- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая тетрадь к занятиям по внеурочной деятельности «Богатыри земли русской! 1 класс
Рабочая тетрадь к занятиям по внеурочной деятельности «Богатыри земли русской! 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мирошникова Е.Ю. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
На улице большого города стоит дом.
В одной из квартир живёт совершенно необыкновенный человек. Каждый день он отправляется в путешествие на машине времени по разным временам и странам.
Давайте тихонько приоткроем дверь и
заглянем в кабинет.
Каких только вещей здесь нет: одежда, посуда, мебель, монеты, оружие, старинные карты
и рукописи, солнечные и водяные часы.
Специальность нашего героя интересная
и сложная - он историк.
Путешествовать в прошлое непросто.
К каждой экспедиции нужно тщательно готовиться, знать множество деталей: в каких домах люди жили, во что они одевались, что пили и ели, какими расплачивались деньгами, на чём писали, каким богам поклонялись. Необходимо следовать законам и обычаям каждой страны, знать её праздники,
обряды и многое другое.
Дорогой друг!
Ты начинаешь изучать новый
предмет - историю, и твоё путешествие продлится не один год. Знания, которые ты получишь, помогут тебе в дальнейшем ориентироваться в любой обстановке.
Итак, смелее в путь!
З Н А К О М С Т В О С И С Т О Р И Е Й
• Рассмотри эту картинку и впиши в соответствующие клеточки кроссворда названия предметов, на которых стоят номера.
Если ты правильно выполнишь это задание, то в первой вертикальной линейке прочтёшь название той науки, о которой будет идти речь.
• Какие инструменты используют археологи во время раскопок?
Закрась их жёлтым цветом.
• Внимательно рассмотри изображённые предметы. Попытайся придумать рассказ от лица любой вещи о своём прошлом.
• Какие вещи, изображённые на рисунке, могли быть найдены археологами во время раскопок?
Отметь цифрами:
1- вещественные источники;
2 - письменные источники.
На этой картинке раскрась:
-
вещественные источники - зеленым цветом,
-
письменные источники - желтым цветом,
-
устные источники - голубым цветом.
-
Распредели находки по тем хранилищам, где они должны находиться.
С Т А Н О В Л Е Н И Е Ч Е Л О В Е К А Сравни современных человекообразных обезьян орангутана, гориллу и древнего предка человека. Чем они похожи? Чем питаются?
Животных, которые питаются растениями, учёные назвали растительноядными. Растительноядными были и первые древние люди. В древности волки и львы были очень крупными с густой длинной шерстью, которая спасала от холода, с огромными зубами и когтями. Волки и сейчас охотятся стаей, львы - семьёй, а тигр - в одиночку.
Животных, которые питаются другими животными, называют хищниками.
Предки человека
Первые древние люди жили в жарком поясе. Там было тепло круглый год, всегда была растительная пища. Постепенно люди стали заселять более холодный умеренный пояс. Но растительная пища там была лишь в тёплое время. И человек стал охотником.
Подумай, что потребовалось людям для жизни в более холодных условиях.
Человек - охотник и кочевник Люди, кроме растений, стали есть мясо животных. Животная пища более сытная, её нужно меньше. Но добывать её гораздо труднее. Человек научился изготавливать стрелы, копья с каменными наконечниками и орудия для обработки шкур и разделки мяса. Охота ускорила расселение людей по Земле. Весной они шли за стадами животных на земли умеренного пояса, где росло много сочной зелени. А зимой, когда всё покрывалось снегом, люди двигались вслед за травоядными животными к новым пастбищам в более тёплые края. Образ жизни людей стал различаться. Одни постоянно жили в тёплых краях, а другие стали охотниками-кочевниками. Сравните охоту хищных животных и древних людей. Что помогало людям охотиться?
-
Подумай, из чего люди могли делать орудия и оружие? Нарисуй их.
Древние люди менялись не только внешне. У них развивался мозг. Из-за потребности общаться друг с другом у них появилась речь. Люди учились думать и рассуждать. Чтобы выжить, они познавали окружающий их мир. Накопленные знания помогали им создавать орудия труда и оружие. С помощью разных орудий люди стали обрабатывать землю, собирать урожай. Они учились из мяса и растений готовить разнообразную пищу.
Посмотри, какими были орудия труда у древних людей.
