Урок русского языка на тему «Глагол как часть речи»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: Глагол как часть речи.

ЦЕЛЬ: систематизировать и углубить знания учащихся о глаголе, расширять представление учащихся о глаголе как части речи, учить ставить к глаголам вопросы, строить с ними пред-ложения; развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы; воспитывать ин-терес к изучению родного языка.

ОБОРУДОВАНИЕ: схема «Глагол», карточки со словами, опорные схемы, предметные кар-тинки.

Ход урока

I. Организационный момент. Гимнастика для глаз.

II. Словарный диктант.

Г.реть, г.в.рить, ж.лать, п.м.гать.

Характеристика звуков по опорной схеме:

З В У КИ

гласные

согласные

ударные

безударные

мягкие

твердые


звонкие

глухие

Работа в парах: проверка написания слов по орфографическому словарю.

Сделайте вывод: к какой части речи относятся эти слова?

Ш. Орфографическая минутка. Картинный диктант.

Морковка, гриб, сова, хлеб, ведро, ложка, бочка, карандаш, лиса.

- Объедините эти слова в группы. Какие лишние слова? Почему? Первое слово разберите по составу.

IV. Введение в тему.

1. Отгадайте загадку:

Кружится, изводит, мучает, летает, кусается, звенит.

(комар)

• С помощью какой части речи она составлена? Для чего служит в речи глагол? Самостоятельно сформулируйте тему урока.

Глагол как часть речи.

  1. Ассоциативный куст. Что нам уже известно о глаголе?

Урок русского языка на тему «Глагол как часть речи»

V. Работа над темой урока.

1. Слуховой диктант. Записать только глаголы.

Зелень, искусство, медленный, зеленеть, плескаться, книга, прекрасный, учиться, поёт, озеро, молодой, красный, краснеть.

Проверка - взаимоконтроль. Вывод: что обозначает глагол? (чтение правила на с.87, Учебник русского языка. 3 класс. Автор Э.С.Сильнова).

2. Игра «Найди пару»:

крутят - едет
шумит - блестят
блестит - шумят
едут - крутит

Вывод: как изменяется глагол? Чтение и заучивание правила на с. 108 Упр. 576 (Учебник русского языка. 3 класс. Автор Э.С.Сильнова)

3. Лингвистическая сказка «Времена глагола». Жила - была мама Глаголиха со своими детьми. Они были весёлые и шустрые. Так шло время, глагольчики уже выросли, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку.

  • Дети, и я, и весь наш род занимаемся интересной работой. Мы трудимся в предложении. А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Она называется «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы. У нас есть для этого ...
  • Как вы думаете, ребята, о чем хотела рассказать Глаголиха своим деткам? Ответы детей. Чтение правила на с.101.
Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать формы времен глаголов. А помогут нам в этом веселые рифмы. Прошедшее время- Мы пишем имя, То, что прошло: Бегает зверь. Вчера мы писали, Будущее время Солнце ушло. Еще не пришло: Настоящее время После уроков Существует теперь: Пойдем мы в кино.
  • Учащиеся читают слова - глаголы, записанные на индивидуальных карточках, и с помощью вопросов определяют время глагола.
растаял прилетели распускаются появляются светит будут цвести

На какую тему можно составить рассказ с этими глаголами?

Физминутка

VI. Работа по учебнику. С. 112 Упр. 584

Вариант 1 выписывает глаголы с «ь» после «ш»

Вариант 2 выписывает глаголы с «не». (Заучивание правила на с. 112)

VII. Комментированное письмо. Диктант с «ловушками».

  • Над морем с криком закружились гайки (чайки)

  • Зашумел старый зуб (дуб)

Вывод: каким членом предложения является глагол?

  1. Закрепление.

1. Игра "Кто больше?"

Работа в группах (за одну минуту подобрать как можно больше глаголов к сущест-вительному "снег").

  1. Игра "Снежный ком" (составление рассказа по иллюстрации на тему "Зима").

  2. Игра «Фантазёры». Вставьте в словосочетания подходящие по смыслу глаголы. Определите времена глаголов:

… до берега … зарядку

…к приятелю … комбайном

… под деревьями … с неба

… в окно … подруге

  1. Дифференцированное задание:

Группа 1

Подобрать антонимы:

Стоять -

Лениться -

Молчать -

Группа 2

Образовать однокоренные глаголы: Смех -

Веселье -

Стройка -

Группа 3

Работа в парах. Игра "Учитель - ученик".

Подобрать к имени существительному соответствующий глагол:

Ветер -

Снег -

Дождь -

4.Творческое задание.

Вставить в текст подходящие по смыслу глаголы. Вспомнить сказки, из которых эти строчки:

- Старик неводом рыбу, старуха свою пряжу. Волк ------ целую

ночь в проруби, хвост у него и .

Итог урока. Тест.

1. Глагол-это:

а) часть слова

б) часть речи

в) член предложения

2. Глагол отвечает на вопрос:

а) кто?

б) какой?

в) что делает?

3. Глагол изменяется по:

а) родам

б) временам

в) падежам

г) числам

4. В предложении глагол:

а) главный член

б) второстепенный член

Домашнее задание: стр. 103 Упр.563


© 2010-2022