• Преподавателю
  • Начальные классы
  • К О Н Ц Е П Ц И Я построения модели учебно-воспитательного процесса в младшем школьном возрасте. «Начальная школа – системное звено самоопределения личности»

К О Н Ц Е П Ц И Я построения модели учебно-воспитательного процесса в младшем школьном возрасте. «Начальная школа – системное звено самоопределения личности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







К О Н Ц Е П Ц И Я


построения модели учебно-воспитательного процесса

в младшем школьном возрасте.






«Начальная школа - системное звено самоопределения личности».











Составила

учитель начальных классов

высшей категории

МОБУ СОШ с.Благовар

Ганеева Татьяна Владимировна


«Если учитель объединяет в себе

любовь к делу и к ученикам;

он совершенный учитель».


А.Толстой


  1. Высшая доминанта учителя, ученика, родителя, руководителя школы.

Самое главное и непременное условие работы в школе - это любовь.

Любовь к детям, которые окружают нас. Любовь к родителям этих детей.

Любовь к коллегам и к себе, как к товарищу этих людей. Это стремление помочь ребенку и взрослому в раскрытии неограниченных потенциальных возможностей. В школе держать эту высокую ноту - любви, справедливости и веры в человека - могут только верные и преданные идее детства люди.

В начальной школе не может быть места для зависти, вражды и лицемерия. Только при таких подходах учитель - профессионал способен оценить развивающего человека во всей совокупности его существа, даже если он, маленький, несимпатичен, грешен, заносчив, озлоблен.

Сверхзадача учителя начальных классов - обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка. Следует подчеркнуть значение единства усилий сторон, которые участвуют в процессе развития личности подрастающего человека. Лично мне это единство представляется в виде квадрата равнодействующих (ребенок - учитель - родитель - директор школы), постепенно переходящего в круг, как самую совершенную фигуру в природе.

Я убеждена, что хорошая начальная школа - это школа со своей спецификой, неповторимостью, уникальным почерком, стилем, лицом. Это школа, где процессы роста и развития осуществляются в особой атмосфере сотрудничества и общей заботы друг о друге и о самом себе. Это школа, где не может быть и средств на приобретение и присвоение высших общечеловеческих ценностей, и в первую очередь - чувства справедливости, где, крепко взявшись за руки, идут в одном восходящем направлении администрация школы, учителя, учащиеся и их родители.


  1. Поиск - осознанная необходимость.

Учителя начальных классов нашей школы всячески поддерживают поиск разумного, оптимального, правильного соотношения между стабильностью образовательной системы и еще более обязательной ее динамичностью. Со всей остротой перед учителем и думающим администратором встает проблема педагогического риска и вкуса к экспериментальной работе, умения прогнозировать, вносить какие-либо коррективы. При этом нельзя забывать мудрость древних: торопись медленно.

Наша начальная школа в результате усилий учителей начальных классов получила статус «Творческая лаборатория». Повседневная и непарадная работа учителей начальных классов, пытающихся полностью реализовать свой творческий потенциал и добивающихся конкретных положительных результатов, создание творческой атмосферы, доброжелательного соперничества, позволили нам сделать определенные выводы, приблизиться к созданию своей модели, концепции начальной школы в увязке с местными условиями и возможностями. Так, например, планируем в новом учебном году включить в учебный план изучение информатики и иностранных языков (немецкий и английский).


  1. Принципы, идеи, концепции уч. начальных классов.

В основе выбора путей мы учимся руководствоваться следующими принципами:

- учитель, как и его ученик, постоянно изменяется;

- учитель не вредит ребенку, он верит в свои силы и силы детей;

- учитель заботится о сохранении в детях радости, искренности, добрых начал;

- в современных условиях учитель смотрит на ребенка и родителя как на равноправного партнера в ситуации сотрудничества и жизни сегодня, а не завтра.

Необходимо отметить тенденцию многих учителей к индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, созданию альтернативных подходов к общепринятым нормам.

По моему мнению, процессы обучения и воспитания в начальной школе разделяются только условно, на самом деле - это две стороны единого процесса. Если одна из сторон - освоение мира и развитие познавательных, эмоциональных, волевых, нравственных процессов и качеств, то другая - формирование отношений к познаваемому. Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.


  1. Обоснование структуры учебного плана.

А) Базовый. Он включает в себя работу учителя - классного руководителя по изучению русского языка и литературного чтения, родного языка (рус., башк., татар.), математики окружающего мира, истории, культуры Башкортостана.

Сверхзадача учителя начальных классов в этом блоке предметов - умственное развитие, достигаемое ребенком в процессе научения его чтению, письму, счету в условиях сотрудничества развивающееся личности ученика и учителя, выхода на позиции самоопределения и полного раскрытия возможностей в коллективной учебной деятельности.

Б)Стимулирующий компонент предполагает введение в учебный план музыки - 1 час, ИЗО - 1 час, технологии - 2 часа, физической культуры -

2 часа (ритмика, гимнастика, ходьба, бег, прыжки, акробатические упражнения, валеология). Валеологическое образование включает в себя:

- программу валеологического воспитания и обучения;

- план реализации мероприятий по формированию здорого образа жизни;

- планы уроков по валеологии и внеклассного мероприятия по воспитанию здорового образа жизни. Занятия проводятся в виде беседы-диалога в начале урока, деловой игры, урока-практикума. Такого типа уроки проводятся 1 раз в неделю, т.е. в год 32-34 урока.

Рекомендуются такие темы:

  1. Режим дня школьника.

  2. Личная гигиена.

  3. Закаливание в домашних условиях.

  4. Питание и здоровье.

  5. Вредные привычки и здоровье.

  6. Травматизм и его профилактика.

  7. Физическая культура и здоровье.

  8. Отравление и их профилактика.

  9. Правила безопасности на воде, ПДД.

  10. Предосторожности при обращении с животными.

  11. Внутренняя боль и ее опасность.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от:

- активного участия самих учащихся;

- создания здоровьесберагающей среды;

- высокой профессиональной компетентности и грамотности учителя;

- планомерной работы с родителями.

В)Развивающий. Этот блок включает в себя информатику, компьютерные игры, иностранный язык (нем.,англ.), который планируется с 2006 учебного года, начиная со 2 класса.

5. Многообразие единства.

Я думаю, что начальная школа - это почва, которая вырабатывает характерный стиль мышления, свои традиции и идеи, формирует психологический комфорт, создает неповторимый обмен и стиль творчества всех участников (детей и взрослых) процесса роста и развития.

Начальная школа - это педагогика больших красивых идей. Но она не строится на повелении: учитель должен, ученик обязан, родитель обеспечивает, завуч контролирует. Мы стараемся осознанно отвергать этот стандарт слов, поступков, чувств, программ, планов, подходов, ибо усредненность, штамп, боязнь творчества в пед.работе закономерно приводят к серости, ординарности, неразвитости субъекта воспитания - ученика, сегодняшнего ребенка, завтрашнего взрослого.

Работая в школе продолжительное время, гладя на своих коллег, я поняла, что настоящий учитель должен быть «болен» своей профессией. Когда сам педагог «горит», тогда зажигаются и его ученики.


© 2010-2022