Тема урока: «Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня. » (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Валяева Людмила Григорьевна,учитель начальных классов МБОУ «ООШ№10»г. Таштагола,Кемеровской области

Тема :Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: учить писать слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня.

Задачи:

1.Образовательные:

дать представление о новой орфограмме;

находить орфограмму- удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня;

графически обозначать ее;

отличать эту орфограмму от орфограммы -буквы удвоенного согласного в корне слова.

2. Воспитательные:

прививать интерес к языку;

формировать коммуникативные навыки обучающихся.

3.Развивающие:

развивать речь,внимание, мышление, творческие способности обучающихся,

умение анализировать слова с удвоенной буквой согласных.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формировавние ууд

1.Организация класса на работу

Нам радостно, нам весело.

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение,

Серьёзным быть пора.

Покажите ваше настроение карточкой (солнышко или тучка)

2. Актуализация знаний.



Запишем дату. Классная работа. 1.слайд

1) Чистописание.

(на доске написаны буквы и буквосочетания

Л М ЛЛ ММ)

-что надо соблюдать при написании этих букв? (высота, наклон)

-напишите буквы.

-Подчеркните карандашом лучшие буквы, которые у вас получились и оцените себя.

На какие две группы можно разделить эти буквы?

-В русском языке встречаются слова с буквой удвоенного согласного?

Приведите примеры.

2) Словарная работа.

Игра «Обгонялки»

-Я задумала слово, приготовила подсказки для вас. Кто первый догадается, что это за слово, тот напишет его на доске.Не спешите!

1)а) В этом слове 4 слога, 10 букв, но 9 звуков, один долгий звук м;

б)В нём спряталась единица массы.

в)Этим словом называется раздел науки о языке

г)Так называется учебник, который обиделся на Витю Перестукина за то, что он не знал правила о безударных гласных.

(Грамматика ,

Покажите корень, подчеркните удвоенную согласную)

2)а)В этом слове 3 орфограммы.

б)В нём спрятался кросс, но слово к спорту не относится.

в)Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов.

(кроссворд, обозначьте орфограмму) 2.(слайд)

3)а) Этим именем звали красивого юношу

б)Он был так влюблён в себя, что ни кого и ничего не замечал, а всё время смотрел на своё отражение в воде. В наказание боги его превратили в цветок.

(нарцисс, обозначьте орфограмму) 3.(слайд)

4)а) Это вид транспорта;

б)похож на автобус,

но ездит по проводам.

(троллейбус, обозначьте орфограмму) 4.(слайд)+5.пустой слайд 5)а) Литературный жанр, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героев.

б) В этом произведении мало героев, оно небольшое по объёму.

(рассказ, обозначьте орфограмму. Как называется часть слова , которая стоит перед корнем? Обозначьте. )

Читают буквы

Отвечают на вопросы учителя





Записывают слова, обозначают орфограмму.





Коммуник.

Строить речевые высказывания;

Развивать умение слушать и понимать других

Оформлять мысли вслух

Познават.

Обобщать и классифицировать по признакам.



Регулят.

Развивать умение высказывать предположение на основе работы с материалом

Познават.

Развивать умение извлекать информацию из текстов.

Обобщать и классифицировать по признакам.

3.Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Открытие новых знаний.

Метод наблюдения над языковым материалом.

Метод организации проблемной ситуации



Метод работы с правилом



-Посмотрите внимательно на слова.

-Что в этих словах общее?

- Какое слово лишнее?

-Почему?

Какой возникает вопрос?

(всегда ли удвоенная согласная находится в корне? Почему написана одна буква в приставке, а другая в корне? - Предположите, откуда появились две буквы рядом? (На одну с оканчивается приставка, а с другой с начинается корень.)

Где написаны удвоенные буквы согласных? карточка - рас-сказ

(На стыке приставки и корня) 6. Слайд

-Так почему в слове рассказ появились две буквы С? - Как вы думаете, это орфограмма? Почему?

