- Преподавателю
- Начальные классы
- Богатырская «Сказка про Илью Муромца»
Богатырская «Сказка про Илью Муромца»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Слабова О.А. |
Дата | 11.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
конспект урока разработан по УМК «Школа 2100».
Тема раздела: «Сказочные богатыри». 2 класс
Богатырская «Сказка про Илью Муромца»
Цели:
1.Образовательные
-
Сформировать понятие о былине;
-
создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в творчестве художников;
-
Формирование навыка правильного и сознательного чтения.
2. Развивающие цели:
-
-личностных:
-
а) самоопределения, в процессе мотивации к чтению;
-
б) смыслообразования в процессе связи произведения с жизнью ребенка
-
в) формирование нравственно-эстетической ориентации в процессе анализа поступков героев
-
-регулятивных:
-
а)формирование действия самоконтроля и контроля в процессе исправления ошибок, при чтении
-
б) развитие рефлексивно-оценочного действия на этапе итоговой беседы по произведению
-
-логических:
-
а) анализа текста по частям
-
б) синтеза на итоговой беседе по произведению
-
в) планирования, в процессе плана пересказа
-
г) учебно-информационных действий в процессе выделения фактического содержания текста, подтекста, идеи
-
д) формирование логико-символических действий, в процессе установления причинно-следственных связей
-
-коммуникативных:
-
а) умение выразить свою точку зрения
-
б) выразить впечатления о прочитанном
-
в) развитие речи, при ответах на вопросы
-
3. Воспитательные цели:
-
-воспитание интереса к устному народному творчеству
-
-воспитание толерантности
-
-воспитание прилежности, усидчивости
Оборудование: Учебник, мультимедийная установка, презентация.
План урока:
1.Организационный момент
-приветствие
-проверка готовности к уроку
-положительный настрой на чтение
2. Переход к новой теме
-связать текст, который изучали на предыдущем уроке с новой темой
4. Подготовительная работа
-подготовить к восприятию художественного текста, адекватно замыслу автора
5. Первичное чтение
-помочь детям эмоционально прочувствовать художественное произведение
6. Чтение текста по частям и анализ каждой части
-помочь глубоко осознать текст (фактическое содержание, идея, подтекст)
-формирование умения анализировать форму художественного текста, его язык, видеть единство формы и содержания.
7. Обобщающая беседа
-помочь понять идею произведения
-рационально оценить поступки героев
-установить связь основной мысли произведения с жизнью ребёнка
8. Работа над произведением после его чтения и анализа
-формировать умение выражать своё отношение к произведению
-формирование речевых умений
9. Итоговая беседа
-сделать вывод по содержанию произведения
-определить авторское отношение к тексту
-осмыслить значение прочитанного текста для себя и для жизни ребёнка
10. Сообщение д\з. Оценивание
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Все, что услышите, пригодится вам.
-Почему для нас важны уроки литературного чтения? Чему на них учимся?
-Нам сегодня на уроке нужно будет много читать. А как вы должны читать, чтобы было интересно вас слушать.
- Начнем наш урок с речевой разминки.
-Соберите скороговорку из слов.
Работа со скороговоркой (От топота копыт, пыль по полю летит.)
Прочитайте:
- медленно
-Тихо - громко
-Девочки -мальчики (по 1 слову тихо-громко)
- 1ряд-с вопросительной интонацией
2 ряд- весело
3 ряд - с огорчением.
- чтение в быстром темпе.
- Какое отношение эта скороговорка может иметь к теме нашего урока? (От топота копыт пыль по полю летит)
(п/о: у богатырей были быстрые и сильные кони)
Актуализация знаний. - Как называется раздел литературного чтения, который мы изучаем? («Сказочные богатыри») - Кому посвящены произведения этого раздела? (богатырям)
- А кого на Руси называли богатырями?
-Какие русские богатыри вам известны?
-Русская земля всегда гордилась своими богатырями.
-Героями, каких по жанру произведений являются богатыри? Кто может дать определение, что такое былина? «Былины название свое получили от слов «быль», «было».В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали сами» - Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины? (исполняли на праздниках, на пирах особые люди - сказители, которые по памяти рассказывали былины на распев и играли на гуслях - старинном музыкальном инструменте)
Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца». - Прочитайте заглавие. - Что мы будем читать? (Сказку, отрывок.) - Вспомните название раздела. Что можно предположить? - Какое отношение имеет сказка к богатырям? (Это особые сказки про богатырей, и называются они богатырскими.)
-Посмотрите, есть ли автор у этой сказки?
