Использование дидиактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти, воображения детей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Использование дидиактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти, воображения детейИспользование дидиактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти, воображения детей







Выступление на ШМО.






Тема: «Использование дидактических игр на уроках


литературного чтения для развития памяти,


воображения детей».







Докладчик: Ананьева Ю. Б.













Август 2015 г.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт. Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика. В ней игра считается ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов, так как ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости. Родоначальником теории игры в российской науке является К.Д.Ушинский. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин. При этом основными подходами к теории возникновения игры является теория духовного развития в игре; труд как источник появления игры; теория воздействия на мир через игру. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Понятие «игра», на первый взгляд, многим кажется простым и ясным. Игра ассоциируется с детством: если ребенок здоров, он, естественно, играет. Детская игра - один из сложнейших теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли дети наших далеких предков? А может быть, игры и вовсе не было? Ответы на эти вопросы важны потому, что понять природу детской игры - это значит понять природу самого человека. Игра вообще - особый вид деятельности. Во-первых, потому что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности. Игра актуальна в настоящее время и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Важной задачей школы становиться развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Термин "дидактические игры", под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф.Фебель и М. Монтессори". Многие исследователи неоднократно с болью констатировали, что "являясь главным и вечным атрибутом детства, фактором социализации и развития ребенка в школе, игра никак не может получить законную "прописку" ни на уроках, ни в дообразовательной работе". Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:
- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- функция формирования психических новообразований;
- функция формирования собственно учебной деятельности;
- функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Таким образом, дидактическая игра - сложное, многогранное явление.
Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия: - наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр; - выразительность проведения игры; - необходимость включения педагога в игру; - оптимальное сочетание занимательности и обучения; - средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнении дидактических задач; - используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой. Уроки литературного чтения с дидактической игрой

Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого - снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли. Мы прекрасно понимаем, почему это происходит: ученики, загруженные уже с пятого класса, лишь частично воспринимают предлагаемую им информацию, чтение подменяют телевизором и компьютером, который необходим чаще всего для того, чтобы поиграть. Эта проблема не может не волновать учителя, и он стремится всевозможными средствами пробудить у учащихся интерес к урокам литературы. Как же добиться того чтобы наш предмет приносил ученикам интеллектуальное удовольствие? Ответ очевиден: заинтересовать . Чем? Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить.

Игра - особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для её решения нужно совершить определённые мыслительные операции. Она дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, развивает способность делать выводы. И самое главное, в ней "доминируют эмоции", что делает процесс участия в игре удовольствием для учащихся, а это способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения, создаёт на уроке творческую доброжелательную обстановку, способствует увлечённости при изучении предмета.
Игра как активный метод обучения выполняет ряд функций:

- развивает познавательные интересы, толерантность,

- творческие способности,

- коммуникативную,

- способствует повышению самооценки .
Названные функции имеют первостепенное значение именно на уроке литературы, который можно представить в различных игровых формах: викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии, ролевые игры, диспуты, круглые столы, турниры, литературные гостиные, салоны и т.д. Не всегда целесообразно проводить весь урок в форме игры, часто учитель использует отдельные игровые моменты, ситуации, которые способствуют развитию у учащихся интереса к предмету. Литературное чтение является одним из ведущих предметов в начальной школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках Дети любят и хотят играть всегда. Игра - это органическая форма деятельности младшего школьника. Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого не возможно никакое творческое проявление личности, поэтому без игровых элементах на уроках в начальной школе не обойтись. Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку. Они значительно активизируют мышление, внимание, память, повышают интерес к изучаемому материалу, обеспечив при этом легкость усвоения материала. Благодаря игровым технологиям, увеличивается прочность полученных знаний и качество самого обучения возрастает. На каждом уроке дети с нетерпением ждут заветных слов учителя: "А теперь давайте поиграем". Но дидактическая игра - дело серьезное. И тему по программе надо изучить, и словарный запас обогатить, и наблюдение провести, и проследить, чтобы всем было интересно. Поэтому содержание дидактической игры - это всегда осуществление ряда учебных задач: повышение грамотности учащихся, активизирование их внимания, совершенствование памяти, расширение кругозора. Дидактические игры помогают разнообразить урок. Особенно целесообразны дидактические игры на этапах повторения и закрепления. На уроке можно использовать индивидуальные, групповые или коллективные дидактические игры. Наибольший интерес у ребят вызывают коллективные или групповые (командные) дидактические игры - игры-соревнования. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: "Кто быстрее ?", "Не зевать !", "Отвечай сразу.", "Кто вернее ?" и так далее. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. При изучении темы «Рифма» можно использовать следующие дидактические игры: Угадай последнее слово и запиши.
Ты к обеду положи Ложки, вилки и ... (ножи). Не поедет без бензина Наша быстрая ... (машина). Стали звездочки кружиться, Стали на землю ложиться, Нет, не звезды, а пушинки Не пушинки, а ... (снежинки). Я от досады чуть не плачу - Не решается ... (задача). Захотели малыши Поточить ... (карандаши) Наша Мурка спит и слышит, Как в углу скребутся ... (мыши). Я только нитки Отыщу И змея в небо .. (запущу ) Удивляется наш Сашка: - Блюдце есть, а где же ... (чашка)?
В тетрадях по литературному чтению к каждому изучаемому произведениям имеются задания на развитие памяти, воображения, лексикона учащихся. Например:
- найди «лишнее слово» - подбери антоним, который завершил бы русскую народную пословицу. Ученье - свет, а неученье - ... (тьма). Знай больше, а говори ... (меньше). В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок). Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого). Лучшая вещь - новая, лучший друг - ... (старый). Мир строит, а война ... (разрушает). Смелый побеждает, а трус ... (погибает). Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает). Радость - свет, печаль - ... (тьма). Шум - толпа, тишина - ... (одиночество). Чтение - книги, пение - ... (песни). Волки - лес, люди - ... (город). Покой - движение, плен - ... (свобода). Телефон - ухо, кино - ... (глаз). Двор - ворота, дом - ... (дверь). Весна - осень, рассвет - ... (закат). Человек - платье, дерево - ... (листва). При изучении темы «Имя существительное»

