Викторина по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВИКТОРИНА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Цели:

1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

2. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

(В игре принимают участие три команды по шесть человек в каждой).

Ход урока:

1.Организационный момент.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

Давайте разделимся на 3 команды.

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

- Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).

2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает - разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

3. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

9. Какой цветок называют - царицей цветов? (Роза).

10. Какое дерево дает сладкий сок? (Берёза)

11. Как называется растение которое жжётся?

12. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

13. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

2-й конкурс. Кто больше составит слов - существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.). ( у каждой команды листочек и ручка)

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

1.Лист берёзы - берёзовый.

2.Лист липы - … липовый

3.Лист клёна - … кленовый

4.Шишка ели - … еловая

5.Плод дуба - … жёлудь

6.Лист дуба - …. дубовый

7.Лист осины - … осиновый

8.Лист ивы - … ивовый

9.Шишка сосны - …сосновая

10.Плод яблони - … яблоко

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни - ПОЧЕМУ?

1. Клён, рябина, ель, тюльпан.

2. Берёза, дуб, шиповник, тополь.

3. Яблоня, смородина, малина, рябина.

4. Осина, липа, дуб, ель.

5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

1. Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

Одежда зелена. (Береза).

2. Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

3. Вот бочонок с шапочкой,

С дерева упал.

Год прошел - и деревцем

Маленьким он стал. (Желудь).

4. Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло. (Ива).

5. Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья - звезды яркие,

Золотые, жаркие. (Клен).

6. Летом знойным зацветет -

Сразу пчел к себе зовет.

Круглые листочки,

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар...

Кто-то дерево узнал? (Липа).

7. Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

II. Вторая станция. «Царство Животных».

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

1. Что человек делает для сохранения животного мира?

2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

7. У кого на сучке кладовая? (У белки).

8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).

10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока)

11 Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры).

12. Скачет зверюшка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

13. Над рекою он в полёте,

Этот чудо-самолётик.

Над водой парит он гладкой,

На цветке его посадка. (Стрекоза).

14. На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моём дому

Место только одному. (Черепаха).

15. Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно -

Укусит. Ясно? (Змея).

16. Волны к берегу несут

Парашют - не парашют

Не плывёт он, не ныряет,

Только тронешь - обжигает. (Медуза).

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались - КТО ЭТО?

1. Цапля и лягушата в озере.

2. Лев и собачка.

3. Ворона и лисица.

4. Машенька и три медведя.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы идём.

Если место попадётся,

То лукошко наберём. (Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы - ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

- Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).

- На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

Загадки

1. Вот в траве приметные

Шляпки разноцветные.

Вспомни ты их имя,

Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

2. Очень дружные ребята

У пенька живут... (Опята).

3. Где хвоинок многовато,

Поджидают нас... (Маслята).

4. Под осиной гриб тот, дети,

В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

5. У берёзок, посмотри:

Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

6. Царь грибов живёт в дубраве.

Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

3-й конкурс. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

(«Грибок к грибку - наберёшь и лукошко»).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

- Ребята, что такое «экология»?

Наша планета - наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе - туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков)

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Там и тут пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло.

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли -

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо

- Эй, ребята! - крикнул Дима, -

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода,

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр.

В футбол играли -

Веселились, как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули - и ушли!

И остались на поляне

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки -

Две размокшие баранки -

Словом мусора гора.

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не нашли!

- Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

- А как бы вы поступили на месте этих туристов?

- Какой вред наносят люди таким поведением?

- Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс «Правила друзей природы».

- Вспомните правила друзей природы ? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

- Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд)



Сценарий викторины «Лесное царство»

Ведущий:

Добрый день, дорогие первоклассники! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

А куда мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:

Ваню - земляникой, Танечку - черникой,

Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой. (Лес)

- Да, мы отправимся в лес. Что же такое лес? Однажды художник решил нарисовать лес. Он взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Художник остался очень доволен. Он лег спать. Проснувшись утром, он увидел, что лес завял, все деревья засохли. А рядом с картиной стоял какой-то старичок - Лесовичок. Он сказал: «Лес - это не только деревья».

