Конспект урока обучения грамоте Звук и буква Ж ж

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока обучения грамоте Звук и буква Ж ж.Конспект урока обучения грамоте Звук и буква Ж ж.Конспект урока обучения грамоте Звук и буква Ж ж.Конспект урока обучения грамоте Звук и буква Ж ж.Конспект урока обучения грамоте Звук и буква Ж ж.Конспект урока обучения грамоте Звук и буква Ж ж.Конспект урока обучения грамоте Звук и буква Ж ж.

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе


Гончарова Галина Ивановна,

учитель начальных классов


МБОУ «Средняя школа №16 - Центр образования р.п.Первомайский» структурное подразделение «Средняя школа № 15», г.Щёкино, Тульской области



Урок обучения грамоте

по теме: « Звук [ ж] , Буква Ж ж »







Урок обучения грамоте ( чтение)

Тема: « Звук [ ж] , Буква Жж»

УМК «Школа России»

Учебник: «Азбука» 1 класс, часть 2,

авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели урока:

Предметные :

  • Организовать деятельность учащихся по открытию новых знаний о звуке [ж], как о твердом согласном звуке и букве Ж ж;

  • продолжать формировать умения правильно называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т.д.); объяснять особенности букв каждой группы;
  • продолжать формировать умения правильно называть все буквы; порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите;
  • продолжить формировать умения читать по слогам и целыми словами тексты;

  • создавать условия для совершенствования навыков беглого чтения

  • формировать умения работать с текстом: пересказывать тест, находить нужную информацию в тексте, доказывающую приведенное утверждение

  • продолжить формировать навык осознанного, правильного, беглого чтения;

  • создавать условия для формирования умения читать выразительно различные по жанру тексты;

  • создавать условия для совершенствования навыков работы с дополнительной литературой;

  • продолжить формировать умения вычленять содержащиеся в тексте основные события;

  • продолжить формировать читательский кругозор.

Метапредметные:

  • создавать условия для аргументированного мнения, опираясь на текст или собственный опыт;

  • развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение;

  • способствовать высказыванию детьми своего мнения на основе прочитанного или услышанного;

  • способствовать высказыванию детьми своего мнения по оцениванию своей деятельности на уроке;

  • создавать условия для совершенствования навыков самостоятельной работы с несколькими источниками информации: словарями, справочниками на электронных носителях, Интернет источниками;

  • формировать умение составлять небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу;

  • создавать условия для преобразования полученной информации в таблицу;

  • создавать условия для работы с информацией представленной в виде текста, таблицы, рисунка.

Личностные:

  • формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, группах;

  • работать над осознанием ответственности за общее дело;

  • способствовать формированию таких нравственных качеств учащихся как: умение дружить, беречь дружбу;

  • воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

  • прививать любовь и интерес к чтению и книге;

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, запись музыкальных произведений, карточки для учащихся, презентация

Сценарий урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика I. Организация класса
Настроение у нас отличное,
А улыбки - дело привычное.
Пожелаем друг другу добра и удачи. Ведь урок нам начинать пора.

Пожмите друг другу руку, улыбнитесь и пожелайте удачи.

Дает эмоциональный настрой на урок

Дети улыбаются друг другу, жмут соседу по парте руку и говорят:

- Желаю тебе удачи. II. Актуализация знаний. Определение темы урока. На слайде

е, ш, я, ч, - Распределите эти буквы на группы. - По какому признаку вы их распределил? Гласные: е, я Согласные: ч, ш -Как вы думаете почему я вам дала именно эти буквы? (они особенные) - Почему вы так считаете? (е и я - обозначают два звука; Ч - всегда мягкий Ш- всегда твёрдый)

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и новым звуком, который эта буква обозначает.

Работа в группах.

Но сначала я предлагаю вам подумать, почему так говорят?

Дружба, как стекло, разобьёшь - не сложишь.

В этой пословице есть буква с которой мы сегодня будем знакомиться на нашем уроке. Что это за буква я предлагаю вам угадать, прослушав загадку.

Эта буква широка

и похожа на жука,

и при этом, точно жук,

издает жужжащий звук. (Буква Ж)

Создаёт проблемную ситуацию, предлагает разделить звуки на группы.





Создает проблемную ситуацию, предлагает обсудить смысл данной пословицы.

Предлагает отгадать загадку и назвать тему урока.



Распределяют буквы на группы, доказывают по какому признаку распределены звуки в группы;

Объясняют почему взяли именно эти звуки, а не другие





Работают в группе, обсуждают смысл данной пословицы

Отгадывают загадку, называют тему урока

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

- Как вы думаете что узнаем и чему научимся мы на уроке?

Конспект урока обучения грамоте Звук и буква Ж ж.

Мы узнаем новую букву Ж, определим какой звук эта буква обозначает и ответим на вопросы нашего учебника;

научимся читать слоги, слова с этой буквой

Предлагает учащимся поставить цель на данный урок.

Рассказываю что узнают и чему научатся на данном уроке.

IҮ. Открытие нового знания.

Работа с электронным приложением к учебнику

Составляем схему слова

Отгадайте загадку:

В жаркой Африке гуляет,

Длинной шеей управляет,

Сам высокий, будто шкаф,

Жёлтый в пятнышках … (жираф)

- Сколько слогов в этом слове? Докажите.

- Поставьте ударение.

- Назовите первый слог. (жи)

- Назовите первый звук в этом слоге. ( [Ж])

- Определите какой это звук, гласный или согласный? Докажите.

- Он звонкий или глухой? Докажите.

- Он твердый или мягкий?

