- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Волшебная мастерская
Рабочая программа кружка Волшебная мастерская
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гришина М.В. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Согласовано Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов » ________________/Н.А. Прокофьева/ «___» _________ 2015г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов » _______________ /В.Ф. Орлов/ Приказ № ______ от «___» _________ 2015года
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Волшебная мастерская»
направление «Эстетическое»
для 1 Г класса
Составитель:
Гришина Мария Викторовна
учитель начальных классов
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Волшебная мастерская» для 1Г класса относится к эстетическому направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и составлена на основе: - Федерального Государственного стандарта начального общего образования нового поколения;
- письма Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
- письма МО и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;
- письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 01. 02. 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 г. № 189); - основной образовательной программы начального общего образования; - положение о рабочей программе по внеурочной деятельности ФГОС НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов». Назначение программы: Данная программа является модифицированной, составлена на основе плана и программы внеурочной деятельности: 1-4 классы: в 2 ч./ сост. Р.Г.Чуракова. Программы внеурочной деятельности «Город мастеров» Т.М.Рагозина- М.: Академкнига/Учебник, 2012. В программе внеурочная деятельность представлена творческими мастерскими. В 1 классе организуются мастерские игротеки, лепки, флористики, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования, моделирования. Мастерские лепки, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования расширяют конструкторско-технологические знания и умения аудиторных (урочных) занятий, обеспечивая реализацию основной идеи стандарта второго поколения - взаимосвязь образовательного пространства, обеспечивающего развитие универсальных учебных действий младшего школьника. Мастерские игротеки, флористики, изонити, декупажа, бумагопластики, дизайна, мягкой игрушки, волшебной паутинки знакомят детей с новыми видами художественной деятельности. Для организации творческой деятельности мастерских предлагаются примерные объекты, которые являются для детей ориентиром в работе. Все объекты имеют определенную конструкцию, однако ее подробности ребенку не видны, их ему следует выявить путем мысленного анализа. Кроме анализа, обучающиеся самостоятельно планируют трудовые операции, определяют материалы, подбирают оборудование. В этой деятельности будут задействованы основные познавательные процессы и приемы умственной деятельности ребенка такие, как целенаправленное восприятие и произвольное внимание, анализ, синтез, сравнение, память и др. В программе многие объекты имеют различные варианты, которые схожи в главном: имеют общую конструкцию, но при этом отличаются в чем-то менее существенном. Такой сравнительный анализ способствует развитию вариативности и гибкости мышления обучающихся, формированию универсальных учебных действий.
Актуальность и перспективность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к эстетическому обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Решение задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 7-8 летнего школьного возраста,
учащихся 1 Г класса.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия 2 часа в неделю, 66 часов в год. Продолжительность одного занятия 45 минут.
Цель программы: развитие и реализация творческого потенциала обучающихся.
Задачи программы: -формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных; деятельности: изготовление игрового материала, флористики, изонити, декупажа, бумагопластики, дизайна. -развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Формы и методы работы:
-беседа;
-рассказ;
-индивидуально-творческая деятельность;
-творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
-коллективная творческая деятельность;
-работа над проектами;
-экскурсии;
Основные виды деятельности учащихся:
-навыки дискуссионного общения;
-работа с ножницами;
-работа с бумагой и картоном
-аппликация на стекле;
-аппликация плоская и объёмная;
Результаты изучения курса. Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя;
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- формулировать проблему;
- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем
- творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
-
принимать участие в совместной работе коллектива;
-
вести диалог, работая в парах, группах;
-
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
-
координировать свои действия с действиями партнеров;
-
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
-
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
-
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
-
совершенствовать математическую речь;
-
высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывании;
-
критически относиться к своему и чужому мнению;
-
уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
-
принимать самостоятельно решения;
-
содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Содержание дополнительной образовательной программы кружка «Волшебная мастерская» на 2015- 2016 учебный год
№ п.п.
Разделы рабочей программы
Количество часов
Содержание курса
1 Мастерская игротеки.
8
Домино, головоломки из массы для моделирования
2 Мастерская флористики
8
Картинки из засушенных листьев
3 Мастерская лепки
8
Фигурки животных, композиции из пластилина
4 Мастерская Деда Мороза.
8
Новогодние игрушки из цветной бумаги, гофрированного и цветного картона.
5 Мастерская коллекции идей.
22
Поделки из бумаги. Поделки из ткани. Поделки из ниток
6 Мастерская оригами.
7
Фигурки животных, композиции
7 Мастерская конструирования и моделирования.
8
Плавающие и летающие модели. Игрушки
Тематический план
№
Тема занятий
Кол-во часов
Характеристика деятельности
обучающегося
Дата проведения
по плану
Дата проведения
по факту
Мастерская игротеки, 5
Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами.
1
Определение интересов, склонностей учащихся 03.09 03.09
2
Знакомство с играми, головоломками.
1
Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания.
Работа с играми на совершенствование воображения. Задание по логическому раскрашиванию. 07.09 07.09
3
Изготовление домино из массы для моделирования.
1 10.09 10.09
4
Изготовление головоломок из массы для моделирования.
1 14.09 14.09
5
Изготовление шахмат из шишек.
1 17.09 17.09
Мастерская флористики, 8
6
Подготовка засушенных листьев.
1
Знать о бережном отношении к природе, правилах сбора различных образцов природного материала.
Уметь:
- работать с природным материалом;
- различать породы деревьев, наблюдать за формами и образами природы
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные природные материалы) их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму)
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. 21.09 21.09
7
Картинки из засушенных листьев.
