Конспект урока во 2 классе по русскому языку по теме Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока во 2 классе по русскому языку Конспект урока во 2 классе по русскому языку по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы». Автор: Саламатина Елена Борисовна, учитель начальных классов МБОУ « Школа № 30» г .Балашиха. Описание материала: предлагаемый конспект урока по русскому языку по УМК «Школа России» авт. Канакина. На уроке реализуется деятельностный подход. Учащиеся организуют работу в группах и парах по плану, который предложил учитель. Тип урока: закрепление пройденного материала.

Цель: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формировать умения проверять безударный гласный звук в корне слова.

Формирование регулятивных УУД:

умения планировать, контролировать и оценивать действия.

Задачи:

  1. развивать способности коллективного/индивидуального планирования, контроля и оценки действий(совместных действий) в процессе деятельности в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации;
  2. формировать интерес к творческой(практической) работе;
  3. развивать умения определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность;
  4. формировать навыки работы по плану, сверяясь с целью;
  5. развивать умение оценивать степень успешности достижения цели по критериям и результату.

Формирование коммуникативных УУД:

Задачи:

  1. умение работать в команде, паре, группе;

  2. умение излагать своё мнение;

  3. умение участвовать в диалоге;

  4. умение понимать и принимать позицию другого;

  5. умение создавать устные и письменные тексты;

  6. использовать речевые средства;

  7. предотвращать и преодолевать конфликты.

Формирование познавательных УУД:

Задачи:

  1. Систематизировать и углубить свои представления о безударном, проверяемом и непроверяемом гласном звуке в корне слова;

  2. Осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач;

  3. Развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи формировать навыки работы с информацией;

  4. Продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать;

  5. Развивать умение представлять информацию.

Формирование личностных УУД:

Задачи:

  1. строить отношения с коллегами в группе;

  2. пользоваться правилами поведения;

  3. осознавать и называть свои личные качества;

4. признавать свои успехи и неудачи.

Цели урока по линиям развития личности

Обязательный минимум содержания

1. Осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма

2. Развивать умение находить способ действия

Вводимые на уроке понятия:

орфограмма

Предметное умение - видеть проверяемый и непроверяемый безударный гласный звук в корне слова, уметь находить способ проверки безударного гласного проверяемого ударением.

Оборудование:

  1. Карточки с заданиями

  2. Картинки к загадкам и карточки со словами.

Этапы урока Ход урока Примечание


I этап

Организа-

ционный момент


II этап

Актуализация знаний





















III

Проблема, цель









IV

План урока



V

Открытие нового знания








VI

Самостоятельная работа

20мин

































VII

Повторение и закрепление





VIII

Итог урока










IX

Домашнее задание

Проверка рабочих мест (на столе лежат: дневник, учебник, тетрадь и пенал) и настрой на дальнейшую работу. Запись числа . Ребята вы любите загадки? (да) На мне колючие иголки, Но я не пихта и не ёлка. Стройна, прекрасна, зелена Весь год красавица ... . (Сосна) Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. (Береза) -Можно ли допустить ошибку при записи этих слов? Почему? Докажите. (В этом слове есть опасное место в корне, т.к. не падает ударение на гласный звук. Можно записать в корне слова СОСНА букву А, в корне слова БЕРЁЗА букву И.) Запишите эти слова в тетрадь. Проверьте, правильно ли записаны слова у вас в тетради. Чем отличаются эти безударные гласные в корне слова. (Проверяемый гласный звук в слове СОСНА и непроверяемый гласный звук в слове БЕРЁЗА.) -Сегодня на уроке вы узнаете, как называется опасное место. Зачем нам надо уметь находить и видеть опасное место? (Нам надо уметь находить опасное место в словах для того, чтобы писать без ошибок, грамотно) Грамотность - это вежливость автора по отношению к читателю. Кто является читателем, а кто автором (SMS, записки, письма и т.д.)

Мы будем сегодня работать на уроке по плану:

  1. «Опасное место» или ….

  2. Составить предложение.

  3. Составить текст.

  4. Волшебный словарик.

  1. Выбери слово, которым, по-вашему мнению называют «опасные места» в словах.

- синоним

- орфограмма

- глагол

(глагол или орфограмма)

Проверим по учебнику на стр. 109 (правило, обратим внимание)

А почему называют «опасное место» орфограммой вы можете узнать, если прочитаете «страничку для любознательных» по учебнику на стр.110.

Физминутка.

Я буду называть слова. Если слово с непроверяемой орфограммой - прыгайте. (водичка, яблоко, земля, корова, ворона, пчела, заяц, петух, дрозды)

  1. Для выполнения следующей части нашего плана вам необходимо объединиться в группы.
Возьмите лист № 1 с заданием. Прочитайте задание. Есть вопросы, если нет, то приступайте. Время для выполнения 5 мин.

(составьте предложение, запишите. Найдите слова с орфограммой безударный гласный звук в корне слова проверяемый и непроверяемый ударением)Учащимся предлагается 4 варианта заданий.

трещит, озёрах, на, лёд, лесных

траву, в, лиса, легла

в, река, текла, лесах

лесной, тихо, на, осенью, полянке Проверка:

  1. Проверка слов с безударным гласным
  2. Прочитайте ещё раз предложения и скажите, получился ли у вас текс? (Нет, т.к. текст - это два или больше предложений связанных по смыслу...)

Физминутка.

Встали, сели, встали, сели

Ни кого вы не задели?

  1. Для выполнения следующей части нашего плана, возьмите лист № 2 с заданием
Прочитайте задание. Есть вопросы, если нет, то приступайте. Время для выполнения 7 мин. (Задание: Расположи предложения так, чтобы они составили текст. Найди по одному слову с орфограммами безударный гласный в корне слова проверяемый и непроверяемый ударением. Слова запиши в тетрадь.) Расположи предложения так, чтобы они составили текст. Найди по одному слову с орфограммами безударный гласный в корне слова проверяемый и непроверяемый ударением. Слова запиши в тетрадь.
  • Вот прилетели родители.
  • Птицы громко трещали.
  • Оно сделано из прутьев, глины и травы.
  • В гнезде трое грачат.
  • Грачи стали кормить птенцов живыми червяками.
  • На берёзе грачиное гнездо.
Проверка:
  1. На экране проверка структуры текста.
  2. Зачитать выписанные слова, доказать проверяемую орфограмму.
  1. Последняя часть нашего плана - «Волшебный словарик»
(Отгадать метафоры: НОС, ГЛАЗА, ЯЗЫК) В каком слове есть проверяемая орфограмма, а в каком непроверяемая орфограмма. Почему вы не назвали слово НОС? Проверка выполнения плана. С каким понятием познакомились? (Выбор из трех слов: синоним, орфограмма, глагол) (проверяемая и непроверяемая орфограмма) А теперь узнайте слово по фразе.
  1. Его вешают, приходя в уныние, или задирают от гордости. (нос)
  2. Иногда в них пускают пыль или делают большими? (глаза)
  3. Его можно «Проглотить», когда не желаешь о чём-то говорить или он может быть хорошо подвешен, когда болтаешь без умолку.(язык)
В каждом разгаданном слове, учащиеся должны объяснить наличие и вид орфограммы. Д/З по - выбору. По учебнику стр.110, упр.174 или 175


1мин.

загадки

3-4мин. На доске учитель вывешивает картинки.

карточки со словами на доске

запись на доске

запись на доске

Карточки на доске

работа по учебнику



Задания на карточках





Электронное приложение к учебнику

На доске карточки

На доске карточки


© 2010-2022