- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа и КТП по ИЗО 2 класс Школа России
Рабочая программа и КТП по ИЗО 2 класс Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белорус Е.В. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.Керчи Республики Крым « Школа № 26»
Рассмотрено : Согласовано: Утверждаю:
на МО учителей Зам. директора по УВР Директор МБОУ г.Керчи
начальной школы ____________Короткова И.В. РК «Школа № 26»
руководительМО- «____»_______________2015 ____________О.Д.Гудков
__________Белорус Е.В. «___»_____________2015г.
Протокол № ___
от «___»__________2015г.
Рабочая учебная программа
по изобразительному искусству
для 2 класса
Составил:
учитель начальных классов
Белорус Елена Вячеславовна
2015г.
Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Н.А.Ноговицына, на основании авторской программы академика Б.М. Неменского и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования, ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту , входящему в УМК «Школа России».
Общая характеристика учебного предмета Содержание предметного курса ориентировано на реализацию приоритетных направлений художественного образования:
- приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
- овладение способами художественной деятельности,
- развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане На изучение предмета во 2 классе отводится 1ч в неделю, всего 34 ч.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Результаты изучения курса
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения искусства у обучающихся: • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством; • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус; • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность; • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир; • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Обучающиеся: • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира; • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства; • научатся различать виды и жанры искусства, Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса К концу обучения во втором классе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства. В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (2 класса)
ИСКУССТВО И ТЫ КАК И ЧЕМ РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК?- 8ч. Три основных цвета - желтый, красный, синий. Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. -2ч. Выразительность материалов для работы в объеме. Неожиданные материалы (обобщение темы). РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ - 8ч. Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия.-2ч. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО- 10ч. Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ.-2ч. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чем говорят украшения. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).-2ч. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО-8ч. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Пятно как средство выражения. Силуэт. Ритм и движение пятен. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. Обобщающий урок года.
Учебно-методическое обеспечение -Н.А.Ноговицына , «Изобразительное искусство 2 класс», рабочая программа и система уроков по учебнику под редакцией Б. М. Неменского, -Волгоград, издательство «Учитель», 2012г. -Учебник Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс; -Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы. (под редакцией Б. М. Неменского) Интернет -ресурсы… Наглядные пособия: • Таблицы • Наборы предметных (сюжетных) картинок. Материально-технические средства:
- Классная доска
- Наборное полотно
- Телевизор
- Магнитофон