Нарисуй, какими они стали у современного человека.
-
Здесь нарисованы группы людей, которые относятся к разным этапам развития человека. Рядом с каждой группой поставь соответствующую цифру: 1, 2, 3, 4.
Б У Д Е М З Н А К О М Ы !
Моё имя__________________________________
ИМЯ - это личное название человека, которое ему дают при рождении. У каждого имени есть своё толкование. Например, Артём - здоровый. Марина - морская, Андрей - мужественный. А знаешь ли ты, что означает твоё имя?____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Выясни у родителей, кто и почему тебя так назвал?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В давние времена люди называли новорожденных в честь святых, которых славила церковь в этом месяце. Например, именины Ильи - 2 августа, Павла - 12 июля.
А знаешь ли ты день своего имени - свои ИМЕНИНЫ ?
Узнай, запиши и запомни его___________________________________________________________
ОТЧЕСТВО на Руси появилось не сразу, его разрешали иметь только людям, заслуживающим доверие царя. Сейчас отчество имеет каждый, и даётся оно по личному имени отца. Если твой папа Алексей, то ты Алексеевич или Алексеевна.
Запиши свое отчество________________________________________________________________.
ФАМИЛИИ долгое время были привилегией людей с положением, а для простых людей фамилия была «недоступной роскошью». Фамилия человека - это наследуемое семейное наименование.
Напиши свою фамилию _______________________________________________________________
Дата твоего рождения _________________________________________________________________
М О Й П О Р Т Р Е Т
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька - твой сосед, -
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ!
А Кушнер
М О Я Р О Д О С Л О В Н А Я
Родословная есть у каждого человека. Это родовое «дерево»: корни - это ваши предки,
ветви - это ваши родители, а листья - это вы. Как вы догадались, ваш род происходит от одного предка.
Построение родословной происходит по принципу перевернутого дерева.
Все родственники-мужчины изображаются в прямоугольниках, а женщины - в овалах.
Каждое поколение располагается строго на одной линии.
А теперь попробуй нарисовать свою родословную.
Впиши в нарисованные фигуры фамилию, имя и отчество своих родственников
СТЕПЕНИ РОДСТВА
Существует шесть степеней родства (отношений по крови).
С т е п е н и р о д с т в а
первая степень родства
Отец и сын. Отец и дочь. Мать и сын. Мать и дочь.
ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Дед и внуки. Бабка и внуки.
ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Прадед и правнуки. Дядя и племянники. Тетя и племянники.
ЧЕТВЕРТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Двоюродные сестры и братья. Двоюродный дед и внучатые племянники (племянницы). Двоюродная бабка и внуча тые
племянники
(племянницы).
ПЯТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Двоюродный дядя и двоюродный племянник (племянница).
ШЕСТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Троюродные братья и сестры.
ТЕРМИНЫ РОДСТВА
Бабка, бабушка - мать отца или матери, жена деда.
Брат - каждый из сыновей одних родителей.
Братан, братаник, братеня, братеник, брательник - двоюродный брат.
Братанна - дочь брата, племянница по брату.
Брательница - родственница вообще, двоюродная или дальняя.
Братыч - сын брата, племянник по брату.
Внук - сын дочери, сына, а также сыновья племянника или племянницы.
Внучка, внука - дочь сына, дочери, а также дочери племянника или племянницы.
Дед - отец матери или отца.
Дедина, дедка - тетка по дяде.
Дедич - прямой наследник по деду.
Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.
Дщерич - племянник по тетке.
Дщерша - племянница по тетке.
Дядя - брат отца или матери.
Таким образом, дядя и тетя - брат и сестра матери или отца. «У тетки баловень племянник,
а у дяди племянница», - замечает народная мудрость.
Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.
Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.
Отценачальник - старший в поколении.
Отчинник, отчич-сын, наследник.
Племянник - сын брата или сестры.
Племянник и племянница - сын и дочь брата или сестры.
Внучатыми племянниками называют внуков брата или сестры.
Кстати говоря, внучатые родственники - это любая родня в третьем колене (троюродная): внучатым братом могут назвать сына двоюродного дяди.
В сравнительно недавнюю эпоху к этим исконно русским терминам родства прибавились французские по происхождению слова - кузен и кузина, обозначающие двоюродных брата и сестру, а также любых дальних кровных родственников в одном колене.
