Программа кружка Первые шаги, 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор ______(О. В. Новиков)

учителей нач. классов приказ № __ от ______

протокол № __ от ______ ______________

Программа внеурочной деятельности

по научно-познавательному направлению

«Первые шаги в науку» для 2 класса

(модуль 8 ч, всего 32 ч в год)



Составила: учитель начальных классов

Зибер Людмила Павловна






Чайковский, 2015



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Младший школьный возраст отличается повышенным интересом к событиям и явлениям окружающего мира. Дети по природе своей исследователи. Постоянная жажда новых знаний, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно открывать новые сведения об интереснейших явлениях окружающего мира - это основные черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка. Задачей современного образования является не передача знаний об этих явлениях природы ребёнку, а вовлечение младшего школьника в активную деятельность по добыванию этих знаний через увлекательные опыты, эксперименты, пытливый анализ. Курс внеурочной деятельности «Эврика» направлен помочь учителю начальных классов стимулировать познавательный интерес школьников и активно развивать его.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ Концепция программы «Первые шаги в науку» базируется на основных принципах эвристического обучения: Принцип личностного целеполагания ученика. В ходе занятий второклассники будут учиться самостоятельно ставить цель исследований. Целеполагание активно влияет на развитие личности ребёнка, формирует умения правильно оценивать свои возможности и ориентироватья в системе знаний. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Изучение курса «Первые шаги в науку» даёт возможность выдвижения личных точек зрения учеников и учителя на предмет исследования. Защита своей точки зрения и обсуждение иных путей достижения цели способствует формированию у учащихся уважительного отношения к мнению своих одноклассников. Принцип метапредметных основ содержания образования. Основным подходом к реализации программы кружка «Первые шаги в науку» является освоение универсальных учебных действий: регулятивных, личностных, познавательных, коммуникативных. Принцип ситуативности обучения. На практических занятиях данного цикла внеурочной деятельности учитель создаёт различные эвристические ситуации, которые направлены на обеспечение мотивации детей к решению образовательных проблем. Принцип продуктивности обучения. Занятия данного внеурочного курса позволяют учащимся активно обогащать свои знания об окружающем мире через собственные исследования и опыты. Продуктами деятельности детей являются исследования, проекты, собственные алгоритмы. Принцип образовательной рефлексии. В ходе рефлексии на занятиях данного курса ученики с помощью педагога учатся осознавать способы деятельности, её смысловые особенности. Цель программы: развитие познавательной сферы учащихся через активную исследовательскую деятельность. Задачи программы:

  • формировать умения исследовательской деятельности;

  • формировать ключевые компетентности учащихся;

  • развивать познавательные способности учащихся;

  • развивать навык сотрудничества.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа «Первые шаги в науку» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению. В учебном плане на данную программу отводится 1 час в неделю. Программа представлена модулем по 8 ч, которая будет реализована во 2-х классах: 1 четверть - во 2 Б классе, 2 четверть - во 2 В классе, 3 четверть - во 2 Г классе, 4 четверть - во 2 А классе. Всего 32 часа в год. Структура программы обусловлена особенностями овладения младшими школьниками основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности к изучению составных частей исследовательской деятельности. Занятия курса «Первые шаги в науку» направлены на побуждение к активной мыслительной деятельности, наблюдательности, на осмысление причинно-следственных связей. В программу включён ряд практических занятий на которых младшие школьники через активную деятельность знакомятся с опытами и экспериментами, учатся выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, анализировать, делать выводы, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Организация исследовательской деятельности на занятиях строится на основе данных этапов:

  1. Актуализация проблемы
  2. Выбор темы исследования
  3. Выдвижение гипотез
  4. Составление плана исследования
  5. Выбор методов исследования
  6. Сбор собственного экспериментального материала
  7. Анализ и обработка данных исследовательской деятельности
  8. Создание презентации с результатами и обобщениями
  9. Защита исследовательского проекта
Учитывая особенности развития младших школьников, детям предлагаются темы, которые наиболее интересны и близки им. Особое место на начальном этапе исследовательской деятельности учитель должен отводить групповым исследованиям. В работу над групповым исследовательским проектом легче включить всех детей группы (активных и малоактивных). Следует учитывать, что у второклассников слабые навыки совместной деятельности. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях курса, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно исследовательской деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Занятия предполагают проведение игр, практических опытов, фиксации результатов, выпуск стенгазет, создание презентаций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию).

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя, родителей.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять исследовательские модели
  • Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; - -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль в формах
-практические работы; -творческие работы учащихся; -презентация работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

Что такое исследование. Гипотеза. Методы исследования.

