Конспект урока по литературному чтению на тему В. Осеева. Волшебное слово (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Краснокоммунарская СОШ








В. А. Осеева. «Волшебное слово».
(урок литературного чтения, 2класс, «Школа России»)



Учитель начальных классов:

Вискова Н.Н.
















2016 год

Конспект урока литературного чтения во 2 классе.

Тема раздела: Детские писатели. Я и мои друзья.
Тема урока: В. А. Осеева. «Волшебное слово».
Цель: ознакомление с творчеством В.А. Осеевой; развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности.

Задачи:

- познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;

- учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;

-совершенствовать навык выразительного чтения;

-развивать навыки монологической речи, внимание, память; умение подтверждатьсвои высказывания цитатами из текста, умение высказывать и отстаивать свое мнение;

-активизировать мыслительную деятельность учащихся; развивать творческие качества личности ребёнка;

-учить культуре общения; показать силу слова; воспитывать внимание, заботу о людях.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные. Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа, пересказывать по нему; составлять короткий рассказ на предложенную тему.

Метапредметные:

регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

познавательные: осуществляют поиск информации в тексте; владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию.

коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
Личностные :
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поведение героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка.
Тип урока. Решение учебной задачи

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация, выставка книг, аудиозапись, карточки с заданиями для работы в парах.

Образовательные ресурсы.

1. pedsovet.su/load/239-1-0-6974

2. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-vo-2-klasse-v-oseeva-volshebnoe

3. podelise.ru/docs/index-31849159.htm

4.Литературное чтение. 2 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с аудиоприложением на электрон. носителе : в 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова [и др.]. - М.: Просвещение, 2014;

5.Фотографии В.Осеевой из коллекции yandex.ru/;

6.Электронная физкультминутка easyen.ru/load/ nachalnykh /fizminutki _na_urokakh/319

7.Картинка: «Пусть общение приносит только позитив» yandex.ru/yandsearch?text.

8. Высказавание Леонардо да Винчи. Источник:wisdoms.ru/avt/b125.html

Ход урока:

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Прекрасно всё на небе

Прекрасно на земле

Прекрасно все вокруг

Прекрасно всё во мне….(Каждый скажет себе) Слайд 1)

-Пусть общение приносит вам только радость и позитив. (Слайд 2)

-С каким настроением вы пришли на урок? (показывают карточки)

-Мне хочется начать наш урок со слов великого итальянца Леонардо да Винчи, обладателя многоликого таланта. «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок».
(Слайд 3) Как вы понимаете его высказывание?

-Что ж, начнём старания с проверки домашнего задания.

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

-Как называется раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья)

- Какое произведение мы читали на предыдущем уроке чтения? (Два пирожных).

-Кто автор этого произведения? (Юрий Ермолаев)

-Передайте своё отношение к девочкам. Кто вам больше понравился? Почему?

-Как вы считаете, чему хотел научить автор читателя? К уроку вы подготовили краткий пересказ произведения. (пересказ)

III. Постановка темы, задач урока.

-Каждый утро просыпаясь, заходя в школу, класс, встречая друг друга на улице вы приветствуете всех словами…….(доброе утро, здравствуйте, привет…)

-Как мы называем такие слова? (Вежливые слова)

- Кто помнит историю возникновения слова «вежливые»?
(Вежа - от слова «ведать», «знать». Вежа - человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому раньше учили вежеству в школах наряду с грамотой. Позднее слово «вежество» превратилось в «вежливость»).
-Как по-другому называют такие слова?(волшебные)

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О волшебных словах). Какие ещё волшебные слова вы можете назвать? (называют)

IV.Работа по теме урока.

-С «вежливыми (волшебными) словами» связана тема нашего сегодняшнего урока. Мы познакомимся с произведением Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово».(Слайд 4)

Постановка проблемы.

-Наша задача ответить на вопрос: «Действительно ли вежливые слова -волшебные?»

