• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока чтения 3 класс ОС «Школа 2100» Тема раздела: Любимые книги Тема: Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3)

Конспект урока чтения 3 класс ОС «Школа 2100» Тема раздела: Любимые книги Тема: Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока чтения 4 класс ОС «Школа 2100»

Тема раздела: Любимые книги

Тема: Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3) Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).



















Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД

1. Актуализация знаний.


Мы с вами на прошлом уроке познакомились с каким произведением? («Приключения Электроника») - А кто автор этого произведения? (Евгений Велтистов)

-Назовите годы жизни Велтистова? (1934-1989) -Кем хотел стать Евгений Серафимович? (продавцом книг) -Почему?

Ребенок: Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё.»

-Кем он стал? (журналистом) -Как выглядел Велтистов? (худой и поэтому казался длинным) Ребенок: В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом.

- Как называлось первое произведение Велтистова? (Приключения на дне моря)

-Как возник мальчик из чемодана?

Ребенок: Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к тёплому морю. Несёт чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжёлый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто - то есть? Может, там….. Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза, встанет и скажет: « Здравствуйте! Меня зовут Электроник…» Вошёл в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю.

Он был настоящим репортёром: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашёл, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю - фантасту Станиславу Лемму - увидеть атомный реактор в Дубне.

Е.С Велтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению в каникулы. Потом появилась вторая и третья часть книги под названиями «Ресси - неуловимый друг» и «Победитель невозможного».

Доктор физико-математических наук, профессор Сергей Петрович Капица назвал Электроника «Буратино наших дней», а его историю - сказкой , спроецированной в электронный век.

Умер Е.С.Велтистов в 1989 году.

Сегодня мы отправимся с вами в удивительную страну ФАНТАЗИЮ. Кто может попасть в эту страну? (ФАНТАЗЕР) И еще одно однокоренное слово ФАНТАСТИКА?

Фантазия

1. Способность к творческому воображению; само такое воображение.

2. Мечта, продукт воображения..

3. Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

4. Прихоть, причуда (разг.).

Фантазёр

1.Человек , который любит фантазировать, мечтатель;

2.Выдумщик,человек,который склонен фантазировать.

Фантастика - то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле.

Учитель: Издавна люди мечтали. Мечтали обо всём. Когда-то трудно было добывать огонь. 1000 лет понадобилось человеку, чтобы изобрести спички. А сейчас мы с вами уже стали забывать, что это такое, потому что есть зажигалка - бензиновая, газовая и даже электрическая! А уж полёты в космос могли привидеться только во сне. Но вот мы живём уже в XXI веке, и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии с Марса… Наука не стоит на месте, и, то, что казалось фантазией 100 лет назад, сегодня - реальность. Но фантастика как жанр литературы существует.

Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях, а переносит нас в далекое будущее.

Современная фантастика представлена в литературе основными направлениями: фентези, ужасы и научная фантастика.

- Определите жанр произведения. Это и не сказка, и не просто рассказ. А что это? (ПОВЕСТЬ, причем фантастическая)

Повесть «Приключения Электроника»- это научная фантастика? - ПРОБЛЕМА

- Кто такой Электроник? (робот) Робот - это машина, автомат, способный заменять человека. Обычно фантастические роботы напоминают человека. В реальности же робот может выглядеть совсем не по-человечески.

