Особенности формирования функциональной грамотности учащихся на уроках в средней школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коучинг № 2

Дата 05.11.2014

Время проведения


Название занятия

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся на уроках в средней школе.

Общие цели.


Целью данного занятия является содействие активизации критического мышления посредством диалогического взаимодействия между коучем и коллегами по теме занятия. Определить особенности формирования функциональной грамотности учащихся на различных уроках и раскрыть роль данного формирования в познавательной деятельности учащихся. Способствовать к формированию профессиональной компетентности учителя по применению заданий по функциональной грамотности на практике.

Результат обучения

В конце коучинг-сессии учителя могут: - составлять задания по функциональной грамотности применительно к своему уроку - приобретают навыки составления заданий по функциональной грамотности; - умеют определять принципы работы

Ключевые идеи

Функциональная грамотность учителя предполагает: навык рефлексии над собственной мыслительной деятельностью, развитие навыков аналитической деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, способность оценивать те же умения у других.

Источники

Методическое пособие «Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы
по предметам естественнонаучного цикла», Астана 2013

Материалы и оборудование

ИКТ ресурсы, презентации «Функциональная грамотность учащегося», «Интеллектуальные разминки», маркеры, стикеры, постеры, видео «Работа учащихся», видео «Ёлочка».

Ход занятия

Этапы проведения занятия

Время - 70 минут


Действия преподавателя и действия участников

Приветствие

8 минут

1.Приветствие коуча.

2. «Круг радости» - участники берутся за руки и желают друг другу удачи в работе. 3. Формирование групп: по предметам

Погружение в тему

1 минута

Притча о старом индейце и волках. (презентация ИР слайд 1)


Кумулятивная беседа

4 минуты

Обсуждение по вопросам:

  • О чем данная притча?

  • В чем заключается главная идея притчи?

Коуч обращается к коллегам: - когда вы слушали притчу, то преобладали эмоции, было задействовано слуховое и зрительное восприятие. А вот вопросы после притчи заставили рассуждать, т.е. привели к мыслительной деятельности.

Разминочное упражнение

«Ассоциация»

2 минут

На экран выводятся картинки на развитие мышления. (презентация ИР слайд 2-3). Участникам предлагается назвать свои ассоциации, связанные с данными картинками.

Рефлексия

4 минуты

Коуч обращается к участникам с вопросами

Оценивание результатов.

Задание

1 минута

Коуч даёт задание коллегам по ходу слушания теории составить вопрос высокого порядка.

Показ презентации «Функциональная грамотность»

20минут

Просмотр презентации ( слайды №1-14) и работа с теорией самого коуча и его коллег


Работа над вопросами

10 мин

Ответы на вопросы. В работе участвуют все учителя задают и отвечают все.

Физминутка

1 минута

Участникам предлагается разминка под видео «Ёлочка»

Групповая работа

15 минут

Учителям предлагается самостоятельно в группах составить задачи по своему предмету, в которых явно видно практическая направленность данного задания на

формирование у учащихся логических и аналитических способностей.

Рефлексия

2 минуты

Оценивание результатов групповой работы

Итоговая рефлексия

10 минут


Каждая группа составляет синквейн по теме коучинг-сессии «Функциональная грамотность»


70 мин - 80 мин


Приложение

Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.


Согласно АА. Леонтьеву "функциональная грамотность" - "способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений".

Функциональная грамотность - это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:

  • учебно-познавательная компетенция это готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии и самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания;

  • предметная компетенция - способность реализации учащимися различных знаний, умений и навыков в области предмета и применение этих знаний на практике и в дальнейшем образовании;

  • ценностно-смысловая компетенция- готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

  • общекультурная компетенция- осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени;

  • информационная компетенция - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

  • коммуникативная компетенция - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе и в коллективе. Учащийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.;

  • социально-трудовая компетенция - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;

личностная (самосовершенствование) компетенция - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Формирование функциональной грамотности реализуется во всех образовательных областях. Основными этапами является следующее:

  • создание образовательных маршрутов в соответствии с разделами программы;

  • разработка методических рекомендаций;

  • подбор диагностического инструментария;

  • отслеживание результатов.

Например, представлению о функциональной грамотности по предмету химия включает в себя:

  • процесс овладения грамотностью - освоение химического языка и знаковых систем, без которых невозможно получение химической информации и использование знаний в той или иной сфере жизни и деятельности.

  • процесс обучения - освоение знаний, умений, навыков по предмету и учебным дисциплинам.

