План-контпект урока производственной практики на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока учебной практики

по дисциплине: ПМ 01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций.

МДК 01.02 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций.



Тема урока: «Монтаж схемы нереверсивного пуска асинхронного с короткозамкнутым ротором». Тип урока: урок формирования новых знаний. Методы проведения: Диалогово-словесный с использованием ИКТ, наглядный, практический. Цель урока: произвести правильный монтаж схемы нереверсивного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором Задачи урока: - познакомить учащихся с устройством и принципом действия пускорегулирующей аппаратурой (магнитные пускатели, тепловые реле, кнопочные станции), задействованной в схеме; - познакомить учащихся с принципиальной схемой нереверсивного пуска двигателя; - развивать навыки самостоятельного чтения электрических схем, умения пользоваться принципиальными и монтажными схемами; - научить монтажу схемы нереверсивного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором; - воспитывать сознательное отношение обучающихся к учебной практике, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности. Ожидаемый результат: в течение урока у учащихся формируются следующие компетенции: - коммуникативная - умение отвечать на поставленный вопрос, работа с опросными листами, работа в команде; - информационная - умение работать с различными источниками информации, понимать и осмысливать информацию; - личностная - развитие индивидуальных способностей; - профессиональная - иметь представление об электрических схемах, уметь самостоятельно читать электрические схемы, уметь пользоваться принципиальными и монтажными схемами; производить монтаж. Межпредметные связи: инженерная графика, электроматериаловедение, электротехника, физика, охрана труда. Материально-техническое и методическое обеспечение урока: Демонстрационный материал:

  • Презентация на тему: «Монтаж схемы нереверсивного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором»;
  • Макет-образец со схемой нереверсивного пуска асинхронного двигателя;
  • Принципиальная схема пуска нереверсивного двигателя с короткозамкнуты ротором
  • Планшеты с пускорегулирующей аппаратурой;
  • Двухкнопочные станции;
  • Электромонтажный инструмент;
  • Провод марок: ПВ 1х1,5; ПВ 1х2,5;

  • Мультиметр.
Раздаточный материал: 1. Технологическая инструкция по монтажу схемы нереверсивного пуска двигателя;
  1. Принципиальная схема пуска асинхронного двигателя;
  2. Монтажная схема кнопочной станции;
  3. Опорные листы по условным обозначениям контактов на схеме, расшифровке марок проводов, по монтажной схеме кнопочной станции.
Этапы урока: 1. Вводный инструктаж 1.1 Организационный момент 1.2 Целевая установка 1.3 Объяснение нового материала 1.3.1 Устройство и принцип действия аппаратов, задействованных в схеме нереверсивного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором 1.3.2 Условные обозначения аппаратов на электрических схемах 1.3.3 Принцип действия схемы нереверсивного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором 1.3.4 Алгоритм монтажа схемы нереверсивного пуска асинхронного двигателя. Материал для монтажа схемы

1.3.5 Обсуждение причин неправильной сборки схемы

1.3.6 Безопасные условия труда при монтаже схемы

1.5 Закрепление с самоконтролем

1.4 Инструктирование учащихся по отдельным вопросам темы

2. Текущий инструктаж

2.1 Выдача задания 2.2 Целевой обход рабочих мест для проверки самостоятельной работы учащихся. Своевременное выявление индивидуальных ошибок и их устранение

3. Заключительный инструктаж 3.1 Сообщение о результатах в достижении целей урока. Рефлексия 4. Домашнее задание

Структура урока: 1. Вводный инструктаж 1.1 Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к уроку. Тема нашего урока: «Монтаж схемы нереверсивного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором». Слайд 1,2

  • Нереверсивный пуск- это пуск двигателя в одном направлении.
1.2 Целевая установка Профессия, с которой вы связали свое будущее, непосредственно связана с электрооборудованием. Необходимость подключить электрооборудование нередко возникает и в быту. Например, вам требуется подключить наждачный круг или бетономешалку, электропилу для этого необходимо осуществить монтаж электрической схемы нереверсивного пуска двигателя. Таким образом, цель нашего урока - произвести правильный монтаж электрической схемы нереверсивного пуска двигателя. Слайд 3 Для того чтобы двигатель начал вращение и был защищен от тока короткого замыкания и перегрузок, необходимо собрать соответствующую схему.