Я сейчас хочу познакомить вас с некоторыми из них. Они облегчают труд человека и приходят на помощь в трудную минуту. ( работа с рисунками уч-ся) - Как вы думаете, какие задачи мы можем поставить перед собой на сегодняшний урок? Задачи: 1) продолжить работу ….( по произведению) 2) учиться ….(выразительно читать, отвечать на вопросы, выражать свои мысли, излагать свои мнения, работать в группах) 3) развивать …..(воображение, фантазию, устную речь) -Чтобы выполнить эти задачи, давайте перенесёмся в фантастическую страну приключений. -Какое у вас было домашнее задание? - О том, как вы внимательно и вдумчиво читали, я узнаю после блиц-опроса. А сейчас получите листы самооценки для самостоятельного оценивания своей работы на уроке. 2.Блиц-опрос «Проверь себя». (если утверждения правильны, то ставите +, а если нет, - ) 1.Фамилия профессора - Громов. 2. Гостиница, в котором остановился Громов, называется «Дубки». 3.Профессор приехал из города Нефтеюганска. 4.Он прибыл на конгресс кибернетиков. 5.Чемодан Громова имел 6 ручек. 7.В чемодане находился Электроник. 8.Робота зарядили, вставив вилку в розетку. 9. Электроник после зарядки сгорел, испортился. 10. Он спрыгнул со 2 этажа. Сравните свои ответы с правильными на доске и оцените себя. Поднимите руки, у кого - «5»? «4»? «3»? Спасибо, молодцы! Дома вы прочитали текст (внимательно, не внимательно. Работая сейчас в группах, мы покажем свои знания, поможем исправить пробелы)

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.


