1 конкурс

Сложи картинки и узнай, что есть в лесу, кроме деревьев.

Конкурс болельщиков.

(За каждый правильный ответ 1 балл команде).

Б. Какая рыба не имеет чешуи. (Сом).

В. Какая птица самая большая? (Страус).

Г. Дровосек срубил осину, на обед и на плотину. (бобр).

Д. В баню лезет чёрный, а из бани красный. (Рак).

Е. Это старый наш знакомый он живет на крыше дома? (аист).

Ж. Дышит и растёт, а ходить не может. (Растение).

З. Какая рыба похожа на змею? (угорь).

Ведущий читает указ:

- Всем моим слугам верным, всем, кто заботится о сохранении моих богатств: чтобы леса шумели могучие, чтобы в лесах жили птицы и звери, да букашки малые, чтобы в реках моих и озерах моих рыбы было в изобилии. Всем вам низкий поклон и мое приглашение на праздничный КВН к лесному царю.

2 конкурс - Приветствие команд

3 конкурс - «Бывалые туристы»

Ведущий: Поход, костер, палатка - разве это не прекрасно?! Но туристом быть не просто, много надо знать и уметь. А вот вы умеете укладывать рюкзак, собирать в поход только самые нужные вещи? Это мы сейчас проверим. Каждая команда получает набор карточек и выберет только те предметы, которые необходимы в походе. За правильные ответы получите баллы.

Слова на карточках: компас, учебники, мыло, полотенце, кружка, чашка, телевизор, будильник, пакет для мусора, консервы, зонтик, кошка, ролики, коньки, зубная паста, миска, котелок, коробка конфет, утюг, теннисные ракетки.

4 конкурс- «Правила друзей природы»

Ведущий: « А прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения в лесу. Чего нельзя делать в лесном царстве?» (Команды по очереди называют правила поведения и получают балл за правильный ответ)

Ведущий читает стихотворение:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, и почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать! Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять, Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают, ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин - дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Ведущий:

А теперь в путь!!! А на пути нам встретились разные растения. Отгадайте, какие растения нам встретились по пути в лес,

5 конкурс - «Загадки»

Крапива: Ты растение не тронь! Жжется больно, как огонь.

Подорожник: Путник часто ранит ногу

Вот и лекарь у дороги.

Ландыш: Белые горошки на зеленой ножке

Ромашка: Стоят кругом сестрички: желтые глазки, белые реснички.

Одуванчик: Горел в траве росистой, потом померк, потух и превратился в пух.

Подснежник: Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок!

Репейник: Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки

Колокольчик: То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли

Шиповник: Дикой розой называют, как лекарство применяют.

Незабудка: Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

О небе - чистом-чистом,

И солнышке лучистом!

Ведущий:

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если все сорвем цветы

Опустеют все поляны, и не будет красоты!

- Кто, кроме растений, живет в лесу?

6 конкурс

В названиях каких сказок встречается животное? Перечислите их, за каждое название вы получите балл. Будьте внимательными, не повторяйтесь.

7 конкурс : Конкурс капитанов

В каком жилище живёт животное?

ВОЛК КРОТ МЕДВЕДЬ ПТИЦА КУРЫ

ЛИСА СОБАКА БОБР ЛОШАДЬ БЕЛКА

8 конкурс : Отгадай по иллюстрации птиц ( на экране картинки)

9 конкурс

Составь из слова ПРИРОДА как можно больше слов.

Ведущий:

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

- Да, без леса, без растений мы с вами просто не выживем. Поэтому каждый из нас должен бережно относиться к природе, заботиться о ней, а не причинять ей боль…

…Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей!

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она - одна!

Слово предоставляется жюри . Награждение победителей.

Игра с болельщиками «Прилетели птицы».

Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы - голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы - голуби, синицы, чибисы, чижи, чайки и стрижи, комары, кукушки, сладкие ватрушки.

Прилетели птицы - голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, ежи, аисты, кукушки, даже совы, плюшки, лебеди и утки,

И спасибо шутке!