Слайд 4,5,6,7

1.3 Актуализация опорных знаний Аппараты, используемые в схеме: 1.МАГНИТНЫЙ ПУСКАТЕЛЬ - это электромагнитный аппарат, предназначенный для автоматического и дистанционного управления цепями, а также их защиты от перегрузок. Устройство магнитного пускателя: силовые (главные контакты), нормально-разомкнутые и нормально-замкнутые блок-контакты, катушка магнитного пускателя, якорь, сердечник с короткозамкнутым витком, служащим для защиты от вибрации и самопроизвольного отключения аппарата. Принцип действия магнитного пускателя: подаем напряжение на катушку, по ней протекает ток, создается магнитное поле. Якорь втягивается в катушку, нормально-разомкнутые контакты замыкаются, нормально-замкнутые блок-контакты замыкаются. Условное обозначение магнитного пускателя на электрических схемах: План-контпект урока производственной практики на темуПлан-контпект урока производственной практики на тему
План-контпект урока производственной практики на темуПлан-контпект урока производственной практики на тему План-контпект урока производственной практики на темуПлан-контпект урока производственной практики на тему Слайд 8,9,10,11:
2.ТЕПЛОВОЕ РЕЛЕ - служит для защиты от небольших перегрузок на длительное время. Тепловое реле защищает также двигателя переменного тока при обрыве одного из проводов питающей линии, т.к. в этом случае ток в двух поврежденных фазах становится выше номинального. По этой причине включают нагревательные элементы теплового реле в две фазы электродвигателя переменного тока. Главным элементом теплового реле является биметаллическая пластина, состоящая из двух сваренных между собой пластин металлов с различными коэффициентами температурного линейного расширения. При увеличении тока пластинка нагревается и изгибается в сторону пластинки с меньшим температурным коэффициентом. Нагрев происходит при прохождении тока через нагревательный элемент, расположенный вблизи биметаллической пластинки или непосредственно через саму пластинку. Тепловое реле не защищает электродвигатель от токов короткого замыкания в связи с большой тепловой инертностью биметаллической пластинки. Реле срабатывает, если ток перегрузки равен току установки реле или больше него. При этом свободный конец биметаллической пластины, прогибаясь, воздействует на моментальный механизм переключения контактов, вызывая изменение их состояния. С увеличением тока время срабатывания реле уменьшается. Тепловое реле не защищает цепь от короткого замыкания, оно само должно быть защищено от него. При коротком замыкании элемент нагревается без отдачи тепла в окружающую среду. Во многих случаях это может привести к тому, что оно будет повреждено до того как успеет воздействовать на контактную систему. Условное обозначение на электрических схемах: План-контпект урока производственной практики на темуПлан-контпект урока производственной практики на тему План-контпект урока производственной практики на темуПлан-контпект урока производственной практики на тему
Слайд 12 3. КНОПОЧНАЯ СТАНЦИЯ - для включения электродвигателя с помощью магнитного пускателя применяется двухкнопочная станция с кнопками «ПУСК» и «СТОП». Комплектуется из кнопочных элементов. Кнопочный элемент кнопки «ПУСК» имеет один нормально закрытый контакт. Нормальное положение контактов условно называют такое положение, когда внешнее воздействие на кнопки отсутствует. Условное обозначение кнопочной станции: План-контпект урока производственной практики на темуПлан-контпект урока производственной практики на тему План-контпект урока производственной практики на темуПлан-контпект урока производственной практики на тему Закрепление материала. Учащиеся показывают контакты аппаратов. 1.4 Объяснение нового материала 1.4.1 Условные обозначения аппаратов в силовой цепи и цепи управления 1.4.2 Принцип действия схемы нереверсивного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором Слайд 14: Рассмотрим принцип работы схемы нереверсивного пуска асинхронного двигателя: План-контпект урока производственной практики на тему















