Доклад Игра в жизни ребенка

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра в жизни ребенка. Свое выступления я начинаю строками из стихотворения «Здравствуйте!»:

«Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнется он в ответ!

И наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет!» Говоря «Здравствуйте!», я желаю заряда души, радости, азарта, восхищения, сердечного творческого вдохновения, искренности Вам! Чтобы детям в школе было интересно, чтобы они уходили из школы не усталыми и понурыми, а бодрыми и веселыми, чтобы каждый день в школе дарил детям праздник, нужно помнить об игре на уроке. Большое внимание игре уделял В.А. Сухомлинский. Он отмечал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Психолог Эльконин подчеркивал: «Ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного педагогического поля как игра. Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу жизни ,без которой эта пора был бы бесполезна». Игра - это одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей, это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслит самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. В начальной школе позиции игры достаточны прочны. Именно дидактические игры тесно связаны с учебно воспитательным процессом. Они направлены не только на решение задач обучения, но также в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.
Дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача присутствует. По характеру познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу («Составим узор») Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10 («Математическая рыбалка», «Лучший космонавт».) Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, «Цепочка»,»Математическая эстафета», «Составление круговых примеров». К преобразующей деятельности относятся также игры игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Арифметический бег»). Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Игры на формирование умения анализировать: найдите пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает». Многие игры и упражнения строю на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний. Игры провожу на различных этапах урока: вместо обычного вступления на уроке предлагаю иное начало урока - разгадать (расшифровать) тему урока. Предлагаю учащимся загадку, ребус, кроссворд. При изучении нового материала предлагаю такие задания :расставьте карточки, начиная с самой большой единицы измерения длины (метр), «Постройте пирамидку». Для активизации детей на уроках использую задания героев. (выберете задание любимого героя и выполните его). При повторении изученного ребята с удовольствием играют в «Домино». Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». Продолжением работы является внеурочная деятельность. Я веду кружок «Занимательная математика». Для этого использую комплект «Юным умникам и умницам». В тетради есть задачи и упражнения для развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения. Часть упражнений готовит к выполнению тестовых заданий. А еще есть графические диктанты, которые являются отличным способом разработки мелких мышц руки ребенка. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

Таким образом, использование дидактических игр как на уроке, так и во внеурочной деятельности является наиболее результативным для созидания психолого-педагогических условий развития познавательный интересов детей, привлечению их к совместному решению задач, подведению к самостоятельным выводам. Игра с учителями - «Синквейн к слову игра».

© 2010-2022