Разработка урока русского языка на тему Корень слова. Родственные слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Г.А. Триппель

Учитель начальных классов

КГУ «СШ имени Шестакова с ДМЦ

акимата Ескельдинского района»

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Корень слова. Родственные слова. Словарный диктант 3.

Цель: закрепление понятия «корень», способствовать закреплению умения распознавать родственные слова по двум признакам и сравнивать их.

Задачи: Познакомить с особенностями корня, провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах; Обогащать речь детей родственными словами; развивать речь детей, мышление; расширять кругозор детей. Развивать познавательные процессы. Воспитывать умение работать в коллективе, группами, быть грамотными, развивать желание узнать больше о русском языке. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход урока.

1. Организация урока. Эмоциональный настрой. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я

- Расправили спинки, улыбнулись друг другу, подарите свою улыбку и мне. Тихонько сели. Я желаю на этом уроке вам успехов и удачи.

-Ребята, перед вами лежат листочки двух цветов - жёлтые и зелёные. Оцените своё настроение в начале урока. Если вы чувствуете неуверенность, тревогу, то возьмите жёлтый листики, если у вас бодрое настроение, вы уверены в своих силах - зелёные. А теперь повесьте их на «Дерево настроения».

2. Минутка чистописания.

-Отгадайте загадку. Кто альбом раскрасил наш?

Ну, конечно, … (карандаш).

- Назовите первый звук слова, дайте характеристику звуку. Пропишите буквы Кк, карандаш

3. Актуализация опорных знаний.

1) Словарный диктант

-Записать и выделить окончания в словарных словах.

К…пуста, б…рёза, р…машки, яг…да, к…ртофель.

-Каким одним словом можно назвать все записанные слова? (растения)

- Как нужно относиться к растениям?

-Давайте на минуточку вернёмся на урок «Познание мира» и вспомним, как называются органы растений.

- Какой же орган самый главный? Почему?

- Что такое корень?

2) Повторение понятия «корень»

(Корень- это то, без чего растение не может жить. Корень подземная часть растения, но она нужна растению, без него оно погибнет. И т.д.)

- А что нам говорит об этом толковый словарь?

КОРЕНЬ | 1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. Главный, боковой, придаточный.

В саду десять корней яблонь. (т. е. десять яблонь).

2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно).

3. Корень из числа - число, к-рое при возведении его в определенную степень дает данное число. Корень уравнения.

4. В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нем после отделения окончания, приставок и суффиксов.

5. Употребление в речи. Пресечь зло в корне. В корне неправильно.

В корень смотреть - вникать в самую суть дела.

- А сейчас я хочу рассказать вам ещё одну сказку о корне.

Встретились корень растения и корень слова.

- Здравствуй! Ты кто?

- Я корень растения. Живу в земле.

- А я корень слова. Живу в словах.

- Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то, что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья. А из тебя разве может что-нибудь вырасти?

- Конечно. От меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов. Погляди-ка: корень - гриб-. А на нем растут слова грибник, грибной, грибочек.

4. Постановка цели урока

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Что нам известно о корне слова? О чём хотите узнать на уроке?

5.Работа по теме урока.

1) Физминутка.

«Родственные слова»

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши, если пара не является родственными, вы приседаете. И постарайтесь сосчитать, сколько раз вы хлопните в ладоши.

Лес-лесник, река-ручей, стена-потолок, кот-котик, сад - садовый, дом - домашний, дом- дым, поле- полюшко, гриб - грибной, обед-стол.(6 пар)

2) Деление на группы.

- Выйдите все к доске. Я предлагаю вам выбрать себе карточку, на которой написано слово. Прочитайте это слово. Найдите своё место за столом. ( На парту прикреплены предметные картинки - снежинка, круг, листик )

1 группа - снег, снеговик, снежный, снежинка.

2 группа - круглый, кружок, закружил, круг.

3 группа - лист, листопад, листочек, листья.

3) Работа в группах по теме урока

- На парте у вас лежат конверты. Посмотрите что внутри. (карточки с однокоренными словами). Ваша задача: разделить слова на группы.

4) Защита работы.

- По какому признаку разделили слова? Что общего в каждой группе слов? Как называется общая часть родственных слов?

4) Дидактическая игра «Что в коробке?» ( Каждая группа берёт из коробочки карточку с загадкой, читает, подбирает к отгадке однокоренные слова)

- Назовите предмет и подберите родственные слова.

Отгадать мы сможем быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб, хлебный, хлебница, хлебороб)

В жаркий день

Самой желанной бывает.

( Вода, водный, водяной водичка )

-Здесь находится то, что вы берёте каждый день в школу.

(Учебник, учебный, учёба, книга, книжный, книжонка)

6. Обобщение. Рефлексия.

-О какой части слова мы с вами говорили на уроке?

Что мы узнали о ней?

Как в слове найти корень?

-Ребята, вы хорошо поработали на уроке. У вас на столах лежат листики двух цветов. Если вам всё понятно, считаете, что справились с заданием, берёте зелёный, если не совсем понятно, было трудно - жёлтый. Повесьте их на «Дерево настроения» .

Д/з стр.стр.91 упр. 240


© 2010-2022