- Посмотрите как пишется это слово

ЖИРАФ

- Какая буква стоит после Ж? (И)

- А мы знаем что буква И делает предшествующий согласный звук каким? ( мягким).

- А почему же у нас на схеме он обозначен твердым согласным звуком?

- Какой можно сделать вывод? (Звук [Ж] всегда твердый согласный звук)

- Есть ли пара у звука Ж?(Ш)

- Сравните эти звуки.

Ѵ. Музыкальная физминутка (песенка про жирафа)

Организует работу с электронным приложением к учебнику

Предлагает отгадать загадку и составить схему к отгадке с самопроверкой по электронному приложению.



Создает условия для определения характеристики нового звука



Создает проблемную ситуацию по выявлению твердости согласного звука [ж]

Отгадывают загадку.

Составляют схему проверяют на интерактивной доске.



Дают характеристику новому звуку, доказывают свои ответы.



Выясняют, что звук [ж] всегда твердый согласный звук

ΥI. Первичная проверка понимания. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения).

Работа с электронным приложением к учебника

1.Чтение слогов с буквой Ж

2. Чтение слог-слово

«Читалочка» стр. 42, №2

Жук-жало-жилы-жир

Уж-лыжи-лужи-чиж

3.Прочитайте слова:

ЛЫЖИ

ЛУЖИ

УЖИ

ЕЖИ

- Что объединяет все эти слова?

( слог ЖИ)

- А какое правило для написания слов с сочетанием ЖИ мы можем вывести?

Учебник стр. 26

(Читаем правило)



Работа с учебником стр. 25 1.Работа со словами - Прочитайте слова. - Прочитайте слово, которое написано с заглавной буквы. - Почему оно написано с заглавной буквы? (имя собственное)

2.Работа с текстом - Прочитайте текст про себя. - Читаем текст по цепочке. - Как можно озаглавить этот текст? (Жмурки) - Найдите в тесте слова, которые отвечают на вопросы: КТО? ЧТО? - Что обозначают эти слова? ( предмет) - Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАЛИ? - Что обозначают эти слова? (действие предмета)

3. Работа по содержанию текста. Подготовка к пересказу. - Во что стали играть дети? Прочитайте предложение. - Что сделали ребята? Найдите и прочитайте это предложение? - Что не мог сделать Женя? Прочитайте предложение. - Что кричали ему ребята? Прочитайте.

- Кто может пересказать этот текст.

Создает условия для работы с электронным приложением к учебнику

Организует работу с дидактическим пособием,

Создает условия для формирования умения читать по слогам и целыми словами

Создает проблемную ситуацию по правописанию сочетания ЖИ.

Организует работу с учебником.

Организует работу с учебником на странице 25

Предлагает самостоятельно прочитать слова найти среди них имя собственное и доказать свой ответ

создавать условия для формирования умения читать выразительно различные по жанру тексты;



формирует умения работать с текстом: пересказывать тест, находить нужную информацию в тексте, доказывающую приведенное утверждение

Читают слоги с буквой ж

Читают по слогам и целыми словами односложные и двусложные слова

Анализируют слова, делают вывод, что ЖИ пишется с буквой И

Читают правило на странице учебника

Читают слова, находят имя собственное, доказывают свое высказывание.

Читают текст про себя, по цепочке, озаглавливают данный текст.

Находят слова которые отвечают на вопросы: кто? что? что сделали? объясняют что обозначают эти слова.

Отвечают на вопросы учителя. Находят нужную информацию в тесте.

Пробуют пересказывать текст. ΥIII. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.

Работа с дидактическим пособием «Читалочка»

стр. 43, № 9

Игра «Кто больше?»( кто больше составит слов из данного слова)

ЖАВОРОНОК

Жар

Вор

Ор

Кожа

Ров

Рок

нора

Организует работу с дидактическим пособием «Читалочка» в парах

Работают в парах,

Из данного слова составляют как можно больше других слов. ΥIII. Рефлексия. - В чем сходство и различие звуков ш и ж?

Закончи предложения Сегодня на уроке - Я познакомился с … - Я узнал что … - Я хочу сказать спасибо …

Предлагает подвести итог урока, оценить свою деятельность на данном уроке.

Учащиеся начинают ответ со слов: Сегодня на уроке - Я познакомился с … - Я узнал что … - Я хочу сказать спасибо …

Список использованной литературы

В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. 2 часть. 1 класс. Москва «Просвещение», 2015.

А.В.Абрамов, М.И.Самойлова. Читалочка. Дидактическое пособие. Москва «Просвещение», 2015.

Т.В. Игнатьева. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. Москва «Экзамен», 2014.

Большой энциклопедический словарь. М: Сов. энциклопедия. 1991.

Советский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия, 1984.

Войнова Л.А., Жуков В.П., Молотков А.П. Фразеологический словарь русского языка. Санкт-Петербург: Вариант. 1994.

Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И. Детские писатели. Справочник. М: С-Инфо. Баллас. 1997.

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь М: Русский язык 1990.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М: 2008.

Кутявина С.В. Писатели в учебной литературе. Школьный словарик. Справочное пособие.М. «Вако». 2011.

Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. М. «Дрофа», 2003.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы, "Вако", Москва 2003.

Мозаика Детского Отдыха Внеклассные мероприятия 4 класс. "Вако", Москва 2005. Сухих И.Г. Занимательные материалы для начальной школы. М.: ВАКО 2004 Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. М: 1997. Волина В. Учимся играя. Занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова. Москва. Новая школа.1994



n-shkola.ru/subscription.html

nachalka.com/

1september.ru





© 2010-2022