1. Знакомство с биографией . (Слайды 5-7). Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать - корректором в газете. После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом-воспитателем. В дальнейшем, уже став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи. Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Её произведения отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой. Герои её живые, взяты из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними. Осеевой написано очень много книг (обращает внимание на выставку книг) (Слайды 8,9) Среди них есть рассказы, где она буквально несколькими фразами показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки. (Слайд 10 ) Прочитайте ещё раз название произведения (Слайд11) -Как вы думаете, о чём это произведение (прогнозирование)

2. Словарная работа (Слайд 12)

- В произведении встретятся слова и выражения, которые могут быть непонятными для вас:

Чуть не поддал хорошенько - т.е. чуть не ударил.
Стряпать - т.е. готовить пищу.
Противень - т.е. металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи.)

3. Прослушивание рассказадо слов «Он вскочил и побежал домой» (аудиозапись).

-Как вы считаете, ребята, поможет ли Павлику волшебное слово?(высказывания учащихся)

4.Чтение оставшейся части произведения учителем.

5.Первичное восприятие текста.

-О чём этот рассказ? Кто главный герой произведения?

-Что случилось с Павликом?

-Почему, как вы думаете? (грубо разговаривал с окружающими)

- Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)

- Кто помог Павлику? (Старик).

V. Музыкальная физминутка(Слайд 13)

VI. Продолжение работы по теме урока:

1. Чтение произведения «цепочкой»

2.Работа по содержанию произведения.

- Каким мы видим мальчика в начале произведения? Докажите словами из текста.

(Сердитый, обиженный: кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, красное сердитое лицо, покосился Павлик, засопел от обиды, стукнул кулаком).

- Как выглядел старик? Прочтите.

-Какое слово шепнул старик Павлику? Как старик учил Павлика произносить волшебное слово?

- Изменило ли волшебное слово поведение Павлика? (Да, он стал добрым)

- Каким стал мальчик, после общения со стариком? Подтвердите словами из текста

(Добрый: смущённое доброе лицо, смотрит прямо в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от радости, расцеловал в обе щеки, сидел притихший, тихо попросил).

-Как об этом узнал старик? (Он был уверен, что вежливые слова Павлика не оставят равнодушными никого в его семье).

-Так ли произошло на самом деле? Просмотрите иллюстрации. Каким эпизодам рассказа они соответствуют? (Слайды 14--16)

- Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика.

-Прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)(Слайд 14)

-Прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.

(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке). (Слайд 15)

-Как повёл себя старший брат? Согласился ли взять Павлика кататься на лодке?

(Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы). (Слайд 16)

- Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? (Изменилась, все члены семьи стали добрыми по отношению к мальчику).

- Можно ли старика назвать волшебником? Почему? (Можно, потому что он помог мальчику стать добрым)

VII. Работа с пословицами.Работа в парах. (Слайды 17,18)

-Соберите пословицы из строк (строки на отдельных полосках бумаги)

За добро… добру и учит.

Добрый человек… добром и платят.

Добрый человек… вода не течет

Под лежачий камень… в добре проживет век.

Назови лишнюю пословицу («Под лежачий камень вода не течет»)

VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (Слайд 19)

-Прочитайте по ролям произведение.

-Напишите мини сочинение о роли «волшебных слов» в твоей семье.

IX. Подведение итогов урока(Слайд 20)

- Ребята, с каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? («Волшебное слово»)

-Кто написал этот рассказ?

-На какой вопрос мы должны были ответить? Действительно ли это так?

-Есть слова, без которых в нашей жизни мы не можем обойтись.

Эти слова по-настоящему способны творить чудеса.

Каждый из вас, ребята, может стать волшебником.

И для этого нужно просто знать одно волшебное слово. Какое?

- Какие ещё «волшебные» слова вы знаете?

X. Рефлексия.(Слайд 21, 22)

Оцените свою работу на уроке. Какое сейчас у вас настроение? (показывают карточку настроения)

Все молодцы.Спасибо за урок.





© 2010-2022