-Прочитайте еще раз название сказки. Кто же будет главным героем этой сказки?
- Кто же такой Илья Муромец? - Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец. (Он из Мурома, сейчас это город во Владимирской области.) Рассказ учителя об Илье Муромце: В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин. «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» - с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома». К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю.
Вот о каком богатыре сложена сказка, которую нам предстоит прочитать
- Итак, ребята, сформулируйте тему урока:
(Богатырская «Сказка про Илью Муромца»)
-Какие цели поставим:
1.Познакомить со сказкой.
2.Развивать навык чтения.
3.Понаблюдать за особенностями богатырских сказок.
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике с.174.
-Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки?
-Где Илья? Как догадались?
-Можно ли представить, о чем будем читать?
-Сказка была написана очень давно и следовательно в ней будут встречаться устаревшие слова.
Словарная работа. Волостей- сейчас это называют областью. Пал - поле; Калики - перехожие - странники бродячие по святым местам; Ендова - сосуд из дерева;
Теперь мы можем приступить к чтению текста. Я начну, а вы слушайте внимательно и следите за мной по тексту. Ребята, какое настроение у вас вызвала прочитанная былина? Работа с текстом по ходу чтения. Чтение сказки по частям с комментариями.
После чтения 1-й части:
- Где же происходят события в сказке?
- Как же звали отца и мать Ильи?
-Кто же были его родители? (простые бедные люди, которые много работали)
-Почему у них не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилии. Это еще раз говорит о древних корнях сказки.)
- Что же огорчало родителей Ильи? Чтение 2-й части. Словарная работа по ходу чтения: не прекословил - не спорил; тын - забор из брёвен или жердей; странник - человек, который ходит пешком, странствует. Уточняющие вопросы:
-Какое чудо сотворили странники с Ильёй?
- Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий? -Какую чашу попросили принести его странники? Прочитайте - Сколько это - чаша в полтора ведра? Может ли быть такое в реальной жизни? (Нет, подобное преувеличение силы богатырей называется гиперболой.)
- Как выпивает воду Илья из этой чаши? Почитайте
(-Работа с иллюстрацией с. 176)
-Посмотрите, как легко он держит одной рукой чашу.
- Какой наказ дали странники Илье? Прочитайте.(с.178)
-Кому должен был помогать Илья?
-С кем нельзя было сражаться? Почему?
-Давая такой наказ, странники говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь, настоящий человек.
-Есть ли в этом отрывке преувеличение?
-Здесь мы опять видим преувеличение силы богатырской.
-Где же должен был взять коня для себя Илья Муромец? Чтение 3-й части. Словарная работа по ходу чтения: обух топора - тупая сторона топора; подсоблять - помогать.
Уточняющие вопросы: - Как мать с отцом узнали о силе своего сына? - Зачем старики корчевали пни в лесу? Лёгкое ли это было дело? Почему вы так думаете? (После тяжёлой работы все заснули от усталости.) - Какую работу выполнил Илья? (Срубил весь лес, помог корчевать пни - будет много свободной земли для посева пшеницы. Сцена рубки леса тоже построена на гиперболе - преувеличении.) - Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы? - Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно? - Как напутствовали Илью отец с матерью? Что значит - благословить? (Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.) - На что благословили родители Илью? Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.) - Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие? (Напутствие - наказ человеку, отправляющемуся в путь.) - Куда направился Илья Муромец? (Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.) - Когда наше государство только появилось, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир. Во времена его княжения у южных границ русского государства постоянно кочевали хазары, половцы, печенеги, которых на Руси называли басурманами, т.к. они были другой веры. Кочевники постоянно вторгались в пределы Руси, разоряли сёла, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от этих набегов, и в благодарность за это в народе его прозвали Владимир Красно Солнышко. Работа с текстом после чтения. - Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите. - Как вы думаете, случайно ли странники остановились у дома Ильи? - Можно ли раскорчёвку пней и расчистку поля для посева пшеницы назвать подвигом? - Расскажите о первой битве Ильи. - Почему Илья Муромец отпустил трёх царевичей басурманских?
Итог урока.
- Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри не плод народной выдумки. Почему же тогда история, прочитанная нами, называется сказкой?
- Что в прочитанной истории правдиво?
- А какие события можно назвать сказочными, волшебными?
- Найдите в сказке другие сказочные приметы. (Начало сказки, герой-помощник конь богатырский…)
-Давайте попробуем обобщить все, что мы узнали об Илье.
Домашнее задание: Перечитать сказку. Выполнить задание 2 в тетради на с. 26. Выполнить (по желанию иллюстрацию к сказке)