Умственное воспитание детей в семье

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Машенька»






Умственное воспитание детей в семье




Умственное воспитание детей в семьеУмственное воспитание детей в семье












Воспитатель Стребкова О.А.

2013г В последние годы требования, предъявляемые к умственному развитию детей дошкольного возраста, возрастают. При этом сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из дошкольного учреждения. Игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учреждении ведет к тому, что они все раньше и раньше становятся «маленькими» школьниками. Понятие об умственном воспитании и умственном развитии Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. В работах отечественных и зарубежных ученых в период дошкольного детства и школьный период определяется как самый оптимальный для умственного воспитания и воспитания. Так считали педагоги, которые создали первые системы воспитания (Ф. Фребель, М. Монтессори). В исследованиях Усовой, Запорожца и Венгер выявлено, что возможно умственное развитие детей младшего школьного возраста значительно выше, чем считали ранее. Умственное воспитание - это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни и умение применять усвоенные знания в деятельности. Умственное воспитание и развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Задачи умственного воспитания Важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются: - сенсорное развитие; - развитие мыслительной деятельности; - становление речи; - воспитание любознательности, познавательных интересов. Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «senstis» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. К началу дошкольного возраста значительно расширяются средства умственного воспитания детей. Ведущим видом деятельности и важным средством умственного развития дошкольников является игра. Игра - специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Педагог использует разнообразные игры детей, проводит наблюдения, обучает на занятиях счету, рисованию, лепке, речи. Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.
Основой умственного развития ребенка является его активная деятельность. Но сама эта деятельность формируется, складывается под влиянием обучения и воспитания. Таким образом, перед взрослыми, воспитателями стоят две задачи: осуществляя умственное воспитание, направлять свои усилия на формирование разнообразных видов деятельности, доступных детям данного возраста, и на использование их в целях умственного воспитания ребенка.
Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: - сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; - театрализованные (игры-драматизации) помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; - развивающие (строительно-конструктивные) развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях; - дидактические помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Основное содержание сюжетно-ролевых игр детей - изображение разнообразных действий с предметами. В ходе таких игр дети осваивают общественно закрепленные способы использования предметов, действий с ними. Идет обобщение действий и отделение их в сознании ребенка от конкретного предмета. Появление в игре роли означает изменение в направленности сознания ребенка, в его практическом познании окружающего мира. В центре познания оказывается взрослый человек. Первые ролевые игры по-прежнему отражают действия с предметами, но теперь эти действия и предметы соотносятся с конкретным человеком. Фактически идет освоение разделения труда между людьми: «Кто что делает» - вот что интересует ребенка, что он отражает в своих играх. Однако труд, деятельность взрослых всегда имеет общественную направленность, по ходу ее люди вступают друг с другом в самые разнообразные отношения. Постепенно сознание ребенка переключается с действий человека с предметами на взаимодействия людей друг с другом. В игре моделируются взаимодействия и отношения людей при осуществлении общественных и трудовых функций. Отношения людей регулируются правилами и нормами морали: освоение их в игре означает, что игра одновременно является средством умственного и нравственного воспитания. Таково основное содержание знаний, которое осваивается ребенком в творческой игре. Несомненно, в игре идет и пополнение знаний благодаря действиям с разнообразными предметами и игрушками (знания о свойствах и качествах предметов и их использовании, о материалах, из которых они изготовляются, и т. д.), благодаря обмену мнениями в ходе коллективной игры между ее участниками, советов и пояснений взрослого. В игре происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией. Без выдумки, воображения не существует игры. Но в процессе игры воображение и формируется, развивается. По мере развития детей их творческие игры приобретают все более планомