Урок русского языка по теме: Парные согласные звуки в конце слова (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

по русскому языку и литературному чтению в 1 «В» классе


Характеристики урока

Учитель: Решетникова Т. А.

Класс: 1

Тема урока: «Парные согласные звуки в конце слова». Система Л. В. Занкова.

Цель: Создать условия по формированию умения проверки парных согласных на конце слова.

Задачи:

обучающие: учить различать на слух звонкие и глухие согласные. Сформировать знания о разных способах проверки парных согласных в конце слова. Закреплять умение давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах. Формировать навык грамотного письма.

развивающие: развивать речь, делать посильные выводы и обобщения, исследовательские умения и навыки учащихся; умение вести учебный диалог, работать в группе и самостоятельно, анализировать свою деятельность.

воспитательные: воспитывать любовь к родному слову, к русскому языку; взаимопомощь и сопереживания.

Тип урока: Урок-сказка.

Методы обучения: проблемно - диалогический, метод подводящего диалога.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.

Внутрипредметные связи: разделы «Звуки и буквы», «Согласные звуки», «Звонкие и глухие согласные звуки», «Слово и предложение».

Реализация целей урока будет достигнута через развитие общеучебных и специальных умений и навыков работы, использование компьютерной поддержки процесса обучения.

Ожидаемые результаты:

  • знают перечень парных звонких и глухих согласных;

  • умеют применить способ проверки парного согласного на конце слова;

  • умеют анализировать, сравнивать и обобщать;

  • умеют договариваться друг с другом.

  • умеют осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и осуществлять оценивание.





.

ХОД УРОКА


Девиз урока: Смотрим, учимся, играем, если сказку мы листаем.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД


1.Мотивация к учебной деятельности

Микроцель: создать ситуацию успеха, создать эмоциональную комфортную атмосферу. Ребята, а где мы встречаемся с волшебством?
В моём замке живёт принц из сказки. Замок красивый и большой. В этом замке живёт много добрых людей.
Я уверена, что вы любите сказки. Сегодня, на примере всеми знакомой сказки мы проведем наш урок.

В сказках

Настраиваются на рабочую обстановку. Открывают тетради.

Личностные УУД:

Формируем умение проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

ВЫВОД: Дети подготовились к восприятию учебной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД


2.Целеполагание

Микроцель: развивать умение ставить цель, анализировать и классифицировать.

Стратегия «Вопросы из сказок» Послушайте, о ком загадка: Она красива и мила, и имя ей от слова зола.

Кто помнит, почему мачехины дочки дали Золушке такое имя?

Кто автор сказки?

Мечтаю жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки,
Где старушки-стены
Сплетничают ночью.
Где огонь в камине
Создает уют
И на книжной полке
Чудеса живут,
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером,
Сочиняет сказки
Друг мой - Шарль Перро.

Французский писатель-сказочник, написал сказки «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Красная шапочка»…

Наш урок будет необычным. Мы совершим путешествие по сказке Шарля Перро «Золушка». И своей работой поможем попасть Золушке на бал.

Кто помнит, как начинается Сказка «Золушка»?

-Сестры Золушки были вредными и очень ленивыми. Им было лень работать.

А Золушка делала самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла полы, убирала комнаты. Учиться тоже трудно, потому что приходится много учить и запоминать. Поэтому мы сейчас проведем небольшую разминку.

Золушка

Закончив работу, Золушка садилась отдыхать на ящик с золой.

Шарль Перро.




Жил-был один почтенный и знатный человек. У него была дочка добрая приветливая и милая. Но вот в дом вошла новая хозяйка. Всё было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Она и её дочери заставляли делать девушку самую грязную работу по дому. Но однажды наша героиня превратилась в прекрасную незнакомку в красивом платье и хрустальных туфельках. Познавательные УУД Развиваем умения: -ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

ВЫВОД: Создана нестандартная ситуация, обеспечивающая связь с уже имеющимися знаниями.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД


3.Актуализация опорных знаний

Микроцель: развивать умение вести диалог, анализировать, наблюдать, делать посильные выводы и обобщения.

