Авторская программа Пиши красиво для учащихся первых классов

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа №18 отдела образования акимата города Тараза»

Авторская программа Пиши красиво для учащихся первых классов

Авторская программа

«Пиши красиво»

для учащихся первых классов





Авторы: Кемельбекова Роза Кенесовна учитель начальных классов высшей категории Солякова Валентина Владимировна учитель начальных классов первой категории

Тараз-2015 год

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа №18 отдела образования акимата города Тараза»

«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено

________________ ___________________ на заседании М/О №___

Директор СШ №18 Зам. директора по НМР Руководитель М/О

И.Г. Баклагина Л.В. Шепелева А.М. Курегенова ___________________ _____________________ ___________________

«_ »____2015-2016 уч.г. «__»_____2015-2016 уч.г. «__»_____2015-2016 уч.г.

Программа курса по выбору

«Пиши красиво»

для учащихся первых классов



Авторы: Кемельбекова Роза Кенесовна учитель начальных классов высшей категории Солякова Валентина Владимировна учитель начальных классов первой категории

Тараз-2015 год

Содержание :

1.Пояснительная записка, введение в предмет………………..…2-3

1.1 Статус документа

1.2 Общая характеристика учебного предмета

1.3 Место предмета в базисном плане

1.4 Резерв учебного времени

1.5 Виды практической деятельности

1.6 Виды самостоятельной работы учащихся

1.7 Формы итогового контроля

2.Требования к уровню подготовки учащихся, общие учебные

навыки, умения и способности ………………………….……………...4

3.Прогнозируемый результат

4.Основное содержание предмета………….…………………………..…5

5.Методические рекомендации……………………………………………6

6.Тематическое планирование по предмету………..……………..……..7

7.Рекомендуемая литература………………………………………………8

Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Цель курса - обучение первоначальному письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных знаний и умений.

Обучение письму идет с учетом требований координации устной и письменной речи.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты - важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются общеучебные умения, навыки письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.

Задачи:

-усвоить формы печатных и письменных буквенных знаков.

-обучить первоначальному письму

- формировать дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах,

во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих,

о соотношении звуковой и графической форм слова.

Период обучения письму состоит из трех этапов:

1) подготовительного;

2) основного (звукобуквенного);

3) заключительного.

На подготовительном этапе (Тетрадь по письму) первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами, графической системы письменных букв русского алфавита. Элементы даны в виде линий и полосок, идентичных по форме этим линиям, то есть шаблонов для конструирования письменных букв. Дети узнают названия элементов-линий и элементов-шаблонов, обращают внимание на их размер (целый, половинный, четвертной) и учатся писать элементы-линии по алгоритму на соответствующей разлиновке тетради при соблюдении правил посадки и пользования письменными принадлежностями.

На основном этапе обучения первоначальному письму, первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.

На заключительном этапе проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2-4 классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык.

Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях.

Структура курса
Содержание учебного предмета

Письмо

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.

Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.

Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.

Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.

Основной (звукобуквенный) период

Письмо

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.

Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.

Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших (заглавных) и малых (строчных)). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.

Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.

Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.

Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.

Заключительный период

Письмо

Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам.

Формирование умения чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования) . Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа и материал "Пиши красиво" рассчитаны на 33 недели: 1 час в неделю

Адресат

Спец. курс «Пиши красиво» составлен для учащихся 1 классов общеобразовательных школ.

Виды практической деятельности

-работа в индивидуальных тетрадях.

Виды самостоятельной работы учащихся

-написание элементов по предложенному учителем пособию;

- списывание текста;

-решение творчески-поисковых заданий;

Формы итогового контроля

Итоги и контроль знаний проводятся в конце каждого раздела , в конце изучения курса лучшие работы отмечаются .

2. Требования к уровню подготовки учащихся

По завершении 1 класса учащиеся должны знать:

  1. Правила посадки и пользование письменными принадлежностями

  2. Пространственную ориентировку на странице тетради, ее разлиновку.

  3. Технологию начертания букв по алгоритму и под счет

  4. Три вида соединений букв при письме

должны уметь:
  1. писать все письменные буквы и их соединения в графических слогах и
цельных словах по алгоритмам
  1. совершенствовать каллиграфическое качества письма

  2. соблюдать графическую грамотность и каллиграфическое качество письма при условии ускорения его темпа
  3. Списывать слова и предложения с печатного и письменного текстов, письмо
под диктовку.

6)Выполнять логические задания на сравнение букв и объединение их

Результаты изучения учебного курса

Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Пиши красиво».

 правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

 писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

 выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

 при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;

 конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;

 правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.

Планируемые предметные результаты освоения курса к концу заключительного периода5.

Обучающиеся научатся:

 пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;

 правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;

 читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

 связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 4 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;

 выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: -чк-, -чн-, -чт-, а также с сочетаниями букв -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, -же-, -ше-, -це-, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;

 анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.



