Богатырская «Сказка про Илью Муромца»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

конспект урока разработан по УМК «Школа 2100».

Тема раздела: «Сказочные богатыри». 2 класс

Богатырская «Сказка про Илью Муромца»

Цели:

1.Образовательные

  • Сформировать понятие о былине;

  • создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в творчестве художников;

  • Формирование навыка правильного и сознательного чтения.

2. Развивающие цели:

  • -личностных:

  • а) самоопределения, в процессе мотивации к чтению;

  • б) смыслообразования в процессе связи произведения с жизнью ребенка

  • в) формирование нравственно-эстетической ориентации в процессе анализа поступков героев

  • -регулятивных:

  • а)формирование действия самоконтроля и контроля в процессе исправления ошибок, при чтении

  • б) развитие рефлексивно-оценочного действия на этапе итоговой беседы по произведению

  • -логических:

  • а) анализа текста по частям

  • б) синтеза на итоговой беседе по произведению

  • в) планирования, в процессе плана пересказа

  • г) учебно-информационных действий в процессе выделения фактического содержания текста, подтекста, идеи

  • д) формирование логико-символических действий, в процессе установления причинно-следственных связей

  • -коммуникативных:

  • а) умение выразить свою точку зрения

  • б) выразить впечатления о прочитанном

  • в) развитие речи, при ответах на вопросы

  • 3. Воспитательные цели:

  • -воспитание интереса к устному народному творчеству

  • -воспитание толерантности

  • -воспитание прилежности, усидчивости

Оборудование: Учебник, мультимедийная установка, презентация.





План урока:

1.Организационный момент

-приветствие

-проверка готовности к уроку

-положительный настрой на чтение

2. Переход к новой теме

-связать текст, который изучали на предыдущем уроке с новой темой

4. Подготовительная работа

-подготовить к восприятию художественного текста, адекватно замыслу автора

5. Первичное чтение

-помочь детям эмоционально прочувствовать художественное произведение

6. Чтение текста по частям и анализ каждой части

-помочь глубоко осознать текст (фактическое содержание, идея, подтекст)

-формирование умения анализировать форму художественного текста, его язык, видеть единство формы и содержания.

7. Обобщающая беседа

-помочь понять идею произведения

-рационально оценить поступки героев

-установить связь основной мысли произведения с жизнью ребёнка

8. Работа над произведением после его чтения и анализа

-формировать умение выражать своё отношение к произведению

-формирование речевых умений

9. Итоговая беседа

-сделать вывод по содержанию произведения

-определить авторское отношение к тексту

-осмыслить значение прочитанного текста для себя и для жизни ребёнка

10. Сообщение д\з. Оценивание

Ход урока:

Организационный момент

- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Все, что услышите, пригодится вам.

-Почему для нас важны уроки литературного чтения? Чему на них учимся?

-Нам сегодня на уроке нужно будет много читать. А как вы должны читать, чтобы было интересно вас слушать.

- Начнем наш урок с речевой разминки.

-Соберите скороговорку из слов.

Работа со скороговоркой (От топота копыт, пыль по полю летит.)

Прочитайте:

- медленно

-Тихо - громко

-Девочки -мальчики (по 1 слову тихо-громко)

- 1ряд-с вопросительной интонацией

2 ряд- весело

3 ряд - с огорчением.

- чтение в быстром темпе.

- Какое отношение эта скороговорка может иметь к теме нашего урока? (От топота копыт пыль по полю летит)

(п/о: у богатырей были быстрые и сильные кони)

Актуализация знаний. - Как называется раздел литературного чтения, который мы изучаем? («Сказочные богатыри») - Кому посвящены произведения этого раздела? (богатырям)

- А кого на Руси называли богатырями?

-Какие русские богатыри вам известны?

-Русская земля всегда гордилась своими богатырями.

-Героями, каких по жанру произведений являются богатыри? Кто может дать определение, что такое былина? «Былины название свое получили от слов «быль», «было».В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали сами» - Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины? (исполняли на праздниках, на пирах особые люди - сказители, которые по памяти рассказывали былины на распев и играли на гуслях - старинном музыкальном инструменте)



Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца». - Прочитайте заглавие. - Что мы будем читать? (Сказку, отрывок.) - Вспомните название раздела. Что можно предположить? - Какое отношение имеет сказка к богатырям? (Это особые сказки про богатырей, и называются они богатырскими.)

-Посмотрите, есть ли автор у этой сказки?

-Прочитайте еще раз название сказки. Кто же будет главным героем этой сказки?

