ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В 1 КЛАССЕ

Разработаны, апробированы и утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения для начальной школы. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования, что предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.

Поэтому уже с 2011-2012 учебного года, учителям первых классов пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и быть не может. Однако, возможен перенос акцентов.

Остановлюсь на формировании регулятивных универсальных действий, которые направлены на управление познавательной и преобразовательной деятельностью. Освоение данного вида УУД позволит школьнику регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного; составлять план и последовательность своих действий; прогнозировать уровень усвоения, результата, необходимого времени; контролировать с целью установления отклонений; корректировать (вносить дополнения), оценивать качество усвоения; стремиться преодолевать препятствия (волевая саморегуляция).

ОС «Школа 2100» предоставляет большие возможности для формирования всех универсальных учебных действий. Хочу остановиться на возможностях урока русского языка в формировании регулятивных учебных действий. Общая структура изложения содержания учебного материала такова, что дети получают возможность научиться поэтапному выполнению заданий и «пошаговому» контролю.

Несомненно, главная роль в формировании универсальных действий принадлежит учителю. Проектируя урок, стараюсь предусмотреть такие задания и формы работы, чтобы на каждом этапе уделялось внимание формированию регулятивных универсальных действий.

Рассмотрим возможности формирования регулятивных УУД на примере урока русского языка в 1 классе. Тема: «Правила переноса слов».

Уже на первом этапе уроке - самоопределения к деятельности - при проверке готовности учащихся к уроку формируется умение действовать по определённому правилу. Способы проверки готовности могут быть самыми различными: по критериям, с помощью небольшого стихотворения и др. Не следует пренебрегать этим этапом урока, так как помимо готовности письменных принадлежностей, учебника и тетради, дети должны быть готовы либо к открытию нового знания, либо к обобщению и систематизации изученного материла.

В процессе восприятия учащимися нового учебного материала необходимо уделять внимание подготовке детей к активному восприятию новых знаний. Эту роль и выполняет этап актуализации, где (на данном уроке) формируется такое регулятивное действие, как сравнение способа действия с его результатом. Этому способствует выполнение различных заданий с рядом слов: поиск лишнего слова, выделение двусложных и трехсложных слов, объяснение способа действия при делении слов на слоги, обозначение гласных звуков и сравнение своих результатов деления на слоги с обозначением гласных звуков (количество гласных с количеством слогов).

Следующий этап урока - выявление затруднений и постановка проблемы, на мой взгляд, самый важный, так как на этом этапе формулируется тема, определяются задачи урока, и, главное, происходит оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. От того, насколько будет организована работа на данном этапе, будет зависеть заинтересованность и успешность в открытии нового знания.

Предлагаю ребятам убрать лишнее слово из группы, с которой мы работали, а остальные слова записать, обозначая опасности. Одновременно с ними записываю эти слова на доске. Слово КЛАСС на строку не входит. Спрашиваю у детей: как быть? Что значит перенести? Какие у вас идеи? Постепенно подвожу к формулированию темы и цели урока, тем самым формируя действие оценки. Кроме того, на данном этапе прослеживается и элемент прогнозирования, когда мы обращаем внимание на формулировку темы: «Правила переноса слов». Ребята делают вывод, что таких правил будет несколько, т.к. слово стоит во множественном числе.

Самым сложным для ребят является поиск выхода из затруднения. На данном этапе предпочитаю организовывать работу в группах, так как считаю её более эффективной, она помогает приучить учеников спорить, высказывать свое мнение, отстаивать его. Для понимания и принятия учащимся учебной задачи предлагаю ознакомиться с планом работы: читаем и проговариваем каждый пункт. Прогнозируем результат: что должно у вас получиться? Затем ученики в группах выполняют задания, демонстрируя умение действовать по плану, взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Далее заслушиваем результаты работы групп, фиксируем выведенное правило в речевой и графической форме, контролируя и оценивая процесс и результат деятельности.

На следующем этапе урока сопоставляем выведенные правила с материалом учебника, обнаруживаем несовпадения и выводим алгоритм переноса слов. При этом формируются умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контроль и коррекция: сопоставление, обнаружение отклонений и внесение изменений.

На этапе первичного закрепления нового способа действия сначала возвращаемся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока, и, проговаривая выработанный алгоритм, приходим к выводу, что слово не переносится, тем самым формируя действие оценки как констатации достижения поставленной цели. Далее учащимся предлагается задание для самостоятельной работы: мальчикам - выписать слова, которые можно перенести, разделить их для переноса (но-ты), девочкам - слова, которые нельзя переносить. Обращаем внимание, какие знания понадобятся, могут ли быть совпадения у девочек и мальчиков? При выполнении данного задания у учащихся формируются умение действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, а также действие контроля и коррекции.

Большое внимание на уроке уделяю этапу рефлексии, поскольку новое учебное действие зафиксируется только тогда, когда произойдёт осознание учащимися результата своей учебной деятельности. Для достижения данной цели предлагаю вспомнить, какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось их открыть. Для развития самооценки своей работы на уроке использую приём незаконченных предложений. Эти предложения всегда находятся перед глазами детей, и они уже умеют выстраивать фразы по заданному началу. Обязательным условием является объяснение причины той или иной самооценки (почему?). Следует отметить, что первоначально дети пользовались исключительно фразами «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно…». Однако систематическая работа даёт свои результаты, и сейчас первыми звучат слова «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…». А главное, дети не боятся говорить о своих трудностях.

Проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.


© 2010-2022