Рабочая программа по русскому языку 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по русскому языку 1 класс

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Ногинска Московской области








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



РУССКИЙ ЯЗЫК


1 класс




Учитель: Алексеева Любовь Сергеевна





Пояснительная записка

Русский язык 1 класс


1. Роль и место дисциплины

Русский язык является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся первых классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

3. Соответствие нормативно-правовым требованиям к СКОУ VIII вида Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии:

  • c законом Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
  • с Уставом МБСКОУ СКОШИ VIII вида от 2009 г.;
  • с лицензией на право осуществления образовательной деятельности № 71353 от 20 декабря 2013 г.;
  • с действующим законодательством РФ в области общего образования и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • с Типовым положением «О специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.);
  • с приказом Минобразования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» №29/2065-п от 10 апреля 2002 г.;
  • с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант);
  • с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.К. Аксенова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская «Русский язык» (под ред. И.М. Бгажноковой), рекомендованной ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»;
  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

4. Цели и задачи

Основная цель - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе. Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, русский язык решает следующие задачи:

  • формирование у учащихся интереса к языку;
  • целенаправленное обучение учащихся устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
  • формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;

  • осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

5. Специфика программы

Программа по русскому языку (письму) структурно и содержательно построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

Введение в программу пропедевтических этапов (добукварного периода - перед изучением букваря, практических грамматических упражнений - перед изучением систематического курса грамматики в старших классах) обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащихся, в том числе исправление различных нарушений речи школьников.

Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся каждого класса, в программе по русскому языку предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом). Первый уровень - базовый - предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала. Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объема материала и его содержательного потенциала.

Отдельные ученики с более выраженными (или осложненными) интеллектуальными нарушениями не имеют возможности освоить программный материал в рамках заявленных уровней. В таких случаях педагогическим коллективом школы разрабатывается индивидуальная программа обучения. Цель каждой индивидуальной программы - создать систему поэтапной педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе. Перевод на обучение по индивидуальной программе принимается решением школьной ПМПК или педагогическим советом школы. Языковой материал и умение применять его практически оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных контрольных работ. Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой каждого класса, по 5-балльной системе. Знания детей, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются в соответствии с этой программой. Перевод их в следующий класс осуществляется на основе аттестации по индивидуальной программе.

6. Основные содержательные линии курса

Добукварный период

  • «Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Звуковой анализ»

  • «Развитие зрительных и пространственных восприятий»

  • «Развитие моторных умений»

Букварный период

  • 1-й этап

  • 2-й этап

  • 3-й этап

7. Структура программы

Добукварный период

Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Звуковой анализ.

Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука, направление звука, силы звука и т.д. Имитация голосов животных, узнавание животного по его голосу. Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, музыкальных инструментов и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками.

А также в этот раздел входят:

  • «Слово»

Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением. Называние окружающих предметов, предметов изображённых на картинке, «запись» слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов. Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова картинкой и схемой.

  • «Предложение»

Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений (из 2, затем из 3 слов) по картинке, запись их условно-графической схемой. Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.

  • «Слог (часть слова)»

Деление двусложных слов на части (слоги). Фиксация части слова условно-графическим изображением.

  • «Звук»

Обозначение звука условным значком.

Развитие зрительных и пространственных восприятий. Развитие моторных умений.

  • «Формирование графических умений»
Развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка - заборчик, прямая палочка с закруглением внизу - крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу - уточка, овал - слива, полуовал - месяц и др. Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их названия) по трафарету, по образцу.

Букварный период

1-й этап Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями. Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и чёткого протяжного их проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова. Запись под диктовку букв и слогов. 2-й этап Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв. Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения. Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками. 3-й этап Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв. Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей. Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа. Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку. Контрольное списывание.