5.Методические рекомендации

На курсах по выбору полезно предоставить каждому ученику возможность самостоятельной и коллективной творческой работы на занятиях и дома. Содержание программного материала должно быть построено в такой последовательности, чтобы рассмотрение предшествующих тем влияло на успешность освоения последующих. Чтобы была реализована их взаимосвязь по структуре, логике и сосодержанию.

Особое внимание обращается на целеполагание и постановку учебных задач, которые способствуют личностному восприятию материала, умению анализировать, обобщать и творчески использовать знания в самостоятельной и групповой работе.

Учебные задачи позволят ученику сразу же поработать с новым материалом, практически исследовать, сформировать собственное мнение об изучаемом предмете, определять отношение к нему, понять где и как в дальнейшем можно его использовать, как связь с жизнью и другими предметами учебного цикла.

На каждом занятии предусмотрена групповая работа для развития коммуникатив-ной, информационной и других базовых и ключевых компетенций.

Компетентностный подход включает методы и приёмы, формы работы, способствующие развитию критического мышления.

Роль учителя - организовать, направить, научить добывать знания при работе , подобрать методы и приёмы, стимулирующие творческое мышление.

Стратегия «Ассоциация». -это письменный вид деятельности (можно в виде рисунка). Самое эффективное время для работы- 2-3 минуты, далее следует отвлечение от темы.

5

Тематическое планирование программы « Пиши красиво»

Всего 33 часа, 1 час в неделю

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

К-во часов

дата

1

Знакомство с новым предметом.

Гигиенические правила письма. Ориентировка
в пространстве. Письмо прямой линии.

1

2

Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (г).

1

3

Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке (е). Письмо элементов букв прямые линии (короткие и длинные с закруглением внизу и вверху)

1

4

Письмо овалов: малого и большого (О, о)

Письмо короткой прямой линии с половинным овалом (ь)

1

5

Письмо палочек прямых и с закруглением. Элементы буквы И. Письмо начальных элементов букв м и л

1

6

Строчная буква -а.

1

7

Заглавная буква -А.

1

8

Строчная буква -и. Написание слогов, нижнее соединение букв.

1

9

Заглавная буква -И. Логическое задание «Найди и раскрась птицу.»

1

10

Строчная буква -о, заглавная буква -О. Нижнее соединение букв. Логическое задание «Найди и раскрась ослика.»

1

11

Строчная буква -м, заглавная буква -М. Логическое задание «Найди и раскрась машину.»

1

12

Повторение написания букв , слов, предложений. Поиграем.

1

13

Строчная буква -т, заглавная буква -Т. Верхнее и нижнее соединение букв.

1

14

Повторение - мать учения. Напиши под диктовку.

1

15

Строчная буква -л, заглавная буква -Л. Логическое задание «Найди и раскрась льва.»

1

16

Повторение письма букв и соединений

Поиграем. Объединение букв одинаковых по написанию

1

17

Строчная буква-с, заглавная буква - С. Логическое задание «Найди и раскрась слона.»

1

6

18

Строчная буква-р, заглавная буква - Р. Логическое задание : «Найди и раскрась рыбу»

1

19

Повторение написания букв, слов, предложений. Поиграем.

1

20

Строчная буква -ш, заглавная буква -Ш. Нижнее и верхнее соединение букв.Логическое задание «Найди и раскрась шляпу.»

1

21

Повторение - мать учения. Напиши под диктовку.

1

22

Строчная буква -п, заглавная буква -П. Нижнее и соединение букв.Логическое задание «Найди и раскрась машину пожарную машину.»

1

23

Повторение - мать учения. Напиши под диктовку.

1

24

Строчная буква - г.Нижнее и верхнее соединение

1

25

Заглавная буква -Г. Соединение с буквой - Г.

Логическое задание : «Найди и раскрась грибы».

1

26

Повторение - мать учения. Поиграем.

1

27

Повторение - мать учения. Списывание предложения. Вставь пропущенные буквы.

1

28

Повторение - мать учения. Составь предложение. Заглавные буквы.

1

29

Соединение букв

1

30

Высота букв.

1

31

Наклон и параллельность букв

1

32

Интервал между словами

1

33

Списывание печатного текста

1

7

7. Используемая литература.



Для учителей.
Основная :

1. Учебные программы прикладных курсов общеобразовательной школы. - Астана, 2013.

2. «Методическое руководство. Грамота ».- «Атамура», 2014

Дополнительная :

1. «Нестандартные уроки в начальной школе» - Москва - 2008

2. «Учителю начальных классов на уроках письма» Москва, «Просвещение»- 2007

3. « Каллиграфия в первом классе», Кудышева Б.К. Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2007

4. Журнал «Начальная школа» Просвещение,1991
Для учащихся.
Основная :

1. «Учимся писать» Атамура, 2013

2. «Пропись» Алматы «Атамура», 2012

3. Дидиактический материал : «Знакомство с буквами»

4. «Маленьким умникам и умницам» , Ростов-на-Дону «Феникс», 2012

8

© 2010-2022