Работа с произведением Е. Велтистова «Приключения Электроника». 1. Работа с текстом до чтения. Прочитайте название 3 части. Как вы понимаете ее название? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Самостоятельное чтение текста (гл. I, ч. 3) учащимися вслух. Учитель и дети совместно ведут диалог с автором. Учитель использует также приём комментированного чтения.
Ночь. Со всего неба смотрят в окно звёзды. Луна спряталась за дом. У школы горит фонарь. - Ты хочешь спать? - Я никогда не сплю. - А что ты будешь делать? - Я буду читать. Давай мне книги. - Какие ты хочешь? Приключения? Про смешное? (Наверное, это любимые книги Сыроежкина.) - Давай всякие, - говорит Электроник. - И стихи давай. Стихи читать полезно. В каждой букве стихов полтора бита. - Каких таких бита? - удивляется Серёжка. - Бит - единица информации. В разговорной речи одна буква - это один бит. В стихах - полтора бита. Но это условное название. Можешь называть их как хочешь, хоть догами. (Вы поняли, что имел в виду Электроник? Да, в стихах «умещается» больше информации, например, за счёт подтекста.) - Вот тебе целый миллион догов, - говорит Серёжка, доставая с полки книги. - Сейчас я зажгу тебе лампу. А аккумуляторы тебе надо заряжать? - Я пришёл к выводу, что утром было очень сильное напряжение тока, поэтому я так быстро бежал. - А какое у тебя напряжение? - Сто десять вольт. - Ну, дело пустяковое. Сейчас я возьму трансформатор от холодильника, и будет как раз сто десять вольт. (С каким школьным предметом, скорее всего, дружит Сергей?) Серёжка тихонько принёс из коридора трансформатор и табуретку, взял со стола лампу и устроил друга в шкафу. Разделся, скользнул под одеяло, стал смотреть на светлую щель, разрезавшую шкаф сверху до низу. Он лежал, смотрел на золотую полоску, и ему очень хотелось встать, заглянуть в шкаф (Почему, вам понятно?) и ещё раз убедиться, не сон ли всё это. Но он слышал тихий шелест страниц, комариное гудение трансформатора, видел два белых провода, змеившихся из шкафа к розеткам, и улыбался в темноте... (Серёже очень хорошо, потому что Электроник рядом с ним.) Вдруг закружилась перед его глазами огненная карусель, подпрыгнули голубые шарики, заискрилась золотом лучистая звезда... И Серёжка уснул. ...Он вскочил, услышав щелчок замка, - это ушли родители. Распахнул дверцу шкафа и радостно засмеялся: Электроник дочитывал толстый том. (Вскочил, распахнул, радостно засмеялся... потому что...) - Доброе утро! - сказал Серёжка. - Есть миллион догов?
Электроник поднял голову: - Доброе утро. Пятьсот тысяч сто шестьдесят битов. - Ну и поумнел ты! - уважительно сказал Серёжка. - Сейчас я умоюсь, и мы будем смотреть коллекции. (Интересно, что коллекционирует Сергей?) На столе в кухне лежала записка: «Серёжа! Холодильник сломался. Продукты на окне. Обедай в столовой. Мы придём вовремя. Мама, папа». - Холодильник заработал, - пропел Серёжка, ставя на место трансформатор. - А обедать не хочу! Он вытащил из стола и шкафа свои ценности (Не просто коллекции - ценности!), уселся прямо на пол рядом с Электроником. Они рассматривали и обсуждали космические марки разных стран, перебрали коллекцию значков, сыграли в лото и в «Путешествие по Марсу», смотрели картинки в старых журналах, разгадывали головоломки. Серёжка то и дело хохотал, хлопал друга по плечу. Электроник выигрывал во всём, а головоломки он распутывал, едва к ним притронувшись. - Хочешь, я тебе всё подарю? - предложил Сыроежкин. (Почему Сергею так важно что-то подарить Электронику?) - Зачем? - спокойно возразил Электроник. - Я больше ничего не хочу глотать. - Ну, тогда это будет нашим. Твоё и моё. Да?.. Ой! - Сергей вскочил, взглянул на часы. - Двадцать минут до урока! Он схватил учебник, лихорадочно забормотал: - Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов. Квадрат гипотенузы... квадрат катетов... - Это теорема Пифагора, - сказал Электроник. - Она очень простая. - Простая-то простая, а у меня в журнале вопрос. И я не учил. Электроник взял бумагу и карандаш и мгновенно нарисовал чертёж. - Вот доказательство Евклида. Есть ещё доказательства методом разложения, сложения, вычитания... Сыроежкин смотрел на друга, как на чародея. - Здорово! - выдохнул он в восхищении. - Мне бы так... Но Сыроежкину пара обеспечена. - Что такое пара? - заинтересовался Электроник. - Ну пара... это двойка... или плохо. - Плохо, - повторил Электроник. - Понятно. Я читал в одной книге: из любого положения есть выход. Это авторитетное и проверенное высказывание. - Выход? - Сергей задумался. - Выход есть... - Он прямо взглянул в глаза Электронику и покраснел. - А ты не можешь пойти вместо меня? (Вы поняли, почему Сергей покраснел?) - Я могу, - бесстрастно сказал Электроник. (Бесстрастно - то есть ... не выражая никаких эмоций, спокойно, равнодушно.) Глаза у Серёжки заблестели. - Давай так, - он облизнул пересохшие вдруг губы. - Сегодня ты будешь Сергей Сыроежкин, а я - Электроник. Смотри! - Серёжка подвёл друга к зеркалу. - Вот ты и я. Слева - я, справа - ты. Теперь я перейду на другую сторону. Смотри внимательно. Ничего не изменилось! Опять справа - ты, а слева - я. Точно? - Точно! - подтвердил Электроник. - Сегодня я - Сергей Сыроежкин. - Чур-чура, это наша тайна, - предупредил Серёжка. - Понимаешь, тайна! Никому, хоть умри, ни слова. (Почему Сергею важно сохранить в тайне этот договор?) Поклянись самым святым! - Чем? - спросил Электроник. - Ну самым важным. Что для тебя самое важное? Электроник подумал. - Чтоб я не сломался, - промолвил он. - Так и скажи: «Чтоб я сломался, если выдам эту тайну!» Электроник хрипло повторил клятву. - Слушай внимательно! - сказал Сергей. - Ты берёшь портфель и идёшь в школу. Вон она - во дворе. Ты идёшь в седьмой класс «Б» - на первом этаже первая комната налево. Как войдёшь, садишься за вторую парту. Там сижу я, а передо мной Макар Гусев, такой здоровый верзила. Он пристаёт и дразнится, но ты плюнь на него. (То есть отношения с Макаром Гусевым у Сергея... (дети договаривают). И что Сергей предлагает Электронику? - Не обращать внимания.) Дальше всё идёт как по маслу. На первом уроке ты рисуешь, на втором отвечаешь теорему Пифагора, а третий урок - география. Ты знаешь что-нибудь из географии? - Я знаю все океаны, моря, реки, горы, города... - Отлично! Ты запомнил? Электроник повторил задание. Он запомнил всё превосходно. Серёжка моментально собрал портфель и выглянул на всякий случай на площадку: нет ли Макара Гусева? Сверху донёсся топот. Это бежал по лестнице Профессор - Вовка Корольков. - Привет! - крикнул он. - Ты ещё не читал «Программиста-оптимиста»? Там написано, что ты чемпион мира по бегу! (Это шутка или всерьёз?) Сыроежкин пожал плечами: - Подумаешь, чемпион! Вы ещё не то обо мне узнаете! Он вернулся в квартиру и сказал Электронику: - Помнишь эстраду в парке, где мы вчера спаслись от погони? Ты найдёшь её? После уроков приходи туда. 2) Выполнение задания в «Тетради по литературному чтению» (II.3). 3. Работа с текстом после чтения. 1) Беседа после чтения: Словарная работа. Чародей - волшебник Верзила - Высокий и нескладный человек Теорема Пифагора Доказательство Эвклида Эстрада - сценическая площадка для артистов, чтецов и т.п., выступающих перед публикой. - Любит ли читать Сыроежкин? О чем? - А что любит читать Электроник? Как вы понимаете его слова: «Стихи читать полезно. В каждой букве стихов полтора бита.» - С каким школьным предметом, вероятно, дружит Сережа. - Почему ему хотелось заглянуть в шкаф? Стр.18 - Вы согласны, что встреча с Электроником стала для Сергея настоящим событием? Найдите доказательства в тексте 3-й части. - Найдите фрагмент текста, доказывающий, что Сереже очень хорошо с Электроником. Стр. 19 - Почему так важно для Сережи что-то подарить Электронику? - Почему Сергей покраснел, когда придумывал выход из ситуации? Стр.20 - Почему Сергей хочет сохранить в тайне их договор? - В каких отношениях Сыроежкин с Макаром Гусевым? - Почему он советует Электронику: «Но ты плюнь на него».
2) - О чём мечтает Сыроежкин, отправляя вместо себя в школу Электроника?
Письменный ответ на вопрос в тетради (задание III.4, 5).
А вот что было дальше, вы узнаете, прочитав произведение. Это приключения электронного мальчика, а вы ученики-живые люди, какие приключения могут произойти с вами? -не выучил урок -подрался -завоевал, какое-либо место в соревнованиях, конкурсах и т.д.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.