8. Основные требования к умениям учащихся 1-й уровень:

  • писать строчные и прописные буквы;
  • списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;
  • писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние - после звуко-слогового проговаривания);

2-й уровень:
  • списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

10. Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Текущий контроль по изучению каждого основного раздела проводится в форме проверочной работы, которая даёт возможность учителю контролировать усвоение учащимися знаний и умений по данному разделу.

В 1 классе оценочная деятельность достижений учащихся реализуется без отметочной фиксации.

Знания детей, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются в соответствии с этой программой. Перевод их в следующий класс осуществляется на основе аттестации по индивидуальной программе.

11. Объем и сроки

изучения
На обучение русскому языку (письму) в 1 классе отводится 3 часа в неделю, всего - 96 часов.

12. Материально-техническая база

Касса букв и слогов.

Перфокарты.

Настольно-печатные, дидактические и обучающие игры для обучения грамоте.

Индивидуальные карточки.

Компьютер. Презентации.

Телевизор. DVD. Диски.

13. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

  1. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Букварь. 1 класс. Москва, «Просвещение», 2009.

  2. Комарова С.В. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Устная речь. 1 класс. Москва, «Просвещение», 2011.

Для учащихся:

  1. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Букварь. 1 класс. Москва, «Просвещение», 2009.

  2. Комарова С.В. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Устная речь. 1 класс. Москва, «Просвещение», 2011.

  1. Прописи для начальной школы.

Ожидаемые результаты обучения в первом классе:


К концу обучения в первом классе обучающиеся должны:


  • писать строчные и прописные буквы;
  • списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения;
  • писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние - после звуко-слогового проговаривания).



Календарно-тематическое планирование

Русский язык (96ч.)


п/п

Тема урока

Тип урока

(сообщение новых знаний; формирование и закрепление знаний, умений; обобщение и систематизация знаний; проверка и оценка знаний; комбинированные уроки)


Дата

проведения урока

по плану

по факту


I триместр (36 ч.)




Добукварный период



Здравствуй, школа!

систематизация знаний



Выявление знаний и умений учащихся.

обобщение и систематизация знаний



Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок.

обобщение и систематизация знаний



Разложение целого на составные части. Составление целого из отдельных частей.

сообщение новых знаний



Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг). Обводка фигур по трафарету и штриховка их в разных направлениях.

обобщение и систематизация знаний



Различение геометрических фигур и цветных полосок. Написание наклонных коротких палочек.

обобщение и систематизация знаний



Различение геометрических фигур и полосок по цвету, размеру, взаимному расположению. Написание палочек с закруглением внизу.

обобщение и систематизация знаний



Разложение предмета на составные части. Написание палочек с закруглением вверху.

обобщение и систематизация знаний



Составление предмета из составных частей. Закрепление навыка написания палочек с закруглением внизу и вверху.

обобщение и систематизация знаний



Письмо элементов букв р, у, д - длинная палочка с петлей внизу.

сообщение новых знаний



Письмо элементов прописных букв Л, М, А.

сообщение новых знаний



Письмо полуовала элемента буквы с. Письмо овала.

сообщение новых знаний



Письмо овала с соединением. Письмо полуовала элемента буквы э.

сообщение новых знаний




Букварный период




Буква а, знакомство со строчной буквой а, упражнения в ее написании.

сообщение новых знаний



Буква у, знакомство со строчной буквой у, упражнения в ее написании.

сообщение новых знаний



Звуко-буквенный анализ и письмо слов ау и уа. Упражнения в написании слов ау, уа.

сообщение новых знаний



Знакомство со строчной буквой м и упражнения в ее написании.

сообщение новых знаний



Звуко-буквенный анализ и письмо обратных слогов ам и ум.

обобщение и систематизация знаний



Прописная буква М.

обобщение и систематизация знаний



Звуко-буквенный анализ и письмо слогов ма, му.

Прописная буква А.

сообщение новых знаний



Сравнительный звуко-буквенный анализ и написание слогов ам, ма, ум, му. Прописная буква У.

сообщение новых знаний



Знакомство со строчной буквой о. Слоги ом, мо.

