Статья - Использование ИКТ на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Статья

Основные направления использования ИКТ в начальной школе

Студентки курса :

Олигофренопедагогика

Колесниковой Н.Г.



2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО ИКТ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

  1. Использование икт в начальной школе …………………………………4
  2. Использование презентаций в начальных классах на уроках…………..5
  3. Личный опыт использования икт в начальной школе при проведении современного урока ………………………………………………………..5
1.3.1. Использование обучающих презентаций…………………………………5 1.3.2. Тренинг………………………………………………………………………8 1.3.3.Компьютерные игровые программы……………………………………….8 1.3.4. «Виртуальная экскурсия»…………………………………………………..9 1.4. Использование ИКТ в социальных сетях……………………………………9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………11 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ

«Научить человека жить в

информационном мире -

важнейшая задача

современной школы.»

Академик Семенова Современный ребёнок живёт в мире информационной культуры. Меняется и роль учителя - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Глава1. РОЛЬ И МЕСТО ИКТ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА ХХI век - век высоких компьютерных технологий. Сегодня в традиционную схему "учитель - ученик - учебник" вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одной из основных частей образования является использование информационных технологий в учебных дисциплинах. Возникает необходимость применения ИКТ в современной школе, в практике работы учителя в учебно-воспитательном процессе. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. В последние время произошло изменение роли и места информационных технологий в жизни общества. Информационные технологии используются во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение ими ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. В ближайшие время роль персональных компьютеров будет возрастать в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, необходимые для успешного обучения, а так же обеспечение организации познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видео информации, анимации резко повышает качество учебной информации и обеспечивает успешность их обучения.

1.1.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1 - 4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет ребенку становится активным субъектом учебной деятельности, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельному. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Современные дети уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD-плеерами, планшетами и т.д. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.

1.2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ НА УРОКАХ Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она: быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления.

1.3.ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. 1.3.1.Использование обучающих презентаций позволяет проводить уроки: ►на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка); ► обеспечивает наглядность; ►привлекает большое количество дидактического материала; ►повышает объем выполняемой работы на уроке На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрации примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения.



Статья - Использование ИКТ на уроках в начальной школе.Статья - Использование ИКТ на уроках в начальной школе. Рис.1 Рис.2

Окружающий мир Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания - все можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь все готовое. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады - все делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. Статья - Использование ИКТ на уроках в начальной школе.Статья - Использование ИКТ на уроках в начальной школе. Рис.3 Рис.4 Многие учителя, сталкиваются с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемым ударением. Я применяла разнообразные дидактические приемы: интересные рисунки, грамматические сказки, но хотелось найти такие приемы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами. И здесь мне опять пришла на помощь презентация. Статья - Использование ИКТ на уроках в начальной школе.Статья - Использование ИКТ на уроках в начальной школе. Рис.5 Рис.6 Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки из отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - все становится интересным, если использовать эти современные методы. Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д. В своей работе я использую готовые электронные ресурсы, а так же к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, на уроках для большей эффективности использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. Подбирая презентации к разным урокам, по разным темам, нахожу ,что урок от этого становится интереснее. Так же помогают в работе электронные тренинги по математике, обучению грамоте, окружающему миру. 1.3.2.Тренинг - это форма групповой работы, которая обеспечивает активное участие и творческое взаимодействие участников между собой и с учителем. Тренинг является тщательно спланированным процессом предоставления или пополнения знаний, отработки умений и навыков, изменения или обновления определенных отношений, взглядов и убеждений. Применение современных информационных технологий в начальной школе способствует более активному и сознательному усвоению учащимися учебного материала. 1.3.3.Компьютерные игровые программы способствуют лучшему усвоению учебного материала, создают положительное эмоциональное отношение учащихся к деятельности, опосредованной компьютером. Обучающие и контролирующие программы, программы-тесты, программы-редакторы стимулируют интерес младших школьников к учебной деятельности, способствуют формированию логического, творческого мышления, развитию способностей учащихся. 1.3.4.«Виртуальная экскурсия» даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии учителю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст.Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Например: «Экскурсия по Москве», «По Красной площади», «Экскурсия в библиотеку». «Экскурсия в царский дворец»

1.3.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Использование компьютерных технологий применяется в оформлении перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио ребёнка и т.д. Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по возникшим проблемам, также размещать свои работы на сайтах, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег. Общаясь на форумах с коллегами всей России можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу. Создание своего сайта поможет представить накопленный опыт коллегам, родителям и детям. Общаться на форумах сайта, использовать электронную почту.



































ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение ИКТ в процесс образования - неизбежный процесс, веление времени. Педагог востребован, пока он учиться, повышает свой профессионализм, то есть шагает в ногу со временем, умело применяя в своей работе новые технологии. Таким образом, грамотное использование ИКТ дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие школьников, позволяет расширить кругозор ребенка, обогатить педагогический процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика, - Екатеринбург, Деловая книга,2006. - 200 с.
2.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 2003. - 230с
3.Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. - 2007. - №7. - С. 32 - 34.
4.Гриншкун В. В. Григорьев С. Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. - Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006, 98 с.
5.Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7. - С. 37- -39.
6.Зайцева С. А. Иванов В. В. Информационные технологии в образовании. - М., 2005. - 120 с.
7.Зимина О. В.. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании. Теория, методика, практика.- СПб, 1997. - 120 с.
8.Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000. - 78 с.
9.Колесникова Ю. А. Первое место - компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7. - С. 34 - 37.

10.Моисеева М. В. Введение в компьютерные коммуникации // Информатика и образование, 20093, № 4.

11.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2002. - 310 с.

12.Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7. - С. 30 - 32.

12


© 2010-2022