- игра «Слово в слове»
(в каждом слове «спряталось» еще одно слово) Смородина, хлопушка, гармошка, ласточки, стрекоза, морозы, тапочки, дорожки, бабочка, буквари, радуга, дорога, платочки, огород, олень, угроза, камыши, морозы, дорога, лесник, ягоды, гвоздика, победа, погода, фасоль, скрипка, восток, забор. Ответы: смородина - родина, хлопушка - пушка, гармошка - мошка, ласточки - точки, стрекоза - коза, морозы - розы, тапочки - почки, дорожки - рожки, бабочка - бочка, буквари - буква, радуга - дуга, дорога - рога, платочки - точки, огород - город, олень - лень, угроза - роза, камыши - мыши, морозы - розы, дорога - рога, лесник - лес, ягоды - годы, гвоздика - гвозди, победа - беда, погода - года, фасоль - соль, скрипка - скрип, восток - ток, забор - бор.
- игра « Собери слова» По кругу написано шесть букв. Сколько различных слов - имен существительных - вы здесь прочтете? Можно читать по ходу часовой стрелки и в обратном направлении: слова можно складывать из любых букв, только читайте их подряд, не пропуская.

- игра « Анаграмма»

Не раз в оркестре я звучала,
Мой голос струнный так певуч!
Но «Ф» мое поставь с начала,
И я во тьму направлю луч.
(Ответ: «Арфа» - «фара».)


Вот вам - повозка, не телега,
Но если в ней, взяв букву слева,
Перенести на правый борт,
То будет русских яблок сорт.
(Ответ:«Сани» - «анис».)


В период обучения грамоте ярко используются учителями дидактические игры.

Приведу примеры использования дидактических игр на уроках обучения грамоте.


1. «Живые модели». Каждый ребёнок становится «словом» в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение читается, в нём переставляются слова, читается новое предложение, добавляются новые слова, опять читается предложение, заменяются слова, и снова предложение прочитывается. Эта игра помогает понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-либо слово, а может предложение вообще исчезнуть. Моделями могут стать не только слова, но и слоги, звуки, буквы. Тогда игры так и будут называться «Живые слоги», «Живые звуки», «Живые буквы». Проведём игру «Живые звуки». Составим слово «Апрель».

1в.: играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках - какой первый звук в слове? Третий? Четвёртый? Второй? Пятый?

2в.: учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку. Эта игра позволяет ориентироваться на реальные знания детей, постоянно подводя класс к общему высокому уровню знаний. Постепенно часть заданий в этой игре учитель передаёт классу. Сажать детей на место можно предложить ученикам. «Пусть сядет на место звук «п», но сначала назовёт слово с мягкой парой своего звука», «Пусть звук «ль» сядет на место, но сначала назовёт в классе 3 предмета, которые начинаются с него или с его твёрдой пары» и т.д.

2. «Назови слово с нужным звуком». Лучше проводить в конце урока, когда изучен новый звук. Главное - интонационно выделить звук. Например, «лллуна», «колллобок», «столлл». Когда словарный запас истощается, называются слова с мягкой парой звука. Если ученик не может придумать слово, нужно помочь ему. Например, спросить, как называется зверь, у которого вместо носа длинный хобот? Или постучать по полу и спросить: «Что у меня под ногами?». Такого ребёнка обязательно надо похвалить, что он сам догадался.

3. «Как тебя зовут?». Эта игра проводится для закрепления гласных и согласных звуков. Предложить выйти всех детей, имена которых начинаются с гласных звуков. Имя каждого ребёнка громко называется и определяется, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный. На следующем уроке пригласить детей, имена которых начинаются с согласного звука. Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена, сравнивают их.