Отработка навыка чистописания.

В ходе минутки чистописания актуализируются понятия - звук - буква

-парные согласные)


Разминка перед путешествием.

Беседа по пройденному материалу.

- На какие 2 группы делятся все звуки?

- При помощи чего образуется гласный звук?

- А согласный звук?

- На какие 2 группы можно разделить все согласные звуки?

- По какому признаку согласные являются парными?

Откроем страничку сказки:

Минутка чистописания

- Если вы правильно найдёте пару звуку, поможете Золушке выполнить работу в саду.

На доске: В - _; Г -_; Д - _; Ж - _; З - _;

Проверка:

Урок русского языка по теме: Парные согласные звуки в конце слова (1 класс)

- Назовите парные твёрдые согласные звуки. Сколько пар назвали?

- Назовите парные мягкие согласные звуки. Сколько пар назвали?

- Почему неравное количество пар?

Стратегия «Верю - не верю»

-Установите, верны ли данные утверждения?

1. Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом, а глухие только с шумом.

2. Буквы - В, Г, Д, Ж, З на конце слова всегда произносятся как В, Г, Д, Ж, З.

3. Чтобы проверить парный согласный нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял согласный?

Самоопределение к деятельности.

Над какой темой мы продолжим работать на уроке?

На гласные и согласные.

При помощи голоса.

При участии голоса и шума.

На твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.

По признаку звонкости и глухости.

На доске: В - _; Г -_; Д - _; Ж - _; З - _; (дети записывают в тетрадь)

6

5

Согласные звуки Ж и Ш всегда твёрдые.

Парные согласные на конце слова.

1. Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом, а глухие только с шумом. (+)

2. Буквы - В, Г, Д, Ж, З на конце слова всегда произносятся как В, Г, Д, Ж, З. (-)

3. Чтобы проверить парный согласный нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял согласный? (-)

Сегодня на уроке продолжим работать над правописанием парных согласных на конце слов. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Регулятивные УУД: Развиваем умения: -самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;


ВЫВОД: Чтобы научиться различать звонкие и глухие согласные звуки и правильно обозначать их на письме согласными буквами, надо знать правило и уметь его использовать.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД


4.Открытие нового знания
Микроцель: систематизировать знания, развивать умение анализировать и обобщать.


Стимуляция интереса учащихся к изучаемым объектам.

Как-то раз сын короля, принц, устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми. Золушкины сестры и мачеха тоже получили приглашение. Золушке тоже хотелось попасть на бал. Но

мачеха дала ей много заданий и Золушка беспокоится, что не успеет на королевский бал. Вы готовы помочь Золушке?

Я предлагаю вам стать «волшебниками» и помочь Золушке. Волшебство произойдёт, если мы с вами будем старательными, активными, трудолюбивыми (показываю слайд со сказочными героями).

На доске висят карточка со словами:

УТЮ(г-к) -

Можно ли доверять произношению слова для правильного его написания?

Назовите способ проверки правописания парных согласных:



Назовите проверяемое и проверочное слово.

Как проверить парный согласный на конце слова?



Нельзя доверять, потому что слова надо проверять.

Первый способ: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.

Например: груз - грузы, сугроб - сугробы, плод - плоды.

Второй способ: мысленно подставить слово «нет».

Например: флаг - нет флага, мороз - нет мороза, клюв - нет клюва.

Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.

На конце слов парные согласные оглушаются, произносятся и слышатся нечётко.

УТЮГ - проверяемое слово, в котором проверяется буква обозначающая по парности- глухости согласный звук, а УТЮГИ - проверочное - это слово, когда проверяемая буква стоит перед гласным звуком.

Дети хором повторяют правило проверки парного согласного на конце слова. Регулятивные УУД: Развиваем умения: -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. - делать выводы на основе обобщения умозаключений. -преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. -переходить от условно-схематических моделей к тексту.