Племянница - дочь брата или сестры.
Племяш - родич, родственник.
Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род. Пращур-родитель прапрадеда, прапрабабки.
Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословная. Сестра - дочь одних родителей.
Сестренница - двоюродная сестра, дочь сестры отца или матери.
Сестренка, сестрина, сестричка - двоюродная сестра.
Сестренич, сестрич - сын сестры отца или матери, племянник по сестре.
Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.
Тетка, тетя - сестра отца или матери.
Поговори с родителями и выясни, кто из родственников кем тебе приходится?
А, может быть, и мы с тобою родственники?
МОЯ СЕМЬЯ
МОЙ ПАПА: МОЯ МАМА:
_______________________________________________________________________
Он работает: ____________________ Она работает:_______________________________
Наша дружная семья
ПАПА, МАМА и, конечно, Я!
Семья важна для каждого человека. Всем членам семьи нужно проявлять тепло и заботу друг к другу, уважать р одных и близких.
ПОМНИ: научишься жить с близкими - будешь жить в мире и с другими людьми.
Недаром русская пословица гласит: «Лучший клад, когда в семье лад».
Кто еще есть в твоей семье?______________________________________________
Есть ли у вас любимые семейные праздники?_______________________________
Я люблю с мамой________________________________________________________
Мне нравится с папой____________________________________________________
Наше любимое семейное блюдо____________________________________________
НАРИСУЙ СВОЮ СЕМЬЮ
И С Т О Р И Я НА К А Р Т Е. Ф И З И Ч Е С К А Я К А Р Т А П О Л У ША Р И Й
На плане изображают сравнительно небольшую по площади местность: школьный участок, село, город. Чтобы изобразить большую территорию - область, страну или всю Землю - составляют карту. Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Перед вами изображение Земли, условно разделенное на два полушария - западное и восточное. Для того, чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и ее форму, ученые изобрели модель Земли - глобус. На нем размеры нашей планеты уменьшены в десятки миллионов раз.
В КАКОЙ СТРАНЕ Я ЖИВУ
-
ОТ ЭТОЙ ТОЧКИ ПРОВЕДИ СТРЕЛКУ К СВОЕЙ СТРАНЕ………………………
• Это место отведено специально для твоего творчества.
Нарисуй здесь свой остров, и дай названия бухтам, рекам, горам, озёрам, водопадам, лесам и другим объектам, которые там находятся.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Зайчишка - трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашёл, Капустку нашёл - Сидит, грызёт. Иван, Иван, Вырывай бурьян, Чтоб росла репка Сладкая и крепкая, Чтобы рос огурец,
Длинноусый молодец.
Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик- Там ребята бегут, Тебе ножки отшибут.
Ай, кто-то идёт!
Константин Маковский
Портрет детей художника
П О Л Н А Б О Г А Т Ы Р Я М И З Е М Л Я Р У С С К А Я
Русские доспехи
Бои с кочевниками требовали быстроты, поэтому доспехи на Руси не становятся такими тяжёлыми и неподвижными, как у рыцарей Западной Европы. Конное войско состояло из копейщиков и лёгкой кавалерии - лучников. Тяжёлый удар копейной кавалерии решал исход битвы. Главным оружием служили лук со стрелами, меч, топор, кистень, булава. Впереди конницы выступала пехота, начинавшая сражение. Вооружалась она разнообразными видами оружия: метательными, рубящими и ударными. Оружием служили походный топор, тяжёлое копьё, дубина и рогатина. Для обороны пехотинцы использовали большие щиты. Голову воина оберегал шлем. В древнерусских документах он назывался шелом. Тело воина защищала кольчуга или панцирь.
Кольчугу делали из железных колец. Сначала надо было изготовить проволоку (длиной до 600 метров). Потом её сворачивали в спираль, которую разрубали по одной стороне. Получались круглые разомкнутые кольца. Половину их сваривали. После этого у оставшихся колец дополнительно расплющивали разъединённые концы, и на этом месте пробивали отверстия для заклёпок.
Затем можно было собирать кольчугу. Каждое разомкнутое кольцо соединялось с четырьмя целыми и склёпывалось. Работа эта требовала большой точности и умения. Иногда в кольчугу вплетали медные кольца, что придавало ей нарядный вид. После сборки кольчугу чистили и шлифовали до блеска. Панцирь - это доспехи из металлических пластин, которые скреплялись между собой ремешками. Панцирь надевали поверх стёганой куртки или кольчуги.