ΙΙΙ. Итог. -Итак, мы с вами тоже хорошо сегодня поработали, прямо-таки как роботы. Давайте оценим свои труды. Кто был активен на уроке? - Давайте вернёмся к задачам урока. Смогли ли мы их решить? - Чему мы научились на уроке? - Что я узнал нового? - Что вам показалось на уроке самым интересным?

ΙV. Домашнее задание.
Самостоятельное чтение части 4 (с. 21-25), задания III.4, 5 в тетради (завершение работы).

Фантазия

1. Способность к творческому воображению; само такое воображение.

2. Мечта, продукт воображения..

3. Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

4. Прихоть, причуда (разг.).

Фантазёр

1.Человек , который любит фантазировать, мечтатель;

2.Выдумщик,человек,который склонен фантазировать.

Фантастика - то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле



1.Фамилия профессора - Громов. 2. Гостиница, в котором остановился Громов, называется «Дубки». 3.Профессор приехал из города Нефтеюганска. 4.Он прибыл на конгресс кибернетиков. 5.Чемодан Громова имел 6 ручек. 6.В чемодане находился Электроник. 7.Робота зарядили, вставив вилку в розетку. 8. Электроник после зарядки сгорел, испортился. 9. Он спрыгнул со 2 этажа.



  1. + 9. +

  2. +

  3. -

  4. +

  5. -

  6. +

  7. +

  8. -

15

© 2010-2022