1

2

Критерии оценивания исследовательского проекта. Вода. Почему лёд не тонет? Практическое занятие.

1

3

Какая капля больше - холодная, тёплая или горячая? Практическое занятие.

1

4

Как определить свежее ли яйцо? Как измерить объём яйца? Практическое занятие.

1

5

Прабабушка электрической лампочки. Роль огня в жизни людей. Что таится в пламени? Практическое занятие.

1

6

Исследование пламени. Практическое занятие. Как погасить свечу? Практическое занятие.

1

7

Выбор темы коллективного исследовательского проекта. Выдвижение гипотезы. Составление плана работы.

1

8

Презентация проекта.

1

ИТОГО:

8

Содержание занятий. Тема № 1 «Что такое исследование. Исследовательский проект» На первом занятии учитель знакомит школьников с понятиями «исследование», «проект», «проблема», «объект исследования». В доступной форме объясняется, что исследование - это целенаправленный, планомерный поиск ответа на заданный вопрос. Проблема формулируется в виде вопроса, на который надо найти ответ. На занятии можно продемонстрировать детям презентации исследовательских проектов школьников. «Гипотеза. Методы исследования» Основные понятия «гипотеза», «метод», «наблюдение», «опыт». Учитель предлагает занимательные простейшие ситуации (как быстрее вылить воду из бутылки?). На занятии дети учатся задавать вопросы, видеть проблему, делать предположения (выдвигать гипотезы). Затем планируют, какими методами можно воспользоваться для подтверждения гипотезы. Детям приходится проводить опыт наблюдать, сравнивать, делать выводы. Опыт: две одинаковые бутылки с водой одновременно переворачиваются. Одну бутылку надо держать неподвижно, а с другой проделываются эксперименты для того, чтобы вода выливалась быстрее. Дети её трясут, наклоняют, крутят. При вращении бутылки, образуется воронка, и вода вытекает быстрее. Учитель подводит к выводу, что наблюдение, опыт, эксперимент - это методы познания окружающего мира.
Тема № 2 «Критерии оценивания исследовательского проекта» Основные понятия «критерии», «оценка». Учитель знакомит учащихся с основными требованиями к оформлению работы, с критериями оценивания публичного выступления, демонстрирует видеоматериалы защиты проектов. «Вода. Почему лёд не тонет?» Основные понятия «твёрдое состояние», «жидкое состояние», «тела», «вещества». На данном практическом занятии учитель подводит детей к проблемному вопросу «Почему лёд не тонет в воде?». Выдвигаются гипотезы, проводятся опыты, наблюдения. Дети учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, делать выводы. Опыт: в глубокую ёмкость с водой опускается кусок льда. Лёд не тонет, плавает на поверхности. Другие твёрдые предметы тонут. Лёд, который образовался из воды, не тонет в ней. Вывод - лёд легче воды. Тема № 3 «Какая капля больше - холодная, тёплая или горячая?» Проблема: «Какая капля самая большая?» На практическом занятии учащиеся проделывают ряд опытов с водой, учатся фиксировать ход исследования, заполняя таблицу:

