Пояснительная записка по предмету Русский язык 1 класс Планета Знаний

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел № 1. Пояснительная записка Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта общего начального образования, письма департамента образования Администрации Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.2006 г., Образовательной программы и учебного плана школы, а также примерной программы по русскому языку. В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией И.А.Петровой.


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

курса «Русский язык».
№ п/п Название пособия

Класс

Год издания Авторы 1 Учебник «Русский язык» 1 2011 Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина 2 Рабочие тетради 1 2011 Т.М. Андрианова В.А.. Илюхина 3 Методическое пособие «Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык» Т.м. Андриановой, В.А. Илюхиной» 1 2011 Т.М. Андрианова В.А.. Илюхина
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2011/12 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ. По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, Программа соответствует Федеральному Государственному Общеобразовательному Стандарту общего начального образования. На изучение русскому языку в 1 классе отводится 5 часов в неделю. При 12 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 50 часов. Резервные уроки распределены на проверку знаний учащихся и повторение. Изменений в программу не внесено, так как она полностью соответствует требованиям Федеральному Государственному Образовательному Стандарту общего начального образования. В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98 № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт усвоения основных вопросов курса «Русский язык» каждым учеником, выбирая форму учёта по технологическим картам.


Раздел № 2. Цели обучения В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
  • социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс. Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе: 1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»; 2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка; 3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; 4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа. Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы: - семиотический - помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры; - системно-функциональный - способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач; - этико-эстетический - направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.



Раздел № 3. Тематическое планирование


№ п/п

Тема раздела

Кол - во часов

Формы проверки

Развитие речи

1

Предложение и текст

5


№1, №2, №3

2

Фонетика, орфоэпия и графика

20

ПЗ №1, №2, №3

№4

3

Орфография

10

ПЗ №4

№5, №6

4

Слово и его значение (лексика)

7



5

Повторение

9

АПС №1

№7, №8

Всего часов:

50

5

8
Предлагается следующую систему учёта знаний: Проверка знаний - 4. Административное проверочное списывание - 1. Развитие речи- 8 В поурочном планировании курсивом выделен материал, который подлежит изучению на уровне программы и не является предметом итогового контроля. В содержание программы 1 класса включён материал, закладывающий основы для овладения знаниями на более поздних этапах обучения.

Раздел № 7. Анализ выполнения Программы


№ п/п

Кол - во часов по авторской программе

Кол -во часов по рабочей программе

Проверка знаний

Проверочное списывание

Развитие речи

Фактическое проведение

III четверть

I V четверть

Проверка знаний

Проверочное списывание

Развитие речи

Тема

1

Предложение и текст

4

5



3






2

Фонетика, орфоэпия и графика

18

20

3


1






3

Орфография

9

10

1


2






4

Слово и его значение (лексика)

7

7









5

Повторение

12

9


1

2






Всего часов

50

50

4

1

8








Раздел № 8. Требования к уровню подготовки учащихся ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут формироваться

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
  • внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся должны знать:

  • звуки и буквы русского алфавита;
  • алфавит;
  • гласные и согласные звуки и буквы;
  • гласные звуки ударные и безударные;
  • согласные звуки твёрдые и мягкие;
  • согласные звуки звонкие и глухие;
  • правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
  • правила переноса слов;
  • правила написания большой буквы в фамилиях, именах, отчествах, кличках животных и отдельных географических названиях;
  • правила оформления предложения на письме.

Обучающие могут знать:
  • Правила проверки безударного гласного звука;
  • Правила оформления текста;
  • Более широкий спектр (по сравнению с представленным в учебнике) географических названий и правило их написания с большой буквы.

Обучающиеся должны уметь:
  • звуки и буквы русского алфавита;
  • распределять слова по алфавиту;
  • различать гласные и согласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • вычленять из текста предложения, из предложения- слова, а из слов - слоги;
  • делить слова на слоги и для переноса;
  • определять в слове ударение;
  • передавать различную интонацию предложения в устной речи;
  • правильно оформлять предложения;
  • правильно списывать слова, предложения и текст, проверять написанное, сравнение с образцом;
  • отвечать на вопросы словами текста, устно составлять 3-5 предложений на заданную тему;
  • соотносить число букв с числом звуков в словах;
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв и е, ё, ю, я;
  • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
  • писать слова с непроверяемыми орфограммами, предназначенными для заучивания;
  • использовать большую букву в фамилиях, именах, отчествах, кличках животных и отдельных географических названиях;
  • знать гигиенические правила письма;
  • чётко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова;
  • соблюдать письмо букв в связке, безотрывно (1-2 буквы);
  • соблюдать пробел между отдельными словами;
  • соблюдать красную строку;
  • удержать заданный отступ от края каждой следующей строки;
  • писать по диктовку текст (15-18 слов) с изученными орфограммами;
  • списывать текст (13-15 слов).

Учащиеся могут уметь:
  • находить в двусложных словах безударный гласный звук, требующий проверки;
  • переносит слова с удвоенными буквами согласных звуков;
  • находить родственные слова и обозначать их общую часть;
  • распределять слова по алфавиту в более сложных случаях;
  • ставить самостоятельно вопросы к словам, обозначающим предметы, действия предметов, признаки предметов;
  • записывать слова с предлогами;
  • составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать их самостоятельно.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся будут учиться на доступном уровне

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).

  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Познавательные Учащиеся будут учиться на доступном уровне
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
  • владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;
  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Коммуникативные

Учащиеся будут учиться на доступном уровне
  • владеть диалоговой формой речи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

При составлении рабочей программы использовала нормативные документы:

  1. Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России от 30.08.2010г. №889.
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования II поколения от 06.10.2009г. № 373.
  3. Примерные программы, созданные на основе Федерального Государственного образовательного стандарт начального общего образования II поколения.
  4. Федеральный перечень учебников, утверждённый приказом от 24.12.2010г. №2080, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального Государственного образовательного стандарт начального общего образования II поколения.



© 2010-2022