Включаем рубильник Q. Нажимаем кнопку «Пуск» SBC, электрический ток протекает по цепи: фаза В, предохранители FU 2, нормально-замкнутый контакт кнопки «Стоп» SBТ, нажатую кнопку «Пуск» SBC, катушку магнитного пускателя КМ1, через замкнутый контакт теплового реле КК, через предохранители в фазу С. Катушка магнитного пускателя КМ 1 получает питание, срабатывает, силовые или главные контакты магнитного пускателя КМ 1:1 в силовой цепи замыкаются, двигатель М начинает вращение. Одновременно с замыканием силовых контактов магнитного пускателя КМ 1:1, замыкается разомкнутый блок-контакт магнитного пускателя КМ 1:2, блокирующий контакт кнопочной станции кнопки SBC, чтобы не держать кнопку в нажатом состоянии. Для остановки двигателя М нажимаем кнопку «стоп» SBT. Катушка магнитного пускателя КМ 1 теряет питание, магнитный пускатель возвращается в исходное положение, силовые или главные контакты магнитного пускателя КМ 1:1 в силовой цепи и блок - контакты магнитного пускателя КМ 1:2 размыкаются, двигатель М останавливается. Работа с опорными листами 1.4.3 Алгоритм монтажа схемы нереверсивного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором Слайд 15,16

Материал для монтажа схемы Для монтажа схемы используем провод марок: ПВ 1х1,5; ПВ 1х2,5; Попробуйте расшифровать эти марки. Учащиеся на опорных листах выполняют задание. ПВ 1х1,5 - провод одножильный, с медной жилой, в поливинилхлоридной изоляции, сечение жилы 1,5 кв. мм. ПВ 1х2,5 - провод одножильный, с медной жилой, в поливинилхлоридной изоляции, сечение жилы 2,5 кв. мм.
Слайд 17:

Порядок сборки схемы Монтаж схемы условно можно разделить на три этапа.

  1. Монтаж цепи управления.
  2. Монтаж кнопочной станции.
  3. Монтаж силовой цепи.

Сборку электрической схемы следует производить следующим образом. Руководствуясь схемой необходимо, начав сборку главной последовательности цепи от одного зажима источника энергии, закончить её у другого зажима. После чего в соответствующих местах схемы присоединить все параллельные ветви.
Слайд 18

Монтаж цепи управления Сборку схемы начинаем с цепи управления. Для этого мерными отрезками начинаем монтаж.

  1. С главного или силового контакта магнитного пускателя «вперёд» Л 3 до блок - контакта теплового реле КК,
  2. С другой стороны блок - контакта КК соединяем с катушкой магнитного пускателя КМ 1
  3. С другой стороны вывода катушки магнитного пускателя КМ 1 соединяем перемычкой с блок - контактом магнитного пускателя КМ 1:2.

АЛГОРИТМ СБОРКИ ЦЕПИ УПРАВЛЕНИЯ.
ЛПлан-контпект урока производственной практики на темуПлан-контпект урока производственной практики на темуПлан-контпект урока производственной практики на тему3 КК КМ1 КМ 1:2

Слайд 19, 20

Монтаж кнопочной станции. Затем начинаем монтаж кнопочной станции. В кнопочной станции предусмотрена одна перемычка и выходит три провода.

  • 1 перемычка - от зажима замкнутого контакта кнопки «стоп» SBT до разомкнутого контакта кнопки «пуск» SBC.
Из кнопочной станции выходит три провода.
  1. С замкнутого контакта (свободного) кнопочной станции кнопки «стоп» SBT до главного «силового» контакта магнитного пускателя Л2.
  2. С разомкнутого контакта (свободного) кнопочной станции кнопки «пуск» SBC до катушки магнитного пускателя «вперёд» КМ 1.
  3. С разомкнутого контакта (с перемычкой) кнопочной станции кнопки «пуск» SBC , до разомкнутого блок-контакта магнитного пускателя «вперёд» КМ 1:2.

АЛГОРИТМ СБОРКИ КНОПОЧНОЙ СТАНЦИИ
ЛПлан-контпект урока производственной практики на темуПлан-контпект урока производственной практики на темуПлан-контпект урока производственной практики на темуПлан-контпект урока производственной практики на тему 2 SBT SBC КМ 1

КМ 1:2 Задание для учащихся: на монтажной схеме кнопочной станции обозначить перемычки и провода. План-контпект урока производственной практики на тему
Слайд 21

Монтаж силовой цепи. Монтаж силовой цепи выполняем проводом ПВ 1х 2,5 кв. мм.