  • процесс подготовки - адаптация имеющихся и получаемых знаний, умений и навыков для выполнения практической, лабораторной работы, использование алгоритма при решении задач или для занятия определенного социального положения. Процесс воспитания. Освоение правил и норм культуры, традиций и особенностей народа, социального положения.

  • процесс образования (в узком значении этого термина) - составная часть интегрального процесса образования, имеющая целью обеспечить общий уровень культуры и знакомство с ценностями, установками и стандартами цивилизации.

Анализ методики Л.М. Перминовой по функциональной грамотности, позволяет создавать образовательные маршруты для учащихся по химии с целью достижения ими функциональной грамотности. Для этого определила:

  • вид функциональной грамотности, подлежащей освоению,- химическая грамотность, предмет химия, обеспечивающий ее формирование;

  • в образовательном стандарте по химии соотнесла содержание стандарта с требованиями учебной программы, определив, что учащиеся должны знать и уметь;

  • соотнесла вид функциональной грамотности - химическая грамотность, со сферами минимального поля функциональной грамотности.

Одним из основных деятельности учащихся при обучении предметам естественно-научного цикла является умение использовать теоретический материал на практике. Данная деятельность дает возможность:

  • развивает когнитивные компетенции учащихся;

  • активизирует познавательную мыслительную деятельность;

  • развивает навыки самообучения;

  • способствуют формированию универсальных учебных действий;

  • развивают способность выделять основную мысль текста;

  • помогают анализировать текст с разных позиций, оценивать информацию;

  • помогает осваивать новые понятия;

  • дают возможность понять текст, обратить внимание на отдельные;

  • предъявить свой субъектный опыт и т.д.

Учащися, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Говоря об использовании сведений из разных областей знаний, следует иметь ввиду не только использование материала из других наук на уроках математики, но и использование понятий и методов математики на других уроках и в жизни. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации. Например, при решении текстовых физических задач дети испытывали трудности по нескольким причинам: сложно построить математическую модель процесса, присутствие непривычных символов; непонимание условия задачи, ее особенностей, стратегии ее решения, неспособность применить математический аппарат в новых обозначениях. Для решения этой проблемы существует несколько путей:

  • учитель может сам продемонстрировать некоторые способы работы с символическим текстом на предметных и непредметных материалах, раскрывая смысл, логику, особенности преобразований;

  • можно организовать групповую или самостоятельную индивидуальную работу с символическим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический, с геометрического - на язык векторов, а также переводить модель, заданную одним способом, в иную модель.

Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. Например, во время устной работы может быть проведена следующая работа: математический диктант, выявляющий умение записывать числа.
Одним из методов формирования функциональной грамотности является химический эксперимент, который позволяет решать исследовательские и коммуникативные задачи, формирует умение анализировать различные ситуации в учебном процессе с точки зрения безопасности жизнедеятельности учащихся. Использование на уроках виртуальной химической лаборатории значительно повышает интерес к предмету, способствует освоению компьютерных технологий.
Другой метод - метод проектов. По своей дидактической сущности нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Использование игровых технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры) - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Также формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение. Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.
Среди методов также важным является работа с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с текстами разных видов и жанров, такими как научные тексты, биографии, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, географические карты и т.п.
Очень часто используемый прием - это кластер, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление. Эти методы формируют умение сворачивать и разворачивать полученные знания в зависимости от жизненной ситуации.

Примеры заданий на функциональную грамотность


  • Одним из важных компонентов для поддержания нашего организма в тонусе является употребление необходимого количества витаминов и минералов. В весенний период чувствуется ослабленность иммунитета. Дефицит железа приводит к серьезным последствиям: замедлению развития моторики, нарушению координации, замедлению речевого развития, а также недостаток железа в организме приводит к развитию анемии.

В понедельник в меню школьной столовой на обед было предложено: гречневая каша(200 гр.) с котлетой (100 гр.) и салат из цветной капусты (100 гр), а во вторник в меню предложили печеночные оладьи (150 гр.) с салатом из свеклы с черносливом (100 гр). В какой день, съев обед, ты получил, суточную норму железа? В меню, какого дня необходимо добавить продуктов, содержащие железо? (необходимый справочный материал предлагается)

  • Елена Ивановна регулярно приобретая обувь своему сыну сделала свой выбор в пользу торгового бренда «ECCO» .

На распродаже весенней коллекции обуви бренда «ECCO» в торговом центре «МART» на ботинки для мальчика первоначальной стоимостью 19900 тг предложена скидка 25%, а сайт lamoda.kz предлагает скидки на всю обувь бренда «ECCO» от 15%-55% . Выясните, каким способом выгоднее приобрести ботинки.