Звуко-буквенный анализ и написание слогов.

сообщение новых знаний



Упражнения в написании слогов ам-ма, ум-му, ом-мо после сравнительного звуко-буквенного анализа, их сопоставления и написания слова мама. Прописные буквы О, М.

обобщение и систематизация знаний



Знакомство со строчной буквой х и упражнения в ее написании. Письмо слогов с буквой х после их звуко-буквенного анализа.

сообщение новых знаний



Знакомство с прописной буквой Х. Письмо слов с буквой х после звуко-буквенного анализа.

сообщение новых знаний



Составление и письмо слов с усвоенными слогами су-хо, му-ха, у-хо и предложения из данных слов ма-ма, са-ма.

обобщение и систематизация знаний



Звуко-буквенный анализ и написание обратных слогов ах, ох, ух. Письмо слогов ах-ха, ух-ху, ох-хо после сравнительного звуко-буквенного анализа.

обобщение и систематизация знаний



Знакомство со строчной буквой с и упражнения в ее написании.

сообщение новых знаний



Письмо слогов с буквой с после их звуко-буквенного анализа. Знакомство с прописной буквой С.

сообщение новых знаний



Составление и письмо слов с усвоенными слогами су-хо, му-ха, у-хо и предложения из данных слов ма-ма, са-ма.

обобщение и систематизация знаний



Письмо под диктовку отдельных букв и слогов после их звуко-буквенного анализа.

проверка и оценка знаний



Повторение и написание пройденных букв. Списывание слогов и букв.

обобщение и систематизация знаний



Буква н строчная. Слоги обратные и прямые, открытые со звуком и буквой н.

сообщение новых знаний



Слова и предложения со звуком и буквой н.

обобщение и систематизация знаний



Предложения. Прописная буква Н.

сообщение новых знаний



Буква ы. Слоги и слова с буквой ы.

сообщение новых знаний









II триместр (29 ч.)




37.

Буква л. Обратные и прямые, открытые слоги с буквой л.

сообщение новых знаний



38.

Слова, состоящие из слогов, включающих букву л.

обобщение и систематизация знаний



39.

Предложения. Прописная буква Л.

сообщение новых знаний



40.

Строчная и прописная буква В, в. Слоги и слова с буквой В, в.

сообщение новых знаний



41.

Составление и написание предложений со словами, включающими букву в.

обобщение и систематизация знаний



42.

Упражнения в написании слов, состоящих из усвоенных слоговых структур и предложений с этими словами.

формирование и закрепление знаний



43.

Буква и. Составление и письмо слов с буквой и.

сообщение новых знаний



44.

Прописная буква И. Буква и как отдельное слово. Письмо предложений со словом и.

сообщение новых знаний



45.

Составление и написание слов с буквой и как показателем мягкости согласных.

обобщение и систематизация знаний



46.

Буква ш строчная. Слоги обратные и прямые, открытые со звуком и буквой ш.

сообщение новых знаний



47.

Слова и предложения со звуком и буквой ш.

обобщение и систематизация знаний



48.

Предложения. Прописная буква Ш.

сообщение новых знаний



49.

Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с буквами с-ш. Упражнения в написании этих слов.

обобщение и систематизация знаний



50.

Строчная и прописная буква П, п. Слоги с буквой п.

сообщение новых знаний



51.

Слова, состоящие из слогов с буквой п. Предложения.

обобщение и систематизация знаний



52.

Строчная и прописная буква Т, т. Слоги и слова с буквой Т, т.

сообщение новых знаний



53.

Повторение написания пройденных букв. Списывание слогов и слов.

проверка и оценка знаний



54.

Строчная и прописная буква К, к. Слоги с буквой к.

сообщение новых знаний



55.

Слова и предложения с буквой К, к.

обобщение и систематизация знаний



56.

Письмо усвоенных слогов, слов и предложений.

проверка и оценка знаний



57.

Буква з. Слоги и слова с буквой з.

