- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по русскому языку. Суффикс. Значения суффиксов. (3 класс)
Конспект по русскому языку. Суффикс. Значения суффиксов. (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Осетрова Н.И. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Суффикс. Значения суффиксов.
Цель: -совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов;
-познакомить учащихся с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксами, образующими слова-названия лиц по роду занятий; с суффиксами обозначающими предмет вместилище.
- отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.
Задачи урока:
Предметные:
-формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;
-углублять представления о значении суффикса в слове;
-обогащать словарный запас учащихся;
Метапредметные:
-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.
Ход урока
-
- Организационный момент. Постановка целей урока.
Путешествие в страну «Морфемику»
-Что такое морфема? (минимальная значимая часть слова)
-Нас приветствует Профессор по словообразованию.
-Девиз урока: Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Мы умны, бодры, здоровы, И к работе мы готовы!
-
Самоопределение к деятельности.
-Отгадайте загадку.
Молоко пьёт,
Песенки поёт.
Чисто умывается,
А с водой не знается. (Кот).
-Если посмотреть на кота через увеличительное стекло, ~ мы увидим, что это не кот,
а - (котище).
-Когда мы имеем в виду маленького кота,
~ то говорим - (котик).
-Какая часть слова помогла нам превратить кота в котище и в маленького котика? (суффикс)
-Обратите внимание, после корня появился суффикс -ищ-, который придал слову значение увеличения предмета.
-Суффикс -ик- придал значение уменьшения предмета.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?
-Итак, тема урока: «Значения суффиксов».
-Начнём наш урок путешествие с того, что выполним минутку чистописания, которая пройдёт под девизом: «Я умею писать лучше всех».
-
Чистописание.
-Повторим написание строчной и заглавной букв И и соединений с этими буквами. Ии ик им ищ
-Найдите сочетания, которые могут быть суффиксами. Обозначьте их. (ик, ищ)
-Запишите группу однокоренных слов.
-Выделите корень и суффикс по образцу, а окончание сами. Кот - котище, котик.
Проверяем.
-
Словарная работа.
- Актуализация знаний.
- А в каком городе часть слова не пишется, но выделяется? Расскажите о нём. (город Окончание).
- А сейчас я подхожу к другому городу и слышу слова ПРИШЛИ, ВХОДИТЕ, ПРИСАЖИВАЙТЕСЬ, УГОЩАЙТЕСЬ. - К какому городу я подошла? Как вы определили? Расскажите о нём. (Приставка).
- Жители соседнего города зовут нас и мы слышим: ПОГОДКА ЧУДНЕНЬКАЯ, ДЕНЁК СОЛНЕЧНЫЙ, НЕБО ОБЛАЧНОЕ, НАСТРОЕНИЕ РАДОСТНОЕ. - В какой город мы попали? Расскажите о нём. (город Суффикс). - Итак, сегодня мы на уроке будем образовывать новые слова при помощи суффикса.
Мы вспомнили все части слова. А теперь расскажите порядок разбора слова по составу.
Порядок разбора слова по составу.
- Прочитайте слово. Измените форму слова. Выделите окончание.
5. Укажите суффикс.
2) Устная работа. Игра «Назовите одним словом». Назовите части слова. Маленький зуб - … зубок огромные глаза - … глазища спортсмен, занимающийся лыжным спортом - … лыжник маленькая морковь - … морковка
тонкий слой жира - … жирок
Проверка. На экране эти слова с орфографической ошибкой.
Кто внимателен?
-Суффиксов в русском языке огромное количество.
Обратите внимание. Суффикс может придавать слову уменьшительно-ласкательное значение, увеличительное или давать своё самостоятельное значение. 3) Работа в паре. КАРТОЧКА. Вырастите «словесные деревья» из корня цвет и корня лес. Запишите слова. Разберите по составу.
Проверьте себя! Цвет, цветник, цветок, цветные. Лес, лесник, лесок, лесные. Дайте лексическое значение образованным словам.
-
Физкультминутка.
-
Продолжение работы по теме урока.
Разберите слова по составу. Назовите суффиксы. Какое значение имеют эти суффиксы? (Профессии людей)
2)Подберите суффиксы: -ист, ~ -ец, ~ -ун, ~ -ёр, ~ -ник, ~ -щик Назовите спортсменов. Футбол-, прыг- , плов-, штанг-, теннис-.
Проверьте себя. Футболист, прыгун, пловец, штангист, теннисист. Какое значение имеют эти суффиксы? (род занятости) Запишите 3 первых слова.
3) Прочитайте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Распределите слова в два столбика: в первый - слова с суффиксом -ик-, во второй - слова с суффиксом -ок-. Дворик, шажок, тикать, гномик, кружок, урок. Будьте внимательны! Здесь есть слова, которые не подходят ни в первый, ни во второй столбик. Назовите эти слова. Почему? Проверьте себя! Дворик, ~ гномик. Шажок, ~ кружок.
4) От имён мальчиков и девочек образуйте имена с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Женя - … Женечка Света - … Светочка Миша -… Мишенька Люба -… Любонька Какое значение имеют эти суффиксы? (уменьшительно - ласкательное) Запишите первую пару имён. Разберите слова по составу.
5) Рубрика «Интересно знать». Из какого сырья получают сахар? Сахар делают из сахарной свёклы. В жарких странах его получают из сахарного тростника. На Кубе большие площади заняты сахарным тростником. Сахар хранят в сахарнице. Образуйте от данных слов однокоренные слова с суффиксом -ниц- по образцу: хлеб - … хлебница, мыло - … мыльница, салат - … салатница. При помощи какого суффикса образовались слова? (-ниц-). Суффикс -ниц- образует существительные со значением предмета-вместилища чего-либо. Запишите первую пару слов. Разберите слова по составу.
- Вы сегодня отлично поработали и получаете от Профессора по словообразованию подарок. (шарада)
Корень мой находится в цене,
В очерке найдите приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
-
ИТОГ УРОКА. Рефлексия.
-Положите карточки в тетрадь по русскому языку. И следующий урок русского языка мы начнем с разбора трудностей возникших на сегодняшнем уроке.
-
Домашнее задание.
В учебнике стр. 93 упр.173. Пояснение.
Молодцы!
6