  • Гемофилия - генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще . Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как женщины являются только носительницами гена, но не подвержены болезни. У гемофиликов, даже небольшие раны, могут приводить к смертельным кровопотерям.

Задание 1. Сын русского царя Николая II, царевич Алексей, страдал тяжелой формой гемофилии. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича.

А. Унаследовал ген гемофилии от отца.
Б. Унаследовал ген гемофилии от матери.
В. Заразился гемофилией от сестры Анастасии.


  • Столица России - Москва - крупнейший промышленно-транспортный узел, центр науки и культуры. Возникший в 12 веке (первое упоминание в летописи 1147 г) как небольшая крепость на окраине Владимиро-Суздальской Руси, город Москва уже через столетие претендует на роль общерусского центра, а затем и столицы России. Стремительный рост города, его роди среди центров русских княжеств определили ряд факторов: географическое положение (междуречье Оки и Волги), исторический фактор (ослабление конкурентов Москвы, особенно Твери, в результате нашествия татаро-монголов), превращение Москвы в центр русской православной церкви, что резко усилило воздействие Москвы на многие русские земли. Население Москвы уже к концу 14 века насчитывало более 30 тыс. человек, а по данным первой российской переписи 1897 года число жителе Москвы превышало 1 млн. человек. К 1959 году население Москвы превысило 6 млн. человек, 1990 году - около 9 млн. человек, а в 2007 - более 10 млн. человек. Для Москвы характерно также, что ее дневное население значительно превышает ночное, т.к. более 600 человек ежедневно приезжают в Москву на работу, а около 200 тыс. москвичей работает в Подмосковье.

В 1703 году основан Петром I Санкт-Петербург, самый северный из крупнейших городов мира, который стал выполнять столичные функции. Построенный в устье Невы у Финского залива, на стыке морского и речного путей, Санкт-Петербург является крупнейшим промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры. Население города к началу 19 века составляло 220 тыс. человек, к концу 19 века Санкт-Петербург обгоняет Москву по числу жителей (1897 г - 1265 тыс. чел.). С переводом столицы в Москву в 1918 году рост числа жителей замедлился. В годы ВОВ и в период блокады погибло от голода более 800 тыс. ленинградцев. В настоящее время численность населения Санкт-Петербурга составляет около 6 млн. человек, включая 8 городов (Кронштадт, Колпино, Пушкин, Петродворец и т.д.) и 17 поселков городского типа.

Если бы возник вопрос о переносе столицы России в настоящее время, в какое место вы бы предложили ее перенести и чем бы при этом руководствовались, учитывая перспективы изменения климатических характеристик в регионе Санкт-Петербурга в условиях глобального потепления климата?


  • Ты находишься на экскурсии в Москве с группой туристов, которые допускают много ошибок при употреблении личных местоимений.

Задачная формулировка. Найди ошибки в речи туристов и внеси в таблицу исправленный вариант.

Речь туристов

Исправленный вариант

Мы стоим у храма Василия Блаженного. Возле его собралась целая толпа. Подошли опоздавшие. Экскурсовод обратился к им с просьбой - не опаздывать. Один ихний друг извинился. Храм Василия Блаженного был изумителен. После его мы пошли смотреть смену караула. Четко и чинно маршировали солдаты. Мы постояли около их и пошли дальше.

Мы стоим у храма Василия Блаженного. Возле него собралась целая толпа. Подошли опоздавшие. Экскурсовод обратился к ним с просьбой - не опаздывать. Один их друг извинился. Храм Василия Блаженного был изумителен. После него мы пошли смотреть смену караула. Четко и чинно маршировали солдаты. Мы постояли около них и пошли дальше.


  • Гусеница бабочки - капустницы за 1 день поедает 10 г капусты. Сколько капусты сохраняет семья синиц, состоящая из самца, самки и 4 птенцов за 1 месяц?

  • У фермера в крестьянском хозяйстве 30 коров, каждая из которых в день дает в среднем 20 л молока. Сколько л сливок может получить фермер за 1 месяц?


  • В доме постоянно горят 6 ламп накаливания. В среднем одна лампочка горит 5 часов. Какую экономию можно получить, заменив лампы накаливания на энергосберегающие лампы. Какую сумму платит семья за освещение и будет платить после замены ламп.

Задание для учителей: составить своё задание по вашему предмету направленное на формирование функциональной грамотности учащегося.



© 2010-2022