4. «Назови похожее». Эта игра вводится для отработки учебной операции - различение твёрдых и мягких звуков. Всего 8 вариантов этой игры, которые постепенно усложняются. Условие игры оговаривается заранее: учитель называет слово, ученик называет другое слово с этим же согласным звуком или с любым твёрдым согласным.

1в.: учитель - сыр, ученик - сок

2в.: учитель - сыр, ученик - молоток

3в.: учитель - кит, ученик - кино

4в: учитель - кит, ученик - лента

Затем игра усложняется. Учитель называет слово с твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука.

5в.: учитель - рука, ученик - река

6в: учитель - рука, ученик - мясо

7в.: учитель - вилка, ученик - вода

8в.: учитель - вилка, ученик - молоко.

5. «Придумай слово по модели». Игра проводится в конце курса «Обучение грамоте». Даётся модель, дети придумывают к ней слова. Сначала даётся трёхзвуковая модель. Например, синяя, красная, синяя. ( Дом, сом, дым, сок…).

6. «Кто внимательный». Ставятся две фишки одна под другой: синяя и зелёная. Рядом с ними выставляются все гласные буквы, которые пишутся после твёрдых и мягких согласных. Ученики закрывают глаза, а учитель переставляет буквы, меняет их местами, например, на место буквы «а» ставит букву «я» и т.д. Дети, открыв глаза, должны узнать, что изменилось. Менять буквы можно только парами. Фиксируется внимание на том, какие гласные пишутся после твёрдых согласных, а какие - после мягких. Если менять произвольно, то нарушится учебная задача.

7. «Найди свой домик». 2 ученика (ведущие) берут один синюю, а другой зелёную фишку. Детям раздаются буквы. По сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике. Ведущие пропускают только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Если ведущий ошибся, учитель просит проверить, не попала ли в его домик какая-нибудь лишняя буква.

8. «Загадки о звуках». Например, при дифференциации звуков «с» и «з». Слушайте внимательно, я вам расскажу о звуке, а вы покажете мне букву, которой этот звук записывается: это согласный звук. Преграда создаётся языком и зубами, при произнесении этого звука горлышко работает, это звонкий согласный звук, имеет твёрдую пару. Можно изменить задание: Слушайте внимательно, поднимайте нужную букву, «з» или «с»: слон, змея, весы, косы, спокойно. Закон, заноза, бусы, месяц, гроза, лисята, осина, злой, Трезор. Варианты разные: хлопать, топать, встать, сесть и т.д.


- игра «Буквенная арифметика» Описание: Ученикам предлагается выполнить действия с буквами и слогами и получить в результате слова.

1) КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР - ДШЕР = …
2) ЧЕРНЫЙ - ЫЙ + О + СЛИВА - А = …
3) ТОВАРНЫЙ - НЫЙ + ИЩИ = …
4) ЧАСТЬ - Ь + УШКО - О + А = …
5) КВА + РАК - АК + ТИРА = …
6) КЕДР - ДР + РОСИНКА = …
7) КОРЬ - Ь + ИДОЛ - Л +Р = …
8) ЧАЩА - А + ОБА = …
9) ШИНА - А + ЕЛЬ = …
10) ЕЖИ - И + Е + ВИКА = …
11) ТРЕЛЬ - Т + СЫР - Р = …
12) КОТ + ЁЛКА - КА = …
13) КАБАН - АН + ЛУК = …
14) КЛЕЙ - К + КА = …
15) КОРА - О + П + ИВА = …

Ответы:
1) картофель
2) чернослив
3) товарищи
4) частушки
5) квартира
6) керосинка
7) коридор
8) чащоба
9) шинель
10) ежевика
11) рельсы
12) котёл
13) каблук
14) крапива


- игра « Шарада» Начало деревом зовется, Конец - читатели мои, Здесь в книге целое найдется, И в каждой строчке есть они. (Ответ:«Бук-вы».) Первый слог в удивлении я восклицаю, Второй слог я с книжной полки снимаю, Когда же первый со вторым соединится, То получится мельчайшая частица. (Ответ:«А-том».) Часть танца - слог мой первый, Вино - мой слог второй, На целом перевозят Чрез реку бечевой. (Ответ:«Па-ром».) Мой первый слог - предлог, Во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас Давно уж ждет ответа. (Ответ:«За-дача».) Начало - голос птицы. Конец - на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда. (Ответ:«Кар-тина».) Первый слог найдешь средь нот, А второе - бык несет. Хочешь целое найти, Так ищи его в пути. (Ответ:«До-рога».) - игра « Собери слова» Собери слова из левой и правой части. Ответы:
самовар, телескоп, самолет, самоход, телевизор, телеграф, самокат, телемост, телефон, самосвал, самоцвет



Заключение


В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.). В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, закрепление пройденного материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение литературного чтения.



© 2010-2022