-У кого есть идея, как называется эта орфограмма? -Нашли ответ на нашу проблему?

-Назовите тему урока?

-Проверим: откройте учебник на стр.128 и прочитайте тему урока.

7.(слайд-название темы)

-Что будем делать на уроке?

-Прочитайте самостоятельно правило.

-Где пишется удвоенная буква согласного?

-В каких словах?

-Как обозначается графически орфограмма?

-Как найти эту орфограмму в слове?

Составим алгоритм:

8.(слайд)

1.Прочитай слово.

2.Подбери однокоренные слова, найди корень, выдели.

3.Найди приставку.

4.Сравни буквы согласных на стыке приставки и корня

5.Сделай вывод.

6. Запиши слово.

7. Обозначь орфограмму

Наша проблема



Познават.

Выявлять сущность, особенности объектов.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникат.

Развивать умение слушать и понимать других.

Личност.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности



Познават.

На основе анализа

объектов делать выводы.

Работа по учебнику. Упр. 158.

Прочитайте задание самостоятельно.

-Что надо сделать в упражнении?

(1 ученик на доске пишет и объясняет- остальные в тетрадях)-цепочкой все слова..

Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа.

Взаимооценка.

Коммуник.

Умение работать в парах.

4. Физминутка.

На внимание

-Мальчики встаньте и выполните приседания 3 раза; садитесь

-Ребята 1 ряда похлопайте в ладоши;

-Девочки , встаньте и потопайте; садитесь

-Дети, кого зовут Денис, Даша, Лиза, Миша -встаньте и всем улыбнитесь, садитесь;

-Все ребята сели правильно. Продолжаем урок.

5.Развитие умений - применение знания.

Прием классификации

-Какие орфограммы удвоенных согласных вы знаете?

Б)Классификация слов.

На доске написаны слова на карточках:

-Массаж, рассмешил, группа, оттолкнул, ввинтил, пассажир, бассейн, рассмотрел

-Прочитайте. Исследуйте их.

- Мальчики выписывают слова с орфограммой - удвоенная буква согласного в корне слова.

Девочки - удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня. Обозначить орфограммы.

- Проверка.( к доске выходят мальчик и девочка)

-Оцените себя.

- (Что надо было сделать?

-Удалось выполнить задание?

-Ты сделал все правильно или были недочеты?

-Ты справился сам или с чьей-то помощью?

-Тебе трудно было выполнить это задание или легко?

-Какую отметку ты себе бы поставил?( новая тема)

Самостоятельная работа.

Самооценка

Развивать умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Познават.

Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

В) На доске слова: бе(с,сс)полезно

ра(с,сс)писание

бе(с,сс)трашный

по(д,дд)елка

-какое задание можно выполнить с этими словами? Работа в парах.

Проверка (цепочкой) .

Оцените себя.

Г)Картинки(касса, кроссовки, рассол, поддон)

Назовите, что изображено.

На столе лежат схематические обозначения части слова :корень, приставка

Покажите при помощи схем, в каких частях слова находится буква удвоенного согласного.

Проверка.

Работа в парах.

Самостоятельная работа

Самооценка.

6. Итог урока.

Метод самоконтроля

В каких частях слова можно написать букву удвоенного согласного?

Послушайте высказывания и поставьте +,-

-1. Я могу определить, когда пишется орфограмма- удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня.

-2.Я могу показать графически эту орфограмму.

-3.Я умею различать орфограммы удвоенная буква согласного в корне и на стыке приставки и корня.

Самоконтроль

Регулятив.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познават.

На основе анализа

объектов делать выводы.

Рефлексия. -Покажите настроение при помощи карточки. - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кого можете похвалить за работу на уроке?


Домашнее задание: Стр.131, упр.№5

  • Придумать сказку про изучаемую орфограмму.

11


© 2010-2022