песни пели.»

3) А сейчас, ребята нужна ваша помощь. Нашла я для вас несколько пословиц о Масленице, но нечаянно они рассыпались на две половинки. Задание - собрать пословицы из их половинок. (Слайд 4)

  1. Выступление учащихся:

1-й ученик:

Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречаем, зиму провожаем, Весну закликаем! (Слайд1)

2-й ученик:

Приходите, разомните кости! Сегодня Масленица приглашает в гости! Спешите скорей, спешите скорей! Нет праздника нашего веселей!

3-й ученик:

Масленица, Масленица, Блинами попеканщица! Пришла раненько, Встретим мы тебя хорошенько, Сыром, маслом и блином, И румяным пирогом!

2)Слушают воспоминания односельчан о праздновании Масленицы в селе.





3) Собирают пословицы:

Не житьё-бытьё, / а Масленица.

Не всё коту Масленица, / будет и Великий пост.

Масленица семь / дней гуляет.

Масленица объедуха, / деньгами приберуха.

Боится Масленица горькой редьки, / да пареной репы.

Масленица идёт, / блин да мёд несёт.

11

мин


  1. «Жаворонки».

Коммуникативные УУД:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - 22 марта, в день весеннего равноденствия, в нашем селе празднуют праздник «Жаворонки» (в церкви в этот день празднуют день 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся). Хозяйки пекут булочки, «жаворонки». Ребятишки с этими «жаворонками» залазили на крышу и звали весну. Есть такая примета: встретишь весну «жаворонками» - удача не обойдёт твой дом стороной. - Сейчас мы с вами слепим из пластилина «жаворонков» - А теперь встаньте, поднимите «жаворонков» высоко над головой, пропоём закличку:

4)Лепят из пластилина «жаворонков» по инструкции:

1.Возьми пластилин, раскатай в колбаску. 2.Сверни узелком в виде птички. Сделай глазки-бусинки.

Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов

5)Встают около парты, поют: Жаворонушки, вы летите к нам, Весну красную вы несите нам! Нам зима-то надоела, Все припасы у нас поела! И соломку подбрала, И мякинку подняла. (Слайд 5)

11

мин.










  1. «Пасха».










- Ни одни праздник в нашем селе Абашево не празднуется так необычайно светло и торжественно, как день Светлого Христова Воскресенья. В церкви накануне совершается пасхальная всенощная, в полночь - крестный ход и служится пасхальная утреня и литургия. (Слайд 6) Существует много православных традиций, связанных со светлыми Пасхальными днями. Например, обычай красить яйца имеет глубокое обоснование. Одна из учениц Спасителя, Мария Магдалина, проповедовала в Риме. Однажды со словами "Христос воскресе!" она преподнесла в дар императору Тиберию белое яйцо. Удивился император и сказал: "Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? Трудно в это поверить. Также трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным!" И пока он ещё говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и наконец, стало ярко-красным! Отсюда и произошла пасхальная традиция дарить друг другу крашеные яйца. (Слайды 7-8). Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет. Позже яйца стали окрашивать во всевозможные цвета, на них рисовали пейзажи, символические знаки, изречения. Разрисовка яиц стала подлинным искусством, требующим терпения, навыка и вкуса. - А мы с вами будем раскрашивать бумажное яйцо (раздаю раскраски).

- Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Давайте поиграем в некоторые игры: 1. «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, - древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника. 2. Игра «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель! 3. «Поиск яиц» с завязанными глазами. И еще одна Пасхальная традиция - перезвон колоколов. На Пасхальной неделе всем желающим разрешалось звонить во все колокола. Это и был Пасхальный Благовест. (Слайд 9)

6)Выступление детей:

1 чтец: Пасха! В трубы золотые Ангелы трубят с небес, Будьте счастливы, все люди, Радуйтесь! Христос воскрес!

2 чтец: На Руси обрядов много, А сегодня - праздник Бога! Пасха - Бога воскресенье, Его второй день рожденья.

3 чтец: Повсюду Благовест гудит, Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес!

4 чтец: С полей уж снят покров снегов, И руки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес… Христос воскрес! Христос воскрес!

5 чтец: Вот просыпается земля, И одеваются поля, Весна идет, полна чудес… Христос воскрес! Христос воскрес!

7)Раскрашивают яйцо

Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов

8) Играют



9) Слушают Благовест.

11

мин.

3.

Подведение итогов. Рефлексия урока. Личностные УУД:

  • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
  • Общее представление о моральных нормах поведения.
Познавательные УУД:
  • Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
  • формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их.

- Я знала, всё у нас получится, Про праздники Абашево всё с вами будем знать. Всем дружным третьеклассникам-умникам Желаю вскоре встретиться опять.

- Вот и закончилась наша встреча с традициями и праздниками нашего села. На доске у нас висит солнышко. Чтобы оно улыбнулось нам, давайте прикрепим к нему лучи. Если вам понравилось мероприятие, прикрепите жёлтые лучи, если нет, синие лучи, а если вы сомневаетесь - зелёные лучи.

Прикрепляют лучики к «солнышку»

Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов

4

мин.

Использованная литература:

  • Данилюк А.Я. , Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2010.
  • Н.В.Киладзе, Е.И.Катаева. Воспитание детского коллектива. - Волгоград: Учитель, 2008. - 175 с.

  • Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.:НИИ школьных технологий, 2005.
  • 2.С.А.Шмаков. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997. - 336 с.






Приложение.

Конспект внеклассного мероприятия для начальных классовСлайд 1 Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов Слайд 2 Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов Слайд 3

Конспект внеклассного мероприятия для начальных классовСлайд 4 Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов Слайд 5 Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов Слайд 6

Конспект внеклассного мероприятия для начальных классовСлайд 7 Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов Слайд 8 Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов Слайд 9

© 2010-2022