ОПЫТ

РЕЗУЛЬТАТ

ВЫВОД


Опыт: В три маленькие прозрачные ёмкости капают одной пипеткой одинаковое количество капель воды, например по тридцать капель. В первую ёмкость капают холодную воду, во вторую ёмкость капают тёплую воду и в третью ёмкость - горячую. Получают разный уровень воды. Оказывается, холодные, тёплые, горячие капли воды разные по размеру. Тема № 4 «Как определить свежее ли яйцо? Как измерить объём яйца?» На данном практическом занятии учитель создаёт ситуацию, для возникновения проблемы: «как определить свежее ли яйцо?» Опыт: В воду опускается сырое яйцо. Если оно тонет, то свежее, если всплывает, то испорченное. Дело в том, что при долгом хранении в тепле в яйце происходят процессы разложения белка и желтка. Они сопровождаются выделением газа, который частично выветривается через мелкие поры в скорлупе. Яйцо становится легче и всплывает. Как в магазине или на рынке проверить свежесть яйца? Можно посмотреть через него на солнце или на лампу. Если яйцо просвечивает, значит оно свежее, если тёмное - испорченное. Газ, возникающий в испорченном яйце, уменьшает его прозрачность. Опыт: В стакан наливается вода. Границу уровня воды отметить на стенке стакана маркером. В стакан с водой опускается яйцо. Опять отмечается уровень воды. Изменения уровней воды соответствует объёму яйца. Чтобы узнать точный объём, надо взять мензурку со шкалой делений на стенке. Тема № 5 «Прабабушка электрической лампочки. Роль огня в жизни людей.» На первом занятии по теме «Свеча» учитель знакомит детей с правилами безопасного поведения с горящей свечой, разъясняет, что пламя свечи требует особого внимания и осторожности. Чтобы маленький огонь не стал причиной большого пожара, опыты можно проводить только с учителем, а дома обязательно с родителями. Огонь опасен. Учитель информирует на первом занятии детей, а на каждом последующем занятии по теме «Свеча», повторяются данные правила. Учитель задаёт детям вопросы: «Как древние люди добывали огонь?» «Почему люди берегли огонь?» В ходе интересной беседы учащиеся отвечают на данные вопросы и увлекаются темой. Дети рассматривают свечи из парафина и знакомятся с «анатомией» свечи. Свеча состоит из стержня, похожего на маленький столбик и фитиля из туго скрученных ниток. Свечку можно изготовить из свиного или говяжьего жира, пчелиного воска, парафина. Для опытов используются свечи из парафина. Парафин получают из нефти. Любое вещество, из которого состоит свеча обладает двумя основными свойствами: плавится при невысокой температуре и плохо передаёт тепло. Дети, наблюдая как горит свеча, убеждаются, что внешняя оболочка парафинового столбика подальше от пламени остаётся твёрдой, а вокруг фитиля возникает углубление в виде чашечки с расплавленным парафином. «Что таится в пламени?» Проблема: «Что таится в пламени огня?» Выдвижение гипотез. Опыты: Прикрепить стеклянную пластину над зажжённой свечкой. Можно заметить мелкие капли воды на ней. Опустив стекло ниже, обнаружим, что пластинка почернеет (покроется сажей). А сажа - это уголь. Среди продуктов горения можно обнаружить воду и уголь. Воздух - это смесь газов. Но только один из них поддерживает горение - кислород. Когда горит уголь вырабатывается углекислый газ.
Тема № 6 «Исследование пламени» Практическое занятие. Проблема: «Одинаково ли влияют на предметы (картон, проволоку, стекло) различные части пламени?» Опыты: На деревянные палочки намотать кусочки проволоки, так, чтобы концы проволоки торчали на 2 см. Понадобиться 3 палочки. Поочерёдно проволоку вносим в пламя свечи (первую проволоку внести в верхнюю часть пламени, вторую - в среднюю часть пламени, третью - в нижнюю). Дети наблюдают, где быстрее и сильнее разгораютс кончики проволоки. Наблюдения фиксируются в таблицу, делаются выводы. Пламя окружено холодным воздухом. В центре огня его влияние незначительно, зато на краях, на границе холодные потоки мешают яркому горению, там больше копоти. Средняя проволочка оказалась самой раскалённой, т.к. оказалась во внутренней, самой яркой, части пламени. «Как погасить свечу?» Проблема: «Когда хотят раздуть огонь, на него направляют струю воздуха. То же самое делают, если хотят погасить пламя. Почему одно и то же действие (направление воздуха на свечу) даёт противоположный результат?» Школьники выдвигают гипотезы. Затем опытным путём идёт проверка. Опыты: Взять две свечи, зажечь пламя. На одну свечу дуть снизу вверх, на другую - сверху вниз. Дети фиксируют результаты: в первом случае огонь усиливается, во втором - гаснет. Тема № 7 «Выбор темы коллективного исследовательского проекта. Выдвижение гипотезы. Составление плана работы». Работая в рамках темы «Вода», «Огонь» дети под руководством учителя выбирают тему коллективного исследовательского проекта. На занятии такого вида выдвигаются гипотезы, составляется план работы над проектом, распределяются задания по группам, в каждой группе распределяются роли. Примерные темы: Почему скользят коньки? Почему стальная иголка не тонет в воде? Зачем руки моют с мылом? «Пламя - художник», «Почему люди берегли огонь?». Тема № 8 «Презентация проекта» На занятиях - презентациях дети выступают с защитой исследовательского проекта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Свеча. - Санкт-Петербург, 2009.

  2. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Лужа. - Санкт-Петербург, 2010.

  3. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Яйцо. - Санкт-Петербург, 2009.

  4. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. - Одаренный ребенок. 2003, №2
  5. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. - Начальная школа + 2007, №7

Итернет-ресурсы :

Картинка с сайта liveinternet.ru/users/olga0209/post135879326

© 2010-2022