- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока русского языка на тему Корень слова. Родственные слова
Разработка урока русского языка на тему Корень слова. Родственные слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Триппель Г.А. |
Дата | 09.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Г.А. Триппель
Учитель начальных классов
КГУ «СШ имени Шестакова с ДМЦ
акимата Ескельдинского района»
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Корень слова. Родственные слова. Словарный диктант 3.
Цель: закрепление понятия «корень», способствовать закреплению умения распознавать родственные слова по двум признакам и сравнивать их.
Задачи: Познакомить с особенностями корня, провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах; Обогащать речь детей родственными словами; развивать речь детей, мышление; расширять кругозор детей. Развивать познавательные процессы. Воспитывать умение работать в коллективе, группами, быть грамотными, развивать желание узнать больше о русском языке. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Ход урока.
1. Организация урока. Эмоциональный настрой. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я
- Расправили спинки, улыбнулись друг другу, подарите свою улыбку и мне. Тихонько сели. Я желаю на этом уроке вам успехов и удачи.
-Ребята, перед вами лежат листочки двух цветов - жёлтые и зелёные. Оцените своё настроение в начале урока. Если вы чувствуете неуверенность, тревогу, то возьмите жёлтый листики, если у вас бодрое настроение, вы уверены в своих силах - зелёные. А теперь повесьте их на «Дерево настроения».
2. Минутка чистописания.
-Отгадайте загадку. Кто альбом раскрасил наш?
Ну, конечно, … (карандаш).
- Назовите первый звук слова, дайте характеристику звуку. Пропишите буквы Кк, карандаш
3. Актуализация опорных знаний.
1) Словарный диктант
-Записать и выделить окончания в словарных словах.
К…пуста, б…рёза, р…машки, яг…да, к…ртофель.
-Каким одним словом можно назвать все записанные слова? (растения)
- Как нужно относиться к растениям?
-Давайте на минуточку вернёмся на урок «Познание мира» и вспомним, как называются органы растений.
- Какой же орган самый главный? Почему?
- Что такое корень?
2) Повторение понятия «корень»
(Корень- это то, без чего растение не может жить. Корень подземная часть растения, но она нужна растению, без него оно погибнет. И т.д.)
- А что нам говорит об этом толковый словарь?
КОРЕНЬ | 1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. Главный, боковой, придаточный.
В саду десять корней яблонь. (т. е. десять яблонь).
2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно).
3. Корень из числа - число, к-рое при возведении его в определенную степень дает данное число. Корень уравнения.
4. В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нем после отделения окончания, приставок и суффиксов.
5. Употребление в речи. Пресечь зло в корне. В корне неправильно.
В корень смотреть - вникать в самую суть дела.
- А сейчас я хочу рассказать вам ещё одну сказку о корне.
Встретились корень растения и корень слова.
- Здравствуй! Ты кто?
- Я корень растения. Живу в земле.
- А я корень слова. Живу в словах.
- Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то, что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья. А из тебя разве может что-нибудь вырасти?
- Конечно. От меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов. Погляди-ка: корень - гриб-. А на нем растут слова грибник, грибной, грибочек.
4. Постановка цели урока
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Что нам известно о корне слова? О чём хотите узнать на уроке?
5.Работа по теме урока.
1) Физминутка.
«Родственные слова»
Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши, если пара не является родственными, вы приседаете. И постарайтесь сосчитать, сколько раз вы хлопните в ладоши.
Лес-лесник, река-ручей, стена-потолок, кот-котик, сад - садовый, дом - домашний, дом- дым, поле- полюшко, гриб - грибной, обед-стол.(6 пар)
2) Деление на группы.
- Выйдите все к доске. Я предлагаю вам выбрать себе карточку, на которой написано слово. Прочитайте это слово. Найдите своё место за столом. ( На парту прикреплены предметные картинки - снежинка, круг, листик )
1 группа - снег, снеговик, снежный, снежинка.
2 группа - круглый, кружок, закружил, круг.
3 группа - лист, листопад, листочек, листья.
3) Работа в группах по теме урока
- На парте у вас лежат конверты. Посмотрите что внутри. (карточки с однокоренными словами). Ваша задача: разделить слова на группы.
4) Защита работы.
- По какому признаку разделили слова? Что общего в каждой группе слов? Как называется общая часть родственных слов?
4) Дидактическая игра «Что в коробке?» ( Каждая группа берёт из коробочки карточку с загадкой, читает, подбирает к отгадке однокоренные слова)
- Назовите предмет и подберите родственные слова.
Отгадать мы сможем быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб, хлебный, хлебница, хлебороб)
В жаркий день
Самой желанной бывает.
( Вода, водный, водяной водичка )
-Здесь находится то, что вы берёте каждый день в школу.
(Учебник, учебный, учёба, книга, книжный, книжонка)
6. Обобщение. Рефлексия.
-О какой части слова мы с вами говорили на уроке?
Что мы узнали о ней?
Как в слове найти корень?
-Ребята, вы хорошо поработали на уроке. У вас на столах лежат листики двух цветов. Если вам всё понятно, считаете, что справились с заданием, берёте зелёный, если не совсем понятно, было трудно - жёлтый. Повесьте их на «Дерево настроения» .
Д/з стр.стр.91 упр. 240