  1. С главного (силового) контакта магнитного пускателя «вперёд»
С 1 до биметаллической пластины теплового реле КК.
  1. С главного (силового) контакта магнитного пускателя «вперёд»
С 3 до биметаллической пластины теплового реле КК.

АЛГОРИТМ СБОРКИ СИЛОВОЙ ЦЕПИ СПлан-контпект урока производственной практики на темуПлан-контпект урока производственной практики на темуПлан-контпект урока производственной практики на тему 1 КК План-контпект урока производственной практики на темуС 3 КК Проверяют работу схемы мультиметром по макету.
1.4.4 Обсуждение причин неправильного монтажа схемы Слайд 22

Причины не правильной сборки схемы

  1. Короткое замыкание - неправильное соединение токоведущих частей, где сопротивление замкнутого участка равно нулю.
  2. Непоследовательность сборки.
  3. Неправильный выбор блок - контактов.
  4. Неправильное соединение в кнопочной станции.
  5. Ненадёжное присоединение проводов.
1.4.5 Безопасные условия и приемы труда при монтаже схемы Слайд 23 Безопасные условия труда при монтаже схемы
  1. Категорически запрещается производить проверку собранной схемы под напряжением без разрешения мастера.
  2. Запрещается производить проверку схемы под напряжением без проверки мультиметром.
  3. Зачистку провода производить «от себя», нож держать под углом.
1.5 Закрепление с самоконтролем А, теперь после пройденного материала давайте закрепим знания, выполнив следующее задание. При нажатии на цифры 1-8 в голубом прямоугольнике появятся условные обозначения элементов схем. Ваша задача их расшифровать и вписать свой ответ строчными буквами в низу страницы. Желаю успехов! При правильном ответе вас ждет сюрприз! 1.4 Инструктирование учащихся по отдельным вопросам

2. Текущий инструктаж 2.1 Выдача задания. Целевой обход до начала работы. а) Объясняет практическое задание и показывает технологию монтажа схемы мерными отрезками б) Проверяет организацию рабочих мест (выбор инструмента и оборудования); в) Проверяет выполнение ревизии пускорегулирующей аппаратуры. г) Проверяет правильность выбора сечения провода в соответствии с требованиями монтажа силовой цепи и цепи управления; д) Проверяет рациональность разметки трассы с целью экономии провода.

2.2 Целевой обход рабочих мест для проверки самостоятельной работы учащихся. Своевременное выявление индивидуальных ошибок и их устранение а) Проверяет правильность заготовки проводов в виде мерных отрезков в соответствии с требованиями монтажа; б) Проверяет правильность техники снятия изоляции на концах проводов монтерским ножом в соответствие с требованиями техники безопасности; в) Проверяет правильность техники зачистки жил проводов монтерским ножом в соответствие с требованиями техники безопасности; г) Проверяет правильность технологии выполнения оконцевания (пестиком) в соответствии с требованиями монтажа; д) Проверяет правильность монтажа цепи управления в соответствии со схемой; е) Проверяет правильность монтажа кнопочной станции в соответствии с монтажной схемой, маркировку проводов; ж) Проверяет правильность укладки проводов в соответствие с требованиями ПУЭ; з) Проверяет надежность крепления проводов в контактах аппаратов. и) Проверяет работу схемы нереверсивного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором прибором мультиметром; к) Проверка работы магнитного пускателя под напряжением 220 В (выборочная проверка одной схемы).

3 Заключительный инструктаж 3.1 Сообщение о результатах в достижении целей урока. Рефлексия Подведение итогов урока. Таблица результатов. Анализ. Рефлексия Я благодарю вас за урок, мне было интересно с вами работать, если вам так же, то поднимите руки вверх. Сегодня на уроке вы познакомились с монтажом схемы нереверсивного пуска двигателя. Как вы думаете, эти знания пригодятся вам в жизни?

4. Домашнее задание

Выучить: принцип действия схемы нереверсивного пуска с использованием магнитного пускателя; Повторить: алгоритм монтажа схемы нереверсивного пуска с использованием магнитного пускателя.

© 2010-2022