- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по внеклассному чтению на тему Сказка Н. Сладкова Клёст и дятел
Разработка урока по внеклассному чтению на тему Сказка Н. Сладкова Клёст и дятел
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернова Е.В. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок внеклассного чтения
по сказке Н. Сладкова «Клёст и дятел» 2 класс
Цели:
познакомить учащихся со сказкой Н.Сладкова "Клёст и Дятел";
развивать интерес к художественной литературе, умение рассуждать на основе наблюдений, делать выводы;
воспитывать любовь к родной природе, бескорыстное отношение к ней.
Ход урока
I. Оргмомент. Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
II. Актуализация знаний.
- Куда же мы отправимся сегодня в путешествие? (В лес). А вот кого мы встретим в лесу, вы узнаете, отгадав загадку.
А кого в лесу недаром
Называют санитаром?
О себе загадку нам
Загадать он хочет сам:
- По деревьям я скачу,
Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук-тук.
Где тут, где тут вредный жук?
От меня спастись не пробуй,
У меня язык особый.
У меня на нём крючки.
Рассказ ученика. Дятел имеет пёструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают: короткие ноги с цепкими когтями, хвост похожий на клинышек, который служит опорой. Клюв у дятла прямой, крепкий и острый.
Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Гнездо самец и самка делают совместно, выдалбливая его в стволе осины, ольхи или берёзы. Ночью дятлы отдыхают в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу дерева или к стенкам дупла.
Дятел очень полезная птица, он избавляет деревья от насекомых-короедов. За день съедает 750-900 короедов. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим птичкам.
Учитель: А ещё дятла называют - санитаром леса! Почему?
Дятел выбраковывает больные, заражённые вредителями деревья.
По дереву передвигаются дятлы по спирали и постоянно постукивают, долбя кору. Язык у птицы покрыт клейкой слюной и мелкими зубчиками, которыми он накалывает насекомых.
Учитель: А о ком эта загадка?
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым -
Клё! Клё!Клё! - поёт со свистом. (Клёст)
Учитель: Что вы знаете о клестах? А хотите узнать?
Это клёст багряно-бурый,
Отродясь он не был хмурым
Целый день трещать готов:
- Не боюсь я холодов.
Д.Белоус
Это своеобразная таёжная птица, размером с воробья. У клеста необычное строение клюва, как у попугая: нижняя и верхняя части изогнуты в разные стороны. Этот клюв специально приспособлен для того, чтобы добывать семена из шишек. Но крючковатость появляется только у взрослых птиц. Клесты вьют гнёзда в густых ветках на вершине ели. Гнёзда двойные, как рамы в окнах для того, чтобы в гнезде было тепло, так как клесты выводят своих птенцов в самые лютые зимние морозы. Когда на дворе очень холодно, то птенцов согревает живая печка - мама, а топливо (корм) доставляет отец. За время своего существования клесты научились очень ловко расправляться с шишками - ведь за короткий зимний день только для себя взрослая птица должна извлечь до 2000 мелких еловых семечек.
- Какое открытие сделал каждый из вас для себя, прослушав рассказы детей?
- Чем питаются птицы? (Клёст - семенами шишек, дятел - насекомыми)
Наверное, поэтому и клюв у них разной формы. Опишите.
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать? Предположения детей.
III. "Открытие" детьми нового знания.
Написал сказку о лесных жителях известный писатель и большой знаток природы Николай Иванович Сладков. Он учит любить природу, наблюдая и восхищаясь её мудростью. В своих книгах писатель собрал удивительные истории о зверях и птицах, с которыми целый год происходят самые разные чудеса.
Николай Иванович Сладков родился в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил природу и очень ею интересовался. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. Приходя в лес, он всегда имел с собой фотоаппарат, тетрадь для записей, альбом и краски, бинокль. Он призывал людей: "Откройте глаза - и красота земли хлынет в вас водопадами красок".
- Как вы понимаете это выражение? (Нужно уметь наблюдать, быть внимательными, любознательными, и тогда природа поделится своими тайнами). Мы с вами тоже будем вести наблюдение за птицами и исследуем, чем они занимаются.
Чтение сказки Н.Сладкова "Клёст и Дятел" учителем.
- Согласны ли вы со словами Клеста, что "он лес сажает, а ты (Дятел) его рубишь. И лесу, выходит, я - друг, а ты - враг".
- Кто выступил в защиту Дятла?
- А в чём ещё упрекал Клёст Дятла?
Ребята, Дятел всегда в движении, он предлагает нам отдохнуть вместе с ним.
Физкультминутка.
В яркой шапке пёстрый дятел.
Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мёрзлый ствол:
"Эй, компания, за стол!"
Подбирайте для почина
Кто жуков, а кто личинок, -
Клад разведан под корой,
Открывайте пир горой!
Словарная работа проводится по ходу чтения сказки. В сказке встречаются трудные слова, мы научимся их сейчас читать.
Стамеска - инструмент для работы по дереву, про-рас-тёт
кривая отвёртка - инструмент, ис-ко-вы-рял
пробоинка - дырка, про-скри-пе-ла
дробь - металлические шарики, про-ше-лес-те-ла
топором тесали - срубили верхний слой дерева,
берёста - кора берёзы,
след простыл - исчез очень быстро.
Повторное чтение сказки.
Вопросы после чтения.
- С чего всё началось?
- С чем сравнивает клюв Дятла и свой клюв Клёст? (Со стамеской и кривыми отвёртками).
- Как Клёст лес сажает?
- От кого спас Осину Дятел? А Берёзу?
- Как помогли Дятел и Берёза Бабочке-траурнице? Синичкам, муравьям?
- Пользу или вред приносит Дятел, когда выдалбливает дупла?
- О каких птицах узнали? (О поползне, сыче, синичке-гаичке)
- Как по ходу сказки называют Дятла? (Враг, долбонос, строитель)
- Убедят ли Клеста все жители леса в том, что Дятел - друг леса? Почему вы так думаете?
- Какие открытия сделали для себя, познакомившись со сказкой?
Итог. Создание книжки-малышки.
- Ребята, мы с вами сегодня много интересного узнали о жизни птиц в лесу. А как вы думаете, можем ли мы поделиться своими знаниями?
- Давайте попробуем создать книжку-малышку для детей. Из каких элементов состоит книга? (Обложка, страницы). Я вам приготовила основу для творчества, а вы пофантазируете. Учитель раздаёт листы с заготовками, дети раскрашивают. Потом листы собираются в книжку-малышку.
Домашнее задание.
- Кем вы были на уроке? (Слушателями, фантазёрами, художниками, рассказчиками, исследователями, изыскателями).
- А знаете ли вы, о чем птицы говорят между собой?