сообщение новых знаний



58.

Различение слогов и слов с буквами с-з, их сравнительный звуко-буквенный анализ и написание.

обобщение и систематизация знаний



59.

Прописная буква З. Составление и написание предложений.

сообщение новых знаний



60.

Строчная и прописная буква Р, р. Слоги и слова с буквой Р, р.

сообщение новых знаний



61.

Предложения со словами, включающими букву Р, р.

обобщение и систематизация знаний



62.

Упражнения в написании слогов, слов, предложений с буквами л-р после сравнительного звуко-буквенного анализа.

обобщение и систематизация знаний



63.

Буква й. Слоги и слова с буквой й.

сообщение новых знаний



64.

Письмо слов и предложений с буквой й.

проверка и оценка знаний



65.

Упражнения в написании слов, состоящих из усвоенных слоговых структур и предложений с этими словами.

обобщение и систематизация знаний








III триместр (31 ч.)




66.

Буква Ж, ж. Письмо элементов и в целом. Слоги, слова.

сообщение новых знаний



67.

Слоги жи-ши. Слова с этими слогами.

обобщение и систематизация знаний



68.

Буква б. Слоги и слова с буквой б.

сообщение новых знаний



69.

Прописная буква Б. Составление и написание предложений.

сообщение новых знаний



70.

Буква Д, д. Написание слогов и слов, включающих букву Д, д.

сообщение новых знаний



71.

Буква г. Слоги и слова с буквой г. Различие слогов и слов с буквами г-к.

сообщение новых знаний



72.

Прописная буква Г. Составление и написание предложений.

сообщение новых знаний



73.

Буква ь. Письмо слов с ь на конце и в середине слова.

сообщение новых знаний



74.

Анализ и письмо слов с твердыми и мягкими согласными, когда мягкость обозначена ь.

формирование и закрепление знаний



75.

Написание слов со стечением двух согласных.

обобщение и систематизация знаний



76.

Буква Е, е. Знакомство. Письмо. Слоги, слова.

сообщение новых знаний



77.

Слова с буквой е в начале слова. Обозначение мягкости согласного.

обобщение и систематизация знаний



78.

Буква я. Письмо элементов и в целом. Слоги, слова.

сообщение новых знаний



79.

Прописная Я. Предложения.

сообщение новых знаний



80.

Буква Ю, ю. Письмо по элементам и в целом. Слоги, слова.

сообщение новых знаний



81.

Предложения со словами, включающими букву Ю, ю.

обобщение и систематизация знаний



82.

Буква Ё, ё. Письмо слогов и слов.

сообщение новых знаний



83.

Письмо слов и предложений с буквой Ё, ё.

обобщение и систематизация знаний



84.

Буква Ч, ч. Слоги, слова. Предложения.

сообщение новых знаний



85.

Буква Ф, ф. Письмо по элементам и в целом. Слоги, слова.

сообщение новых знаний



86.

Предложения с буквой Ф, ф.

обобщение и систематизация знаний



87.

Буква Ц, ц. Письмо слогов, слов. Предложения.

сообщение новых знаний



88.

Предложения со словами, включающими букву Ц, ц.

обобщение и систематизация знаний



89.

Буква Э, э. Элементы, слоги, слова. Письмо предложений с буквой э.

сообщение новых знаний



90.

Буква Щ, щ. Слоги, слова. Предложения.

сообщение новых знаний



91.

Предложения со словами, включающими букву Щ, щ.

обобщение и систематизация знаний



92.

Упражнения в написании слов и предложений из усвоенных букв и слоговых структур.

обобщение и систематизация знаний



93.

Контрольная работа за год.

проверка и оценка знаний



94.

Работа над ошибками контрольной работы.

формирование и закрепление знаний



95.

Упражнения в написании слов и предложений из усвоенных букв и слоговых структур.

обобщение и систематизация знаний



96.

Занимательный русский язык.

комбинированный








© 2010-2022