Разработка урока по внеклассному чтению на тему Сказка Н. Сладкова Клёст и дятел

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения

по сказке Н. Сладкова «Клёст и дятел» 2 класс

Цели:

познакомить учащихся со сказкой Н.Сладкова "Клёст и Дятел";

развивать интерес к художественной литературе, умение рассуждать на основе наблюдений, делать выводы;

воспитывать любовь к родной природе, бескорыстное отношение к ней.

Ход урока

I. Оргмомент. Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

II. Актуализация знаний.

- Куда же мы отправимся сегодня в путешествие? (В лес). А вот кого мы встретим в лесу, вы узнаете, отгадав загадку.

А кого в лесу недаром

Называют санитаром?

О себе загадку нам

Загадать он хочет сам:

- По деревьям я скачу,

Проверяю их, лечу.

Клювом я стучу: тук-тук.

Где тут, где тут вредный жук?

От меня спастись не пробуй,

У меня язык особый.

У меня на нём крючки.

Рассказ ученика. Дятел имеет пёструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают: короткие ноги с цепкими когтями, хвост похожий на клинышек, который служит опорой. Клюв у дятла прямой, крепкий и острый.

Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Гнездо самец и самка делают совместно, выдалбливая его в стволе осины, ольхи или берёзы. Ночью дятлы отдыхают в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу дерева или к стенкам дупла.

Дятел очень полезная птица, он избавляет деревья от насекомых-короедов. За день съедает 750-900 короедов. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим птичкам.

Учитель: А ещё дятла называют - санитаром леса! Почему?

Дятел выбраковывает больные, заражённые вредителями деревья.

По дереву передвигаются дятлы по спирали и постоянно постукивают, долбя кору. Язык у птицы покрыт клейкой слюной и мелкими зубчиками, которыми он накалывает насекомых.

Учитель: А о ком эта загадка?

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым -

Клё! Клё!Клё! - поёт со свистом. (Клёст)

Учитель: Что вы знаете о клестах? А хотите узнать?

Это клёст багряно-бурый,

Отродясь он не был хмурым

Целый день трещать готов:

- Не боюсь я холодов.

Д.Белоус

Это своеобразная таёжная птица, размером с воробья. У клеста необычное строение клюва, как у попугая: нижняя и верхняя части изогнуты в разные стороны. Этот клюв специально приспособлен для того, чтобы добывать семена из шишек. Но крючковатость появляется только у взрослых птиц. Клесты вьют гнёзда в густых ветках на вершине ели. Гнёзда двойные, как рамы в окнах для того, чтобы в гнезде было тепло, так как клесты выводят своих птенцов в самые лютые зимние морозы. Когда на дворе очень холодно, то птенцов согревает живая печка - мама, а топливо (корм) доставляет отец. За время своего существования клесты научились очень ловко расправляться с шишками - ведь за короткий зимний день только для себя взрослая птица должна извлечь до 2000 мелких еловых семечек.

- Какое открытие сделал каждый из вас для себя, прослушав рассказы детей?

- Чем питаются птицы? (Клёст - семенами шишек, дятел - насекомыми)

Наверное, поэтому и клюв у них разной формы. Опишите.

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать? Предположения детей.

III. "Открытие" детьми нового знания.

Написал сказку о лесных жителях известный писатель и большой знаток природы Николай Иванович Сладков. Он учит любить природу, наблюдая и восхищаясь её мудростью. В своих книгах писатель собрал удивительные истории о зверях и птицах, с которыми целый год происходят самые разные чудеса.

Николай Иванович Сладков родился в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил природу и очень ею интересовался. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. Приходя в лес, он всегда имел с собой фотоаппарат, тетрадь для записей, альбом и краски, бинокль. Он призывал людей: "Откройте глаза - и красота земли хлынет в вас водопадами красок".

- Как вы понимаете это выражение? (Нужно уметь наблюдать, быть внимательными, любознательными, и тогда природа поделится своими тайнами). Мы с вами тоже будем вести наблюдение за птицами и исследуем, чем они занимаются.

Чтение сказки Н.Сладкова "Клёст и Дятел" учителем.

- Согласны ли вы со словами Клеста, что "он лес сажает, а ты (Дятел) его рубишь. И лесу, выходит, я - друг, а ты - враг".

- Кто выступил в защиту Дятла?

- А в чём ещё упрекал Клёст Дятла?

Ребята, Дятел всегда в движении, он предлагает нам отдохнуть вместе с ним.

Физкультминутка.

В яркой шапке пёстрый дятел.

Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мёрзлый ствол:

"Эй, компания, за стол!"

Подбирайте для почина

Кто жуков, а кто личинок, -

Клад разведан под корой,

Открывайте пир горой!

Словарная работа проводится по ходу чтения сказки. В сказке встречаются трудные слова, мы научимся их сейчас читать.

Стамеска - инструмент для работы по дереву, про-рас-тёт

кривая отвёртка - инструмент, ис-ко-вы-рял

пробоинка - дырка, про-скри-пе-ла

дробь - металлические шарики, про-ше-лес-те-ла

топором тесали - срубили верхний слой дерева,

берёста - кора берёзы,

след простыл - исчез очень быстро.

Повторное чтение сказки.

Вопросы после чтения.

- С чего всё началось?

- С чем сравнивает клюв Дятла и свой клюв Клёст? (Со стамеской и кривыми отвёртками).

- Как Клёст лес сажает?

- От кого спас Осину Дятел? А Берёзу?

- Как помогли Дятел и Берёза Бабочке-траурнице? Синичкам, муравьям?

- Пользу или вред приносит Дятел, когда выдалбливает дупла?

- О каких птицах узнали? (О поползне, сыче, синичке-гаичке)

- Как по ходу сказки называют Дятла? (Враг, долбонос, строитель)

- Убедят ли Клеста все жители леса в том, что Дятел - друг леса? Почему вы так думаете?

- Какие открытия сделали для себя, познакомившись со сказкой?

Итог. Создание книжки-малышки.

- Ребята, мы с вами сегодня много интересного узнали о жизни птиц в лесу. А как вы думаете, можем ли мы поделиться своими знаниями?

- Давайте попробуем создать книжку-малышку для детей. Из каких элементов состоит книга? (Обложка, страницы). Я вам приготовила основу для творчества, а вы пофантазируете. Учитель раздаёт листы с заготовками, дети раскрашивают. Потом листы собираются в книжку-малышку.

Домашнее задание.

- Кем вы были на уроке? (Слушателями, фантазёрами, художниками, рассказчиками, исследователями, изыскателями).

- А знаете ли вы, о чем птицы говорят между собой?


© 2010-2022