ВЫВОД: Дети стремятся найти выход из проблемной ситуации, приходят к выводу, что парная согласная - это ошибкоопасное место, потому что парная согласная стоит в слабой позиции. Проговаривают правило проверки парной согласной.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД


5.Первичное закрепление знаний
Микроцель: развивать умение применить правило и алгоритм проверки парных согласных.

Групповая работа,

дифференцированная по степени помощи.

Откроем следующую страничку сказки.

Мачеха и сестры уехали на бал.

Золушка сидела и горько плакала. Работы было много. Она понимала, что не успеет сделать все до начала бала.

На помощь девочке, кроме вас, пришла добрая фея. Стоило ей взмахнуть волшебной палочкой, и у Золушки появились великолепное платье, хрустальные туфельки и карета. А в лошадей добрая фея превратила самых обыкновенных мышей.

Работа в парах.

И вы помогите Золушке попасть на бал. Помните условие, при котором произойдет волшебство.

Какое превращение должно произойти?

СА_

Д-Т

КРУ_

Г-К

МЁ_

Д-Т

ГРИ_

Б-П

СНЕ_

Г-К

ЭТА_

Ж-Ш

ГЛА_

З-С

ХОЛО_

Д-Т

МОРО_

З-С



Превратить: мышей в лошадей, а Золушку в прелестную девушку.




Коммуникативные - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы;

выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). ТОУУ
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; Личностные результаты: - придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; -опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
ВЫВОД: Дети самостоятельно подбирают проверочные слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, записывали и обозначали орфограмму.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД


6.Рефлексия учебной деятельности. Включение в систему знаний
Микроцель: развивать умение делать выводы, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, оценивать себя.

Проблемный метод.

Создание проблемной ситуации.














Откроем следующую страничку.

Вы были внимательными и трудолюбивыми. И ваша хорошая работа помогла Золушке попасть на бал.

ФИЗМИНУТКА
Тихо парами мы встали, во дворец и мы попали.

Золушка весь вечер танцевала с принцем и забыла обо всем на свете. Спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь. Золушка должна вернуться к 12 часам ночи.

Она убежала. Принц бросился за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньках лестницы он увидел, хрустальную туфельку.

«Как же найти красавицу?» - думал принц.

Все девушки королевства должны были примерить хрустальную туфельку.

Вы сможете вернуть Золушке туфельку, если прочитаете предложения и найдете слово с орфограммой парная согласная.

Дошла очередь и до Золушки. Башмачок пришелся ей впору.

И через несколько дней принц и Золушка сыграли веселую свадьбу. Они жили долго и счастливо.


Звучит музыка. Танец на балу.

Звучит музыка. Бой часов.


1. А теперь, - сказала Золушке фея, - ступай в сад.

2. Добрая фея превратила мышей в шестерых слуг.

3. Взмах волшебной палочки - и старое, испачканное золой платье, превратилось в роскошный бальный наряд.


Развиваем умения: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; ТОУУ - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Познавательные УУД:

Формируем умение самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Регулятивные УУД:

1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ВЫВОД: Дети находят в тексте и выписывают слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, обозначают орфограмму.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД


7.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Усвоение учащимися способов действия.

Вот и закончилось путешествие по сказке. Без вашей помощи Золушке нелегко было бы справиться со всеми заданиями.

-Что сегодня мы вспомнили и закрепили на уроке?

Вам понравилось помогать Золушке?

Оцените свою работу на полях тетради меткой.

В сказках все бывает, в сказках - чудеса:

Спящая царевна, девица - краса,

Золушки и принцы, ведьмы, короли;

Чудо совершится, если веришь ты.

Золушка принцессой стала неспроста,

Туфелька хрустальная счастье принесла,

Потому что миром правит доброта,

Людям помогает светлая мечта.


Личностные УУД: Формируем умение сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.

Регулятивные УУД:

1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ВЫВОД:
Проверка глубины понимания учащимися изученного материала.



© 2010-2022