- Преподавателю
- Начальные классы
- Родительское собрание по патриотическому воспитанию Гражданин воспитывается с детства (1 класс)
Родительское собрание по патриотическому воспитанию Гражданин воспитывается с детства (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Комполь Г.А. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сиротинская средняя общеобразовательная школа
Иловлинского муниципального района Волгоградской области
Работа на конкурс методических разработок родительского собрания
«Семья как специфическая среда патриотического воспитания ребёнка»
Родительское собрание в 1 классе
«Гражданин воспитывается с детства»
Разработала
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МБОУ Сиротинской СОШ
Комполь Галина Анатольевна
2015 год
Пояснительная записка
«Патриотическое воспитание - основа формирования личности». Что такое патриотизм? Какого человека можно назвать патриотом? Условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс, нацеленный на воспитание патриота, гражданина своей страны. А каким должен быть патриот в настоящее время? Большинство людей считает, что патриотизм - это чувство любви к своей Родине, способность на смелые и героические поступки, ответственность за свой вклад в развитие своей страны и общества. Когда маленький человек начинает осознавать мир вокруг себя, уже в этот момент важно формировать у него чувство сопричастности к семье, к школе, к обществу. Это чувство формируется только в том случае, если взрослый хочет, а главное умеет увидеть и показать «маленькому гражданину» все события, правила, нормы, которые связывают ребенка с обществом, в котором он живет. Как легко формируется у ребенка чувство гордости за свою Родину, когда читаешь вместе с ним произведения о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны! Тема патриотизма - ныне важная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Воспитание патриотизма должно начинаться и укрепляться в семье. Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Родители должны понимать, если они не смогут воспитать у ребенка трепетного отношения к своей Родине, своему народу, культуре, истории, то уважительное и трепетное отношение ребенка к своим родителям, близким, данное нам от природы, тоже не сформируется. Умение видеть во всем окружающем частичку себя, своих мыслей, чувств, поступков - это начало патриотического воспитания. Из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом - складывается великое чувство патриотизма. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию информации, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. К таким методам относится «Семейный совет», направленный на совместное принятие решений, научение членов семьи слушать и слышать друг друга. Семейный совет помогает договариваться членам семьи и нести ответственность за свое решение. Тогда, возможно, семья - это то, за что ты волнуешься. Вероятно, это и есть то самое чувство патриотизма, чувство доброе и свободное. Тема родительского собрания: «Гражданин воспитывается с детства» Цели:
- расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей;
- познакомить родителей с приёмами и методами патриотического воспитания.
- Спокойная обстановка
- Не заниматься попутно каким - либо делом, не говорить вполоборота
- Заранее приготовить предложения
- Настроиться на дружеское совместное участие в решении проблемы
- Завершать совет дружеской семейной традицией (обняться, похлопать друг друга по плечу и т.п.)
- примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях - предмет для гордости и подражания;
- примеры самоотверженности и того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной (но ни в коем случае не чужой!) жизни.
2 задание. Учитель: Групповая работа по бланку. Ответ на вопрос: «Патриотическое воспитание в семье - это миф или реальность?». (Приложение 4) 2 этап. Учитель проводит краткий анализ коллективных высказываний групп и помогает собравшимся определить действенные формы патриотического воспитания в семье и в школе, необходимость взаимодействия в решении данной проблемы. 3 задание. В развитии и воспитании младших школьников значительное место занимают родители. Следующее задание: составьте памятку для родителей по организации патриотического воспитания школьников в семье. Включите в неё те пункты, которые Вы, по личному опыту, считаете наиболее актуальными. На работу отводится 5 минут. О готовности группа сообщает поднятием руки. (Каждая группа продумывает памятку для родителей. Затем зачитывает свой вариант. Далее происходит обсуждение каждой её версии. После этого зачитывается окончательный вариант). (Приложение 5) Рассматривание, обсуждение и принятие плана семейных мероприятий по патриотическому воспитанию. Приложение 6) Решение собрания (в виде рекомендаций): 1.Рекомендовать классному руководителю включить предложенные родителями формы организации работы в программу внеурочной деятельности класса. 2.Обсудить материалы родительского собрания в семьях учеников класса. Для этого все родители получают памятки о воспитании патриотизма. 3. Вести работу по патриотическому воспитанию в семье согласно плану мероприятий. Рефлексия. - Вот и закончился наш семейный совет! Надеемся, что он не прошел для Вас даром. Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. В конце нашего собрания прошу участников оценить совместную деятельность. Игра SMS. Родители на рисунках телефонов пишут краткие сообщения учителю с использованием ключевых фраз: меня поразило, меня удивило, я узнала, показалось интересным, я довольна, я не довольна, меня воодушевило.
