Проект на тему Самый здоровый класс пальчиковая гимнастика

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 50

«Самый здоровый класс»

Пальчиковая гимнастика

Выполнили:

учащиеся 4 « Г» класса

Классный руководитель:

Жевлакова Е.Ю.





2016год

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям? Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук. Выбор темы исследования. Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании зрительного и слухового восприятия, недоразвитии внимания (неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость), памяти (произвольность и объем запоминания); отставание в развитии мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование) и речи. Учитывая особенности детей с ЗПР выбор темы очевидна. Пальчиковые игры развивают: - тактильную чувствительность; - зрительно-двигательную координацию движений; - умение соотносить предметы в пространстве; - увеличивают подвижность пальцев; - развивают силу и гибкость пальцев; - улучшают почерк; - снижают физическую усталость и моральное напряжение во время уроков; На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений Цель: развивать мелкую моторику у детей младшего школьного возраста во взаимодействии с семьей.

  • Задачи для педагога:
  • показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
  • познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас.
  • Задачи для детей:
  • развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
  • Задачи для родителей:
  • учитывать опыт детей, приобретенный в школе;
  • создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.
  • Участники проекта:
  • 1. Учитель: Жевлакова Елена Юрьевна;
  • 2. Учащиеся 4 Г класса;
  • 3. Законные представители детей.
Диагностики для младшего начального звена Уровень развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста можно определить с помощью следующих заданий: Диагностика № 1
  • Выполнение по зрительному образцу:

  • соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
  • пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
  • 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.
  • Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:

  • с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"

  • открыть глаза - повтор движений.

  • Перенос позы с выключением зрительного анализатора:

  • Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

Оценка результатов. Проба Количество учащихся
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается) Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная. 6 2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально. Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения. 5 3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует. Оценка: односторонняя пространственная агнозия. 3 4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений. Оценка: инертность движений (лобные доли). 1 5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие). Оценка: нарушение кинестетической основы движения. 0
Диагностика №2 1. Кулак - ребро - ладонь (сначала правая, потом левая) 2. Графические пробы - зубчики (нелинованный лист) 20 сек. на пробу. - заборчик - дом - башня (зубчик-заборчик) 3. Реципрокная (координация) Предложить ребенку положить перед собой руки - одна сжата в кулак, а другая - распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно). Оценка результатов. Проба Количество учащихся 1. Не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы: • нарушение динамической координации двигательного навыка 3 2. С трудом переключается с одного движения на другое: • инертность движений 4 3. Неправильно воспроизводит пространственное направление движения: • нарушение пространственного координации двигательного навыка. 2 4. Не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы: • нарушение реципрокной координации 14 5. Отстает одна рука 9 6. Воспроизводит движения только правой рукой, игнорируя левую. 8
  • Средства достижения поставленных задач:
  • применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
  • использование пальчиковой гимнастики на уроках, на прогулке и т.д.;
  • информационные листы для родителей;
  • разучивание стихов, потешек;
  • использование атрибутов к пальчиковой гимнастике.
Предметные области: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство. Краткое описание выполненного проекта. В ходе проекта подбирали стихотворения для пальчиковой гимнастики как родители, так и ученики; разучивали эти стихи и разыгрывали сценки-миниатюры. Ребята познакомились с видами и с задачами проведения пальчиковой гимнастики. Детьми были изготовлены красочные наглядные памятки. На переменах общались с ребятами из класса, делясь своим опытом, обучая всё новым и новым пальчиковым играм. Виды упражнений пальчиковой гимнастики Игры-манипуляции: «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Сюжетные пальчиковые упражнения 1.«Пальчики здороваются», «Распускается цветок». К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья, Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. 1. «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с переходом от одной руки к другой - в этом случае начинаем с левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому мизинцу. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Этапы проекта: I. Подготовительный этап: Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, диагностика прогнозирование результата; Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей. Изучение методической литературы по данной теме. - оформление памятки «Говорящие пальчики». II. Основной этап реализации проекта: - составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с учениками; - разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики; - обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком; - включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий. Работа с родителями: выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей; беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»; III. Заключительный этап Анализ проделанной работы. Результат. В ходе проекта ученики выучили ряд пальчиковых гимнастик. Они убедились, что благодаря занятиям их пальцы стали более сильные, гибкие, подвижные; заметили, что у них улучшился почерк; поняли, что гимнастика способствует снижению физической усталости, морального напряжения во время уроков, а также является массажем активных точек на пальцах и ладонях. Родители: родители стали единомышленниками с педагогами школы по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми; родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома; Перечень используемой литературы: 1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008; 2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006; 3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008; 4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
© 2010-2022