- Преподавателю
- Начальные классы
- Режимные моменты в ГПД
Режимные моменты в ГПД
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ксенофонтова С.Н. |
Дата | 13.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Поделитесь с коллегами:
Режимные моменты ГПД В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД): добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки. Организация выполнения учащимися домашних заданий - одна из самых ответственных и сложных частей многосторонней работы воспитателя. Домашние задания имеют важное значение в системе учебно-воспитательной работы с детьми: обеспечивают прочность знаний, вырабатывают у учащихся самостоятельность, развивают упорство и настойчивость. В процессе их выполнения на первый план выдвигается задача закрепления и применения знаний на практике и развития навыков самостоятельной работы. В часы приготовления домашних заданий необходимо создать в группе такие условия, при которых ученики, не отвлекаясь, быстро и самостоятельно справились бы с заданием. В первые дни сентября, когда школьники включаются в режим учебной работы, провожу с ними краткую беседу, в которой даю советы, как работать над книгой или пособием. Впоследствии приучаю детей к правильной организации учебной работы. Этому могут способствовать инструкции-памятки по выполнению домашних заданий, разработанные совместно с учителями-предметниками. Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Чтобы в них не было разнобоя, бываю на уроках учителей , наблюдаю за работой учеников в условиях классных занятий, знакомлюсь с системой работы учителя. Учителя, посещая группу, с режимом школьника во внеурочное время, с организацией работы по выполнению домашних заданий. Это позволяет им проверить на практике правильность дозировки домашних заданий, доступность их для учащихся, трудности, с которыми школьники встречаются при самостоятельной работе. Совместная работа учителя и воспитателя дает возможность в самом начале учебного года разработать требования к учащимся, развивать у них навыки самостоятельной работы, учить их рациональным методам выполнения домашних заданий. Самоподготовка - это форма внеурочной учебной деятельности в ГПД, обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребенка. Во время самоподготовки поддерживаю необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечиваю успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Стараюсь побуждать ребенка к самостоятельному размышлению, всячески стимулирую его волевые усилия, развиваю мыслительные способности. Провожу развивающие занятия перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных гимнастик, требует четкости и динамичностиих проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких занятий - 10-15 минут. Я не требует от учащихся строгого соблюдения порядка, свойственного урокам, не подавляю самостоятельности детей, их активности, в результате чего дети получают возможность для позитивного самовыражения, а значит - полноценного отдыха. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбужденности, дети легко включаются в умственную деятельность при выполнении домашних заданий. У воспитателей, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока другие выполнят задания. Они не могут, да и не должны, сидеть в это время тихо и неподвижно.Чем их занять? Какое предложить занятие, чтобы и им было интересно, и другим не мешали? Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами. Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с математическим содержанием, которые развивают сообразительность, внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять. Самоподготовка - не урок. Дети, придя в группу, должны знать, какое задание и как им следует выполнить по каждому предмету. Выбор порядка выполнения домашних заданий можно предоставить на усмотрение детей, рекомендуя при этом начинать выполнение домашних заданий с более трудного предмета, например с математики. Иногда работу начинают с задания по русскому языку. Но в любом случае слежу за тем, чтобы дети начали подготовку по математике или русскому языку с повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике, сравнили с классной работой и лишь после этого переходили к выполнению письменных заданий. Большое значение для успешного проведения самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определенных умений и навыков. Внимательно наблюдаю за каждым учеником, поощряет старательность, указываю на недостатки, показываю правильные приемы работы. Одного учу правильно сидеть за партой, другого - правильно держать ручку, третьего приучаю бережно обращаться с книгами и тетрадями. Во 2-3-х классах во время выполнения домашних заданий только в необходимых случаях оказываю помощь учащимся. Одним из видов контроля за выполнением работы может служить взаимопроверка учащимися упражнений, решенной задачи и т.д. Под особым наблюдением должны быть дети, которым свойственны рассеянность, неумение сосредоточить свое внимание на выполнении задания. С такими ребятами работаю индивидуально. На самоподготовке чаще проверяюих работу, подбадриваю их и помогаю им. Обеспечение нормального хода самостоятельной работы учеников во время самоподготовки немыслимо без соблюдения определенных требований. Подчинение им должно стать привычкой как для воспитанников, так и для воспитателей. Требования, регламентирующие порядок самоподготовки, подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидактические, воспитательные. К организационно-дисциплинарным требованиям относятся:
-
Точное соблюдение начала и конца самоподготовки.
-
Сознательное подчинение указаниям воспитателя.
-
Наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников.
-
Обеспечение порядка на рабочем месте.
-
Экономное и полное расходование времени, отведенного на самоподготовку.
-
Неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения.
- Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.
- Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.
- Чистота оконных стекол.
- Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.
- Использование в весеннее время просвечивающихся штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей
- Поддержание нормального температурного режима.
- Регулярное проветривание классных комнат.
- Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
- Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
- Поддержание чистоты и порядка в классе.
- Соблюдение школьниками личной гигиены
- Сохранение у детей правильной позы во время работы.
- Проведение «физкультминуток».
- Особое отношение к ослабленным болезнью детям.
- Устранение шумовых раздражителей
- Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.
- Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и тоже время, имеют определенную продолжительность.
- Задания ученики выполняют самостоятельно.
- Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка,
- проверка воспитателем).
- Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми.
- Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.
- Отказ от применения каких-либо мер наказания.
- Всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
- Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
- Недоступность во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы.
- Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
- Поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием.
- Осуждение бездеятельности и упрямства детей.
- Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.