- Кто же такой Илья Муромец? - Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец. (Он из Мурома, сейчас это город во Владимирской области.) Рассказ учителя об Илье Муромце: В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин. «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» - с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома». К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю.

Вот о каком богатыре сложена сказка, которую нам предстоит прочитать

- Итак, ребята, сформулируйте тему урока:

(Богатырская «Сказка про Илью Муромца»)

-Какие цели поставим:

1.Познакомить со сказкой.

2.Развивать навык чтения.

3.Понаблюдать за особенностями богатырских сказок.

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике с.174.

-Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки?

-Где Илья? Как догадались?

-Можно ли представить, о чем будем читать?

-Сказка была написана очень давно и следовательно в ней будут встречаться устаревшие слова.

Словарная работа. Волостей- сейчас это называют областью. Пал - поле; Калики - перехожие - странники бродячие по святым местам; Ендова - сосуд из дерева;
Теперь мы можем приступить к чтению текста. Я начну, а вы слушайте внимательно и следите за мной по тексту. Ребята, какое настроение у вас вызвала прочитанная былина? Работа с текстом по ходу чтения. Чтение сказки по частям с комментариями.

После чтения 1-й части:

- Где же происходят события в сказке?

- Как же звали отца и мать Ильи?

-Кто же были его родители? (простые бедные люди, которые много работали)

-Почему у них не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилии. Это еще раз говорит о древних корнях сказки.)

- Что же огорчало родителей Ильи? Чтение 2-й части. Словарная работа по ходу чтения: не прекословил - не спорил; тын - забор из брёвен или жердей; странник - человек, который ходит пешком, странствует. Уточняющие вопросы:

-Какое чудо сотворили странники с Ильёй?

- Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий? -Какую чашу попросили принести его странники? Прочитайте - Сколько это - чаша в полтора ведра? Может ли быть такое в реальной жизни? (Нет, подобное преувеличение силы богатырей называется гиперболой.)

- Как выпивает воду Илья из этой чаши? Почитайте

(-Работа с иллюстрацией с. 176)

-Посмотрите, как легко он держит одной рукой чашу.

- Какой наказ дали странники Илье? Прочитайте.(с.178)

-Кому должен был помогать Илья?

-С кем нельзя было сражаться? Почему?

-Давая такой наказ, странники говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь, настоящий человек.

-Есть ли в этом отрывке преувеличение?

-Здесь мы опять видим преувеличение силы богатырской.

-Где же должен был взять коня для себя Илья Муромец? Чтение 3-й части. Словарная работа по ходу чтения: обух топора - тупая сторона топора; подсоблять - помогать.
Уточняющие вопросы: - Как мать с отцом узнали о силе своего сына? - Зачем старики корчевали пни в лесу? Лёгкое ли это было дело? Почему вы так думаете? (После тяжёлой работы все заснули от усталости.) - Какую работу выполнил Илья? (Срубил весь лес, помог корчевать пни - будет много свободной земли для посева пшеницы. Сцена рубки леса тоже построена на гиперболе - преувеличении.) - Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы? - Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно? - Как напутствовали Илью отец с матерью? Что значит - благословить? (Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.) - На что благословили родители Илью? Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.) - Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие? (Напутствие - наказ человеку, отправляющемуся в путь.) - Куда направился Илья Муромец? (Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.) - Когда наше государство только появилось, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир. Во времена его княжения у южных границ русского государства постоянно кочевали хазары, половцы, печенеги, которых на Руси называли басурманами, т.к. они были другой веры. Кочевники постоянно вторгались в пределы Руси, разоряли сёла, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от этих набегов, и в благодарность за это в народе его прозвали Владимир Красно Солнышко. Работа с текстом после чтения. - Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите. - Как вы думаете, случайно ли странники остановились у дома Ильи? - Можно ли раскорчёвку пней и расчистку поля для посева пшеницы назвать подвигом? - Расскажите о первой битве Ильи. - Почему Илья Муромец отпустил трёх царевичей басурманских?

Итог урока.

- Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри не плод народной выдумки. Почему же тогда история, прочитанная нами, называется сказкой?

- Что в прочитанной истории правдиво?

- А какие события можно назвать сказочными, волшебными?

- Найдите в сказке другие сказочные приметы. (Начало сказки, герой-помощник конь богатырский…)

-Давайте попробуем обобщить все, что мы узнали об Илье.

Домашнее задание: Перечитать сказку. Выполнить задание 2 в тетради на с. 26. Выполнить (по желанию иллюстрацию к сказке)

© 2010-2022