Список литературы
- Асмолов А.Г. Семейное воспитание. - Москва, 2008 г.,
- Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. - Санкт-Петербург, 2011 г.,
- Метенова Н.М. Родительские собрания. Методическое пособие. - Ярославль, 2008 г.,
- Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001.
- wiki.iot.ru/index.php/Мастерская_Родительское_собрание
- Работа с родителями. Практические рекомендации по воспитанию детей 2-7 лет. - Волгоград, 2011 г.
- Овчинников И. Г. Будь гражданином - М., 1989.
- Чечет В. В. Патриотическое воспитание в семье? - М., 1989.
Приложение 1. ПРИГЛАШЕНИЕ Уважаемые___________________________________________________ Приглашаю Вас на родительское собрание, на котором я предлагаю обсудить следующие вопросы: 1. Что такое патриотизм? 2. Возможно ли патриотическое воспитание в семье, в школе? 3. Нужно ли в семье воспитывать патриотов и граждан страны? 4. Ступени формирования патриотизма у детей. 5. Разработка плана семейных мероприятий по патриотическому воспитанию. Мы все нуждаемся в поддержке и взаимопонимании в трудном деле воспитания наших детей. Без обратной связи очень трудно принять взвешенное решение относительно того, что действительно необходимо нашим детям. Надеюсь, что наша встреча будет интересна и полезна. Заранее благодарна за сотрудничество.
Дата собрания:_________________________Время:_________________________ P.S. Предполагаемая продолжительность собрания 1 час.
Приложение 2. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
- Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Возможно ли патриотическое воспитание в семье, в школе?
_______________________________________________________________
- Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей младшего школьного возраста?
- Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
- Как Вы считаете, следует ли знакомить детей младшего школьного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
- Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?
- Что бы вы посоветовали классному руководителю для того, чтобы неформально развивать патриотизм и гражданственность учащихся?
- Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности учащихся?
- Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности учащихся?
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 3. 1. Патриот - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
2. Патриотизм - почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей родины, любовь и забота о данной территории, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни.
3. Патриотизм - уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель этого - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства.
4. Патриотизм - делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников.
5. Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину, и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб.
6. Настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.
7. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Приложение 4. Вопрос: Патриотическое воспитание в семье - это миф или реальность? Если да, то как?
Как должно быть?
Аргументы «за»
Если нет, то в чем причины? (сдерживающие факторы)
Как на самом деле?
Аргументы «против» Что для этого должно быть сделано?
Что еще можно сделать?
Что еще не ясно?
Что должны сначала сделать?
Что я уже делаю? (обмен опытом)
Приложение 5
Памятка для родителей
1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Посещайте с ребёнком музеи, краеведческий и боевой славы. 5. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. 6. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своей станицы. 7. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. 8. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. 9. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. Д.
10. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
Приложение 6.
План семейных мероприятий по патриотическому воспитанию. № Семейное мероприятие Дата проведения Выполнение
Приложение 7.
Плакаты «Известные люди о воспитании любви к Родине»
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» (А.С.Макаренко)
«Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком» (В.Белинский)
«Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу» (Уильям Теккерей)
«Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине» (А.И.Герцен)
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности» (В.А.Сухомлинский).
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». ( С. Михалков)