• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок русского языка для 3 класса по теме «Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе» (по системе развивающего обучения Л. В. Занкова)

Урок русского языка для 3 класса по теме «Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе» (по системе развивающего обучения Л. В. Занкова)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №15 ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г,САРАТОВА






Сценарий урока русского языка в 3 классе

по системе развивающего обучения Л.В. Занкова



"Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе"










Сценарий составила

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Александрова Екатерина Владимировна





Саратов 2013

1.Дидактическое обоснование:

«Русский язык 3 класс» (2 часть) А.В. Полякова, УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».

2.Тема урока: «Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе».

3.Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока

4.Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

5.Задачи урока:

Предметный результат:

- сформировать представление о сходстве форм винительного и именительного падежей у неодушевленных существительных, винительного и родительного падежей у одушевленных существительных.

Метапредметный результат:

Личностные универсальные учебные действия:

- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия :

- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения - формулировать простейшие выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

6.Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный.

8.Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

9.Средства обучения: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

На слайде слова: февраль, март, декабрь, январь.

-Что вы можете сказать о данных словах?

-Какое слово может являться "лишним"?

-Вы совершенно правы. И сейчас на дворе весна, март. С давних времен по всей Руси в конце зимы - начале весны целую неделю народ отмечает старинный славянский праздник проводов Зимы и встречи Весны. Он сопровождается играми, весельем. Хотите побывать на таком празднике? Нас уже зазывают туда веселые скоморохи.

Выходят два скомороха.


-А мы, провожая Зиму и встречая Весну, покажем свою силу в русском языке.

-Что является символом Масленицы?

-На что блины похожи, с чем их сравнивают?

-За правильный ответ и активное участие на уроке, вы будете получать символ Масленицы - блин (жетон). По окончании урока подведем итоги.

-Это все существительные, мужского рода, 2 склонения.

-Март, так как в этом слове меньше всего букв.

-Март, так как это весенний месяц, остальные - зимние месяца.

Скоморох 1:

Ой, вы, добры молодцы

И красны девицы!

Спешите к нам,

Не проходите мимо-

Мы сегодня с вами

Провожаем Зиму!

Скоморох 2:

Подходи, честной народ

Праздновать Весны приход!

В игры можно поиграть,

Силу, ловкость показать!

-Блины, чучело, ярмарки, гулянья..

-Блины - символ солнца такой же круглый и золотистый.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. Актуализация и пробное учебное действие

На слайде слова: блины, самовары, медведи, кони.

-Что можете сказать об этих словах? Каким образом они связаны с Масленицей?

-Какое задание можете предложить?

-Предлагаю остановиться на варианте: разбить данные слова на группы. Но по какому признаку можно это сделать?

Выслушиваются варианты детей.

-Это существительные во множественном числе, 2 склонения.

-Разбить данные слова на группы.

-Выполнить морфологический разбор некоторых слов.

-Составить предложения с данными словами и др.

-В одну группу отнести существительные, которые обозначают одушевленный предмет, а в другую группу - неодушевленный.

- Слова с основой на твердый согласный в одну группу (блины, самовары), а слова с основой на мягкий согласный - в другую группу (кони, медведи).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

3. Выявление места и причины затруднения

Первую пару слов измените по падежам. Выделите окончания.

(двое учеников работают у доски)

- В каком случае у вас не возникло затруднений?

-Как вы думаете, почему?

-Попробуем сформулировать тему нашего урока.

И.п. блины самовары

Р.п. блинов самоваров

Д.п. блинам самоварам

В.п. блины самовары

Т.п. блинами самоварами

П.п. о блинах о самоварах

- Затруднений не было при склонении слова блины, так как окончание было под ударением. А при склонении слова самовары возникли трудности.

-Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Логические - формулирование проблемы.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

-Предлагаю создать эталон.


- С каким падежом сходен винительный падеж?

Дети, пользуясь своими записями в тетради создают эталон.

И.п. -ы

Р.п. -ов

Д.п. -ам

В.п. -ы

Т.п. -ами

П.п. - ах

-Винительный падеж схож с именительным падежом.

Регулятивные: планирование, прогнозирование,

Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы,

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Реализация построенного проекта

-Мы создали эталон. Попробуем, используя его, просклонять слово: кони.

-Что замечаете?

-Какова причина? Давайте вспомним, по какому признаку мы поделили слова на группы.

-Дополним наш эталон.

-С каким падежом сходен винительный падеж?

Ребята работают в группе.

-Заметили, что окончания не совпадают с эталоном.

-Причина заключается в том, что слова блины, самовары обозначают неодушевленные предметы, а кони - одушевленный предмет.

И.п. -ы ; -и

Р.п. -ов; -ей

Д.п. -ам; -ям

В.п. -ы; -ей

Т.п. -ами; -ями

П.п. - ах; -ях

-Винительный падеж схож с родительным падежом.

Регулятивные: планирование, прогнозирование,

Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы,

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физкультминутка

"Игра Солнышко

Для этой игры потребуется два листа побольше (например, А3 или ватман), на каждом листе нарисован большой круг (будущее солнышко) и пару фломастеров. Дети делятся на три команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко столько лучиков, сколько ребят в команде.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи -Предлагаю вам выполнить следующее задание: просклонять слова хороводы (1 вариант), медведи (2 вариант).

Два ученика работают у доски, остальные в тетради.

И.п. хороводы, медведи

Р.п. хороводов, медведей

Д.п. хороводам, медведям

В.п. хороводы, медведей

Т.п. хороводами, медведями

П.п. о хороводах, о медведях

После выполнения задания проводится взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке,

формулировать своё мнение.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

-Подберите два существительных второго склонения и запишите их в дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе. Выделите окончания. (работа в группе)

Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, Личностные: самоопределение.

8. Включение в систему знаний и повторение

-Вспомните какие слова, связанные с Масленицей, сегодня звучали на уроке.

-Предлагаю составить предложение с любыми из этих слов. Но я вам немного усложню задание: в предложении обязательно должен присутствовать второстепенный член предложения - дополнение.

-Хороводы, скоморохи, медведи, кони, блины, самовары.

-Люди пекут блины, водят хороводы, катаются на санях.

Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Ребята, оцените свою работу на уроке. Выберите высказывание и поднимите нужную цифру.

1. Я все понял, но у меня еще есть вопросы.

2. Я все понял, могу работать по эталону.

Кто поднял цифру 1 в качестве домашнего задания предлагаю выполнить упр. 416, кто поднял цифру 2 - упр. 415.

При подведении итогов урока, подсчитывается количество полученных жетонов ребятами и выставляются отметки.


Скоморох 1:

Слушайте, слушайте все!

По старинному русскому обычаю

Зиму провожаем,

Масленицу сжигаем,

Весну встречаем!

Скоморох 2:

Что за праздник без блинов!

Налетай без всяких слов!

Скоморохи (вместе)

С широкой Масленицей вас всех!

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.


© 2010-2022