Урок русского языка на тему: Глагол

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка на тему : «Глагол»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе;

-развивать умения употреблять глаголы в речи;

Развивающие

-развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы ;

- развивать умение работать с различными источниками информации; развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие);

Воспитательные:

-повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

-воспитывать любовь к родному языку;

-воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе

Планируемые результаты урока

( УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ-УУД):

ЛИЧНОСТНЫЕ:

-развитие доброжелательности , доверия и внимательности к людям,

-сформированность учебных мотивов,

-интерес к способу решения и общему способу действия

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

-структурирование знаний,

-понимание места «Глагола» в системе частей речи русского языка,

-понимание общих признаков глагола,

-синтез целого из частей,

-выдвижение гипотез и их обоснование

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

-выделение и осознание учащимися того , что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

-планирование работы в группе,

-контролирование затраченного времени на задание,

-оценивание своей работы на уроке

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,

-умение слушать собеседника,

-учет разных мнений и умение обосновать собственное

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-уметь работать с учебником

-уметь мыслить , рассуждать, делать выводы

1.Организационный этап (Психологическая установка)

Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их.

А теперь представьте, что у вас на ладошке сидит солнечный зайчик, улыбнитесь ему и подарите тихонько кому-нибудь из класса вашего зайчика. Я рада видеть ваши улыбки! И мне очень бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его и гордились тем, что вы граждане великой страны России.

Сегодня на уроке мы будем говорить…….

О какой части речи ? (о глаголе)

2.Актуализация знаний

Мы с вами полетим на сказочные планеты.

-Начинаем отсчет времени: если вы согласны с утверждением, поднимите алый кружок, если нет -синий

10. Глагол обозначает действие предмета.( да )

9.Глаголы изменяются по падежам. (нет)

8.Не с глаголами пишется раздельно. (да)

7. Глаголы имеют три спряжения. (нет)

6. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да)

5.Глаголы в н.ф , оканчивающиеся на -ить , относятся ко II спряжению.(нет)

4.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего .(нет)

3.Инфинитив- это начальная форма глагола.(да)

2.Глаголы в н.ф , оканчивающиеся на -еть , относятся к 1 спр (да)

1.Глаголы бывают только настоящего и будущего времени (нет)

Молодцы, полетели!

3.Работа по теме.

1)------Мы с вами отправляемся на планету «Глагольная» и выясним наши знания о глаголе.

Слайд1 (написаны слова: добрый, выражать, книга, понимать, сверкать, рассказы, сочинить, сухой, развиваться, радостный, мысли, культурный )

-На этой планете могут жить только глаголы, только как узнать их среди других слов?

Слайд2

- Угадайте о каком слове так говорят:

«Составить , написать какой-нибудь текст» Сочинить

«Ярко сиять переливчатым светом» Сверкать

«Уяснить значение чего-нибудь, смысл слов, поступков» Понимать

«Становиться сильнее, стать сознательнее, культурнее, созреть духовно» Развиваться

-Как называются эти слова одним словом? ( глаголы)

2)-Вперед, на следующую планету «Временная».

Слайд3

-Перед вами стихотворение. Внимательно прочитаем его (Погодина)

Прошедшее время -

То , что прошло:

«Вчера мы писали»,

«Солнце ушло».

Настоящее время

Приходит теперь:

«Мы пишем имя»,

«Бегает зверь».

Будущее время

Еще не пришло:

«После уроков

Пойдем мы в кино»

- Сейчас работаем в парах . Как вы думаете, что надо сделать с этими словами?

( выпишите глаголы в три колонки: н.п.б. вр. ) 3 уч.на доске.

4.Физминутка

Давайте слетаем все на планету «Отдыха».

1)-Делай так , как я скажу , а не так, как покажу- так называется наша игра .А проверим мы с вами, умеете ли вы различать действия, совершаемые одним предметом, от действий , совершаемых группой предметов.

Если предмет один- поднимаем одну руку

Если предметов много- обе руки

( летят, бежит, гудит, блестели, купит, надел, выдумали, устают, играет, танцуют, поет, читают)

-О каком морфологическом признаке шла речь в физминутке? О числе.

2)Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, вы встаете. Если произнесу глагол II спряжения остаетесь на местах.

Идёшь(1), шумишь(2), поёшь(1), звенят(2), плывут(1), лежит(2), цветёт(1), построишь(2),растёшь(1), горишь(2)

( Как мы с вами определяем, проверяем спряжение глаголов?)

Ставим глаголы в третье лицо множественного числа. Если в 3 л. мн.ч. глагол имеет окончания - ут ,- ют, то это глагол I спряжения, а если - ат, -ят, то II спряжения.

3)- A сейчас я хочу рассказать вам одну сказочную историю, которая связана с темой нашего урока.

Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать . И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение - всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пошли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, помоги нам.

Что случилось?

По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши друзья - в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.

Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.

Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.

4) Стишок о глаголах - исключения рассказывают учащиеся.

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и вертеть,

И зависеть, и терпеть.

5.Работа по карточкам.

- Дальше отправляемся по нашей волшебной Галактике.

-А мы на пути к планете «Неопределенная»

( Дети выполняют задания по карточкам.)

Вечером я должен учить стихотворение, решать задачу по математике, рисовать картинку. Потом я хочу помогать маме готовить ужин, смотреть мультфильм, гулять с собакой и кормить ее, читать интересный рассказ моего любимого писателя.

-Какая часть речи активно используется в тексте? (глаголы)

-Как вы думаете, почему?(глаголы выражают действия )

-Подчеркните глаголы . На какие вопросы они отвечают?

- Можно ли у этих глаголов определить лицо, число, время ?

Какой вывод можно сделать?

Это неопределенная форма глагола.

6. Работа по группам.

-Отправляемся на планету «Разбор»

-Что нужно хорошо знать, чтобы выполнить разбор глагола как часть речи? ( знать схему разбора)

7. Итог урока :

-А теперь возвращаемся на нашу планету.

1)Проверим , как работает наше сердце после полета, сделаем кардиограмму-

Тест

1.Глагол - это:

А) часть слова

Б) часть речи

в) член предложения

2. Глагол обозначает

А) действие предмета

Б) название предмета

В) признак предмета

3. Глаголы изменяются

А) только по числам

Б) только по временам

В) по временам, по лицам, по числам

4. Глаголы в предложении бывают

А) чаще всего сказуемым

Б) подлежащим

В) обстоятельством

5. Найдите глагол 2 спряжения

А) зеленеть

Б) играть

В) светить

Резерв: Упр.142.с.78,№5.с.109

3)Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме : "Глагол".

синий кружок возьмет тот, кто при изучении темы "Глагол" получил прочные знания и не допускает ошибки при выполнении заданий.

Желтый - кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки.

Розовый - кто не усвоил материал и испытывает трудности при выполнение заданий.

(Выставление оценок)

8.Домашнее задание: - сделайте морфологический разбор глаголов ( спешить, ловить, кусают)

-Спасибо всем за урок!

© 2010-2022