- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по предмету Окружающий мир. 1 класс. УМК Школа России
Рабочая программа по предмету Окружающий мир. 1 класс. УМК Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нестерович Л.Н. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Пояснительная записка Рабочая программа курса «Окружающий мир» для первого класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»). Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов
Всего часов
1
Введение
1
2
Что и кто?
20
3
Как, откуда и куда?
12
4
Где и когда?
11
5
Почему и зачем?
22
итого
66
Содержание программы (66 часов) 1. Человек и природа Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Вода. Свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, их названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; их отличия. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
- Человек и общество
- Правила безопасной жизни
Перечень практических работ
№ урока
Тема
Вид работы
7
Что у нас под ногами Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя.
8
Что общего у разных растений? Нахождение у растений их частей, показ и называние.
9
Что растет на подоконнике? Определение комнатных растений с помощью атласа- определителя.
10
Что растет на грядке? Определение растений цветника с помощью атласа- определителя.
11
Что это за листья? Определение деревьев по листьям.
15
Кто такие птицы? Исследование строение пера птицы.
23
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку.
27
Откуда берутся снег и лед? Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанных опытов.
28
Как живут растения? Наблюдение за ростом и развитием растений.
30
Как зимой помочь птицам? Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма.
32
Откуда в снежках грязь? Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений.
38
Где живут белые медведи? Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика.
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:
- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
- распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
- характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
- характеризовать признаки времён года;
- объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
- понимать правила поведения в природе;
- называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
- называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
- называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
- рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
- объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
- осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).
Планируемые результаты освоения программы Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, ме- тапредметных и предметных результатов. Изучение курса «Окружающий мир» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
- умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо- ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
-
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, мета- предметных и личностных результатов общего образования);
-
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
-
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
-
предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заключается в следующем:
-
сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
График проведения проверочных работ
№ урока
Вид работы
Тема
21
Проверочная работа
Что и кто?
33
Проверочная работа
Как, откуда и куда?
44
Проверочная работа
Где и когда?
66
Проверочная работа
Почему и зачем?
Общее количество
4 ч
Уровень усвоения программного материала и сформированности умений учитель может фиксировать в предложенной ниже Таблице достижений предметных результатов с помощью двухуровневой оценки: «+» - справляется, «-» - необходима тренировка.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012.
- Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012.
- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс (Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков.
- Окружающий мир. Тесты. 1 класс / Плешаков A.A., Гара Н.И., Назарова З.Д. - М.: Просвещение, 2012.
- От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012.
- Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. «Школа России». Сборник рабочих программ. 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 1-4 классы. Рабочие программы. - М.: Просвещение, 2012.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2011.
- Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х частях. - М.: Просвещение, 2012.
- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. - М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему миру. 1 класс. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2012.
- Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. /
- В. Мещерякова, С.В. Савинова. - 2-е изд. стереотип. - М.: Планета, 2011. - (Качество обучения).
- Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.
- В. Савинова - М.: Планета, 2011. - (Качество обучения).
- Окружающий мир. 1 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
- Окружающий мир. 1 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
- Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О.С. Асафьева, О.Ф. Брыксина [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2013. - (Современная школа).
- Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. Уровневая дифференциация. Рейтинговая оценка. Индивидуальные технологические карты. Диагностические работы. Разработки уроков. Разработки родительских собраний. / С.А. Зенина, А.Н. Медведева [и др.]; - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
- Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011( Современная школа)
Сводная таблица достижения предметных результатов обучения
Разделы
Планируемые результаты
Фамилия, имя ученика
г
Что и кто?
рассказывать о «малой родине» и о Москве как столице государства
наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём
определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя
находить у растений их части, показывать и называть
наблюдать комнатные растения в школе и определять их с помощью атласа-определителя
наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; определять деревья по листьям
различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа- определителя
узнавать насекомых, рыб, птиц, зверей на рисунках, определять их с помощью атласа- определителя, приводить примеры
группировать предметы домашнего обихода, приводить примеры предметов разных групп
характеризовать опасность бытовых предметов; формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку
рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли
Кто, откуда и куда? рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи
объяснять опасность употребления загрязнённой воды
соблюдать ПТБ при обращении с электричеством и электроприборами
наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения
•
ухаживать за животными живого уголка
различать зимующих птиц по рисункам и в природе
определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации
называть источники появления загрязнений в снеге
Где и когда? рассказывать о случаях взаимопомощи в классе
отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности
анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года
находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду
находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их
приводить примеры животных жарких районов
объяснять причины отлёта птиц в тёплые края
отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов
различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев
-
сравнивать старинные и современные велосипеды
по фотографиям в учебнике называть профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи
Почему и зачем? сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд
анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны
рассказывать по рисунку учебника о видах дождя, отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра
высказывать предположения о причине возникновения эха
перечислять последовательность цветов радуги; высказывать предположения о причинах возникновения радуги
оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей
называть правила подготовки ко сну, оценивать правильность своей подготовки ко сну
обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук
знать правила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае
оценивать свои поступки по отношению к природе