Урок по литературному чтению Сабит Муканов «Родная степь (3класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Сабит Муканов «Родная степь».

Цель: формирование читательских умений на материале рассказа С.Муканова «Родная степь».

Задачи:

Образовательная: Способствовать формированию представлений о творчестве С. Муканова; способствовать расширению и углублению знаний о весенней степи, продолжить учить анализировать изученное произведение, совершенствовать навык выразительного чтения.

Развивающая: Развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память.

Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Заливистый школьный звонок

Позвал нас на новый урок.

II. Проверка домашнего задания.

1.Чтение наизусть одного из стихотворений.

2.Слушание рассказов о том, как птицы весну встречают в Казахстане.

III. Подготовка к восприятию.

1.Рассказ учителя.

- Сабит Муканов (1900- 1973) - один из аксакалов казахской литературы, лауреат Государственной премии КазССР, академик. Родился в Кустанайской области в семье батрака. До революции 1917 года сам батрачил, поэтому о тяжелой жизни знал не понаслышке. Это знание послужило в последствии основой многих произведений. О своем детстве Муканов рассказал в автобиагрофической повести «Мои мектебы»

С 19 лет обучался на учительских курсах в Омске, затем на рабфаке в Оренбурге. В 1935 г. Закончил институт красной профессуры в Москве.

Литературную деятельность начал как поэт, занимался прозой и драматургией.

- Я буду читать, а вы слушайте и мысленно представьте себе степь, о которой написал с большой любовью писатель.

IV. Первичное восприятие.

1.Чтение рассказа учителем.

2. Проверка восприятия.

- Назовите тему произведения.

- Когда происходят события?

- Понравился вам рассказ? Что именно понравилось?

3. Рисование иллюстрации к рассказу.

- Нарисуйте степь такую, какую вы себе ее представили.

- Расскажите о своем рисунке.

V.Перечитывание и анализ произведения.

1. Беседа по содержанию.

- Перечислите, о каких временах года говорится в тексте.

- О каком времени года говорится в начале произведения?

- А потом?

- О каком времени года говорится больше?

2. Составление кластера.

- Составьте кластер и определите, к какому времени года соответствуют образы.

Весна. Лето.

Снег травы

Талые воды жаворонок

Круглые озера жеребенок

земляника

3. Языковой (стилистический) анализ.

- Найдите в тексте описание озера. С чем сравнивает автор озеро?

- Вообразите себе, что мы на берегу нашего озера в солнечный день. Опишите озеро.

- С чем его можно сравнить?

4.Подбор аналогий.

- На доске записаны сравнения, надо соотнести их с текстом, подобрать к данным сравнениям аналогичные:


  • Степь, как шелковое одеяло с рисунком в крупный горох.



  • Озера, как круглые зеркальца на зеленом бархате.



  • Нагретый воздух слегка дрожит над степью, будто кого-то боится.

  • Дальние аулы, отары овец похожи на легкие облака, плывущие в мареве.

  • Жаворонки поют - заливаются.



  • Земляника рассыпана в ковыльных балках, как крупные розовые бусы.

«Талые воды задерживаются в небольших впадинах и образуют круглые озера».

«В солнечные дни эти озера блестят в степи, как блюдца на большой зеленой скатерти».

«…горячий воздух над степью как будто трепещет».

«Посмотришь на дальние аулы, стога сена, отары овец и кажется, что они плывут».

«С восходом солнца поднимаются они высоко в небо и звенят, звенят…».

«Какая она душистая и вкусная!»

«Трудно оторваться от этого вкусного угощения!»

- Подберите свои сравнения.

- Степь полна красок, звуков и запахов. Разве можно назвать ее голой и безлюдной?

VI. Обобщение.

1. Рассуждение.

- Озаглавьте рассказ по другому.

- Объясните, какое название больше подходит?

- Как автор относится к степи?

- С каким настроением он писал о степи?

2. Творческое задание.

- Понравился ли вам рассказ?

- О чем хотел рассказать нам автор?

- Составьте рассказ о родном крае летом. Опишите в нем лес, рощу, озеро, луг.

VII. Итог урока.

- Какое произведение читали на уроке? Кто автор?

- С какими мыслями и настроением вы заканчиваете урок?

VIII. Задание на дом.

Продолжить составление рассказа о родном крае весной.



© 2010-2022