(Дети хлопают в ладоши, если слышат названия птиц)

НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ, ДЕВИЗ:

Наша команда:

Наш девиз:

Береги свою планету,

Ведь другой на свет нету!

Как здесь много эрудитов,

Негде яблоку упасть.

Трудно будет победить нам,

Не ударим лицом в грязь.

Соперники, соперницы,

Приветствуем мы вас,

Хотите - будьте первыми,

Но только после нас!

Мы в КВНе, мы в КВНе играем в первый раз,

Но не сробеем, все одолеем,

Покажем высший класс!


Ведущий: - Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами праздник, посвящённый природе. Я знаю, что вы любите природу, охраняете её и знаете многие её секреты.

Ведущий: - А для того, чтобы постичь её сокровенные тайны и узнать о ней больше, мы проведём викторину.

ЭСТАФЕТА.

В конкурсе участвуют по 1 человеку от каждого класса. Шагая вперёд поочерёдно, дети (на каждый шаг) говорят название дерева (кустарника). Повторять названия НЕЛЬЗЯ. Выигрывает тот, кто без задержки и ошибки назовёт больше деревьев.

КОНКУРС ВЕСЁЛЫХ ХУДОЖНИКОВ.

Вызывается по одному участнику от каждого класса. На двух досках (листах бумаги) каждый рисует с завязанными глазами кошку. Жюри оценивает "мастерство" художников.

ЗАГАДКИ. 1. Посреди двора золотая голова.

(Подсолнух) 1. Не жар, не огонь, а возьмёшь в руки - опалит.

(Крапива)

2. Не зверь, не птица, а нос - как спица.

(Комар) 2. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

3. Что за зверь такой лесной?

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

(Заяц) 3. Невелика, рыжевата,

Хвост красивый и косматый.

На дереве живёт

И орешки грызёт.

(Белка)

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК.

В мешочке лежат различные плоды (морковь, яблоко, груша и др.)

Участники команд на ощупь определяют, что это.

ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ.

Участники получают конверты с наборами рисунков, три из которых можно объединить в одну группу по какому-либо общему для них признаку. Таким образом, надо отметить среди них 4-ое лишнее, например, ГРИБЫ: подберёзовик, лисички, сыроежка, мухомор;

ДЕРЕВЬЯ: берёза, дуб, клён и ёлка.

ЗВЕРИ: домашние и дикие.

МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.

"Поющая природа"

Команды по очереди поют песни о природе: о птицах, лесе, о растениях, животных.

"КТО БЫСТРЕЕ?" (кроссворд).

Представители каждой команды должны решить по одному кроссворду. Вопросы для кроссворда:

1. Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный? (Волк)

2. Сама легковата, а хвост богатый, с ветки на ветку скок-скок,орешек за орешком щёлк-щёлк. (Белка)

3. Думал, кошка. Крикнул: "Брысь!"

Оказалась это … (Рысь)

4. Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.

Пока представители команд решают кроссворды, болельщикам обеих команд поочерёдно предлагаются вопросы.

*Если не последует быстрого ответа на вопрос, разрешается ответить болельщикам другой команды.

ВОПРОСЫ:

Кто написал сказку "Гадкий утёнок"? (Г.Х.Андерсен)

На каких птиц похожи маленькие лебеди? (На утят)

Какая птица самая большая в мире? (Страус)

Какая птица выше всех летает? (Орёл)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, 15 см)

Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

Ведущий: Природа - это богатство человечества.

Её необходимо беречь, как жизнь человека.

А знаете ли вы ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ?

Дети высказываются. Ведущий показывает запрещающие знаки:

1. Не сбивай грибы, даже несъедобные.

2. Не разоряй птичьи гнёзда.

3. Не шуми в лесу, в парке.

4. Не разводи костёр в лесу.

5. Не оставляй в лесу мусор.

6. Не разоряй муравейник.

Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Но мы уверены, что эта встреча не пройдёт даром. Вы станете настоящими защитниками природы, ещё больше полюбите нашу природу, нашу землю!

Все участники викторины награждаются памятными медалями.

© 2010-2022