1 24.09 24.09
8
Подбор природного материала. Составление композиции.
1 28.09 28.09
9
Составление композиции из листьев.
1 01.10 01.10
10
Составление композиции из цветущих растений.
1 05.10 05.10
11
Составление композиции из цветущих растений. Ваза с цветами.
1 08.10 08.10
12
Составление композиции из стебельков.
1 12.10 12.10
13
Составление композиции из стебельков. Домик.
1 15.10 15.10
Мастерская лепки, 8
14
Правила работы с пластилином. Инструктаж.
1
Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»).
Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. 19.10 19.10
15
Лепка фигурок животных из пластилина. Ёжик.
1 22.10 22.10
16
Лепка фигурок животных из пластилина. Мишка косолапый.
1 26.10 26.10
17
Лепка фигурок животных из пластилина. Петушок.
1 29.10 29.10
18
Композиции из пластилина. Семейка грибов на поляне.
1 09.11 09.11
19
Композиции из пластилина. Аквариумные рыбки.
1 12.11 12.11
20
Композиции из пластилина. Рябинушка.
1 16.11 16.11
21
Композиции из пластилина. Павлин.
1 19.11 19.11
Мастерская Деда Мороза,8
22
Новогодние игрушки из цветной бумаги. Фонарик
1
Знать приемы рационального использования материала, приемы изготовления украшений из бумаги, основные способы соединения изделий.
Уметь создавать изделия по собственному замыслу
Проектировать изделие - создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные образы.
Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию. 23.11 23.11
23
Новогодние игрушки из бумаги. Нежная снежинка
1 26.11
24
Новогодние игрушки из цветной бумаги. Гирлянда
1 30.11
25
Новогодние игрушки из цветной бумаги. Гирлянда - растяжка.
1 03.12
26
Новогодние игрушки из цветной бумаги. Волшебная Снежинка.
1 07.12
27
Новогодние игрушки из цветной бумаги. Цепочка из бумажных колец.
1 10.12
28
Новогодние игрушки из цветной бумаги. Новогодняя маска.
1 14.12
29
Новогодние игрушки из цветной бумаги. Объёмная гармошка.
1 17.12
Мастерская коллекции идей, 22
30
Поделки из бумаги. Открытка.
1
Знать приемы рационального использования материала.
Уметь:
- разрезать бумагу по прямым линиям;
Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 21.12
31
Поделки из бумаги. Цветы.
1 24.12
32
Поделки из бумаги. Сказочная птица.
1
33
Поделки из ткани. Салфетка.
1
34
Поделки из ткани. Аппликация.
1
35
Поделки из ниток. Шары.
1
36
Поделки из ниток. Закладка.
1
37
Фигурки животных. Гусь.
1
38
Сувениры из проволоки и пуговиц.
1
Знать приемы работы с разными материалами.
Уметь:
- анализировать образец изделия;
- составлять план работы, определять последовательность;
- выбирать различные материалы для воплощения своего замысла
Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, организационных задач
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
39
Сувениры из пластика.
1
40
Футляры для фломастеров, цветных карандашей из сукна или драпа.
1
41
Сувениры из цветной бумаги.
1
42
Вышитые салфетки, полотенца.
1
43
Из чего делают бумагу. Свойства бумаги. Инструктаж.
1
44
Игрушки из бумаги.
1
45
Декоративное панно.
1
46
Мозаика из кусочков бумаги.
1
47
Проработка рисунка иглой.
1
48
Аппликация из стружек.
1
49
Аппликация из гофрированного картона.
1
50
Изготовление игрушек (медведя) с подвижными деталями из картона и цветной бумаги.
1
51
1
Мастерская оригами, 7
52
Знакомство с техникой оригами.
1
Знать:
- что такое оригами.
Уметь: изготовлять квадрат из прямоугольника
Подбирать информацию из различных источников.
Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию.
53
Плавающие модели. Парусник
1
54
Композиции. Тюльпан.
1
55
Изготовление зайца.
1
56
Изготовление утки.
1
57
Изготовление лебедя.
1
58
Изготовление пальчиковых кукол.
1
Мастерская конструирования и моделирования, 8
59
Летающие модели. Самолет
1
Уметь:
- выполнять различные приемы подвижных соединений, создавать изделия по собственному замыслу на основе изученных базовых форм
Метапредметные УУД:
Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы
Личностные УУД:
Приобрести начальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи.
60
Игрушки.
1
61
Изготовление вертушек.
1
62
Изготовление парашюта.
1
63
Плавающие модели.
1
64
«Ракета» (бумага).
1
65
«Кактус в горшочке».
1
66
«Гициант» (торцевание).
1
Перечень информационно-методического обеспечения Для педагога:
-
Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности: 1-4 классы: в 2 ч./ сост. Р.Г.Чуракова. Программа внеурочной деятельности «Город мастеров» Т.М.Рагозина- М.: Академкнига/Учебник, 2012
-
Баркер Э., Мом Д. Первые поделки для малышей / Пер. с фр. О.Ю. Пановой. - М., 2009.
-
Нагибина М.Н. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1998.
-
Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997.
-
Орен Р. Секреты пластилина: Учебное пособие. - М., 2011.
-
Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и природных материалов / Армин Тойбнер, Нелли Болгерт, Рульф Крумбахер. - Ярославль, 2010.
-
Черныш И. Поделки из природных материалов. - М., 1999.
-
Черныш И. Удивительная бумага. - М., 1998.
Для учащихся:
-
Конышева Н.М. «Умелые руки»;
-
«Чудесная мастерская»;
-
«Наш рукотворный мир»;
- «Секреты мастеров».