Урок по русскому языку на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Род имени существительного.

Цели:

-познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся; повторить ранее изученные признаки существительного;

-развивать речь, мышление, познавательные и творческие способности учащихся, их способности к самообучению, обогащать словарный запас уч-ся;

-воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-игра

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивные, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, частично-поисковый.

Оборудование: наглядный материал (картинки), герой Карандаш, Солнышко, словарные слова, карточки для творческой работы, раздаточный м-л.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь.

Создание эмоционального настроения.

Чтоб звенел весёлый смех,

Детвора не плакала

Светит солнышко для всех,

Светит одинаково.

День откроет на заре

Золотистым ключиком,

Чтоб досталось на Земле

Каждому по лучику.

-Назовите слова, которые у вас ассоциируются со словом солнце. (Улыбка, радость, тепло, дружба, свет, лето и тд.)

-А к какой части речи они относятся?

- Какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка? (имя сущ.)

II. Сообщение темы и постановки целей урока.

- Продолжаем работать над темой Имя существительное. Повторим то, что мы уже знаем об этой части речи, научимся определять род имени существительного.

III. Минутка чистописания.

- На каждом уроке мы проводим минутку чистописания, учимся правильно, аккуратно и красиво писать буквы и соединения букв.

- Сегодня у меня будет помощник. Отгадайте, как его зовут?

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж-

Что же это? (Карандаш)

-Слово карандаш пришло из тюркского языка, где кара-чёрный, даш-камень.

-Отгадайте, какую букву мы будем сегодня писать. Эта буква спряталась в слове карандаш. Звук этой буквы согласный, всегда твёрдый.(ш) Дети прописывают букву, слово карандаш после физминутки .

Пальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить сам.

Этот пальчик сам всё съел,

Оттого и потолстел.

IV. Словарная работа.

-Карандаш написал слова, но пропустил буквы. Спишите слова в тетрадь, вставьте пропущенные буквы.

М...роз, п...нал, п...льто, п...суда, к...пуста, б...рёза, с...рока, с...бака, уч...ник, яг...да. Проверка.

V. Актуализация опорных знаний.

- К какой части речи относятся эти слова? (Это имена существительные) -Почему?

-Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что?(неодушевлённые). Назовите слова.

Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?(одушевлённые).

Назовите слова.

-Какие имена существительные называются собственными? Дадим кличку собаке, имя ученику. Как пишутся остальные имена существительные? Как называются? (нарицательными).

-Как изменяются имена существительные? (Имена существительные изменяются по числам).

Игра «Девочки-мальчики».

VI. Физминутка.

VII. Работа по теме урока.

1. Объяснение нового материала.

Грамматическая сказка «Как у слов - существительных род появился».

-А сейчас мы с вами отправимся в страну под названием «Имя существитель-ное». Правит страной королева.Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала. А вот и она. (Входит королева и садится на трон).

-Да! Я королева! Принесите мой корону! Ой! Что-то я неправильно сказала.

-Корона он мой ? Нет. Оно моё? Нет. Неправильно! Она моя! Корона! Правильно!

-Всегда я путаю, существительные такие все одинаковые! (Вздыхает. Думает).

-Я, королева издаю указ: «Кто придумает для моих слов - существительных знаки различия, тот будет награждён». (Входит мужчина и женщина).

-Я-мужчина! Я выбираю слова он мой: топор, шар, молоток.(Картинки на доске).

-Я-женщина! Я выбираю слова она моя: книга, ваза, малина.(Картинки на доске).

Королева. -Остались лишние слова, пусть они будут среднего рода оно моё: мыло, шило.

Вот моя корона, моё зеркало...(Уходит).

-Вот так род существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия. А вот он, «секрет».

Женский род запомню я

И скажу: «Она моя».

И запомню род мужской,

И опять скажу: «Он мой».

Средний род - оно, моё!

Это правило - твоё! (Хором)

2. Закрепление м-ла.

Работа с учебником.

1). Знакомство с правилом (С.106)

2). А теперь игра «Ну-ка, отгадай». Карандаш принёс свои рисунки. Назовите, что нарисовано и узнайте род этих слов.

3). Стр.108. Правило. Упр.244. Работа у доски с комментированием.

4).Творческая работа.

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова.

Полученные пары напишите. Определите род существительных.

сосна - …(насос)

кулак - …(кукла)

камыш - …(мышка)

VIII. Домашнее задание: упр. 241, правило с 108.

IX. Подведение итогов. Что нового узнали на уроке?

Как распознать род имён существительных?

Имя Существительное, мы с тобой дружны.

Разные предметы называешь ты.

Очень удивительное Имя Существительное.

Трудно будет без него, если пропадёт оно.

Чтобы всё отличным стало, существительных немало.

Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.







© 2010-2022