Рассмотрев рисунки, определи какое оружие используют дружинники в бою.
Как ты думаешь, для чего русские Рассмотри одежду русского дружинника. дружинники зажигают факел? Перечисли доспехи.
Рассмотри рисунки старинного оружия, доспехи древнерусского воина и сделай их зарисовки.
- СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ (на выбор)
Г Е Р О И Р У С С К И Х Б Ы Л И Н
В. Васнецов. Боян И.Глазунов. Боян
О русских богатырях - героях, действительно существовавших, подвиги которых сохранились навсегда в памяти нашего народа, мы узнаем из былин.
Само название «былина», то есть быль, показывает, что речь в них ведется о том, что было, что имело место в жизни. Народ называл их еще «старинами», то есть песнями о старине.
Былины появились в ранний период истории древнерусского государства, в XI-XII веках. Влиятельными городами тогда были на Руси Киев и Новгород. А Москва в то время была совсем маленьким поселением и не играла в жизни государства значительной роли. Поэтому действие былин чаще всего происходит в Киеве и Новгороде.
Читая былины, мы узнаем, как жили наши предки, как были устроены древние города, их крепости и защитные башни, какое было оружие у мужчин, какие наряды носили женщины и многое-многое другое.
Певцы былин подчеркивали, что рассказываемое ими действительно было. Часто они заключали былину словами: «То старина, то и деяние».
Былинный стих имеет особенный строй, ритм. Это нечто среднее между пением и рассказыванием. Торжественность тона сочеталась с живыми разговорными интонациями. Певцы былинные сопровождали свою текучую речь игрой на гуслях.
Главные герои былин - богатыри. Все в их деяниях величаво, крупно, удивительно. Богатыря отличает огромная физическая сила: он и ест, и пьет как существо необыкновенное - выпивает единым духом чару в полтора ведра. Богатыри бьются с недругами - рубятся «по двенадцати дней, не пиваючи, не едаючи», орудуют в бою тяжелой палицей налево и направо, так что враги валятся, как подкошенная трава…
Мой юный друг!
Перед тобой 2 часть необычной книги-путешествия-
книжка-раскраска,
которая называется «С богатырём в Древнюю Русь».
Ты наверняка знаешь русских богатырей,
храбрых воинов, защитников Руси-матушки.
Действия былин происходят в древнерусских городах:
Киеве, Ростове, Муроме, Чернигове,
в просторных каменных палатах, на княжеском дворе,
на городских улицах и торговых площадях.
Давай, дружок, вместе с русским богатырём совершим
путешествие в Древнюю Русь. Запасись цветными карандашами, и тогда, раскрашивая рисунки художника, ты станешь активным участником путешествия.
И так, снова в путь…..
-
Найди на рисунке изображение разбойника,
раскрась и напиши в клеточках, как его зовут.
Много на Руси было славных богатырей: и Илья Муромец, и Алёша Попович, и Добрыня Никитич.
Богатырям под стать и вооружение было: надевали латы кольчужные, застёгивали пуговки жемчужные, в налучник тугой лук и двенадцать стрел клали, брали палицу богатырскую, копьё длинное, меч-кладенец.
-
Найди и раскрась на большом рисунке части доспехов, которые нарисованы в рамочках.
-
Что напутал художник в рисунке? Закрась лишние предметы.
Едет русская дружина по чисту полю и видит рать басурманскую. Окружили, обложили со всех сторон. И столько силы той неверной нагнано, что от крику, от ржания конского шум стоит, будто гром гремит.
-
Найди ошибки, которые допустил художник. Раскрась рисунок такими цветами, которые тебе кажутся наиболее подходящими, а лишние предметы оставь незакрашенными.
Выехали богатыри русские в чисто поле сразиться с врагом. Бьют басурман, как траву косят, когда мечом, когда копьём, когда тяжёлой боевой палицей. Не устояли враги, разбежались кто куда.
-
Помоги русским богатырям сразиться с врагом. Найди, какое оружие кому принадлежит. Попробуй нарисовать его в руках богатырей.
Много нечисти разной на Руси водилось. Приходилось богатырям не только с иноземными врагами сражаться, но и побеждать сказочных чудищ. Иначе, какой же он богатырь, если со Змеем Горынычем сразиться не может?
-
Найди на рисунке, кто из богатырей с кем сражается.
-
Проведи линии разными цветами и впиши в клеточки имена богатырей.
-
Напиши внизу рисунка, кто здесь изображён. А где была скрыта его сила, ты узнаешь, если правильно отгадаешь слова и напишешь их в клеточках.
Пока богатырь сражался с разной нечистью, сбился он с дороги. Не знает, куда дальше идти. Вдруг видит, у дороги лежит большой камень. «Вот он-то мне и укажет путь», - думает богатырь. Но стёрлись буквы на камне, ничего не прочесть.
-
Помоги богатырю отыскать правильную дорогу в стольный Киев. Закрась её красным цветом.
А вон и город вдали виднеется. Издали блестят на солнце маковки церквей. Чем ближе к городу подъезжаем, тем больше народу встречаем. Кто продавать идёт, кто покупать, а кто счастье искать. А в город просто так не войти: он высокой стеной с круглыми остроконечными башнями окружен.
-
Найди на рисунке и раскрась одинаковые башни.
У ворот стража стоит. Внимательно смотрит, чтобы никто чужой в город не пробрался.
Воины как две капли воды друг на друга похожи. Похожи, да не совсем.
-
Найди на рисунке отличия и раскрась стражников.
Молва о подвигах богатыря быстрее коня летит. Только подъехал он к воротам,
а из них уже народ валит, встречать героя русского.
-
Раскрась картинки по своему желанию.
Устал наш герой, хлеба-соли отведал, попросил воды испить ключевой. Подошла к нему красавица с коромыслом через плечо. Напился богатырь, коня напоил. Залюбовался узорами на её сарафане.
-
Посчитай, чего больше: цветочков или листочков на узоре. Раскрась одежду русской красавицы.
Подъехал богатырь к княжескому терему. Тогда строили на Руси терема и палаты. Сначала из дерева, а затем из белого камня. Украшали их резьбой, фигурами животных разных. А вот на красное крыльцо выходит сам князь с дочерьми. На князе - атласный кафтан, подпоясанный шёлковым поясом с золотой бахромой. Сверху прямая накидка без застёжек. Из тонкого сукна, с прямыми рукавами, откинутыми назад. На ногах сафьяновые сапожки. На дочерях были платья длинные, расшитые золотой тесьмой, жемчугом. Подол платьев украшен парчой, бисером, самоцветами.
-
Найди различия в костюмах дочерей князя и раскрась их наряды.
Вошёл богатырь в палаты княжеские. Перед ним - квадратный зал с опорным столбом посередине, украшенным затейливой резьбой. Низкие сводчатые потолки. Вдоль стен стоят лавки, а в самом почётном углу на троне восседает князь.
-
Что лишнего нарисовал художник в княжеских покоях?
«Прими подарок, князь, - говорит богатырь, - басурмана лесного. Не будет больше он честных людей пугать».
И был пир в княжеском дворце великий. На столе стояла самая лучшая посуда: ковши, кубки, чарки, блюда, серебряные чаши, украшенные драгоценными камнями. Заздравные чаши наполняли мёдом или пивом и передавали от гостя к гостю. Пившие из одной чаши становились членами одной семьи, братьями.
Вот мы и совершили короткое путешествие в Древнюю Русь.
Оставим же богатыря веселиться на пиру, ведь впереди у него ещё много ратных дел.
А наше путешествие ещё будет продолжено. Ведь ты только начинаешь изучать такую интересную науку, которая называется история!
ПРИЛОЖЕНИЯ
(часть 3)
РУССКИЕ БЫЛИННЫЕ БОГАТЫРИ
Илья Муромец готовится
к схватке с Соловьем-разбойником
Добрыня Никитич стоит в дозоре у ворот града Киева.
Алёше Поповичу в бою помогают меткий лук и щит
В бою богатыря
защищают кольчуга,
железный шлем
и крепкий щит.
Не одолеть захватчикам богатырей, защищающих родную Землю.
Кистень - грозное оружие богатыря
Илья Муромец спешит к новым подвигам!
И мы с тобой, дружочек, будем прощаться. Надеюсь, на летних каникулах ты с удовольствием будешь читать книги о богатырях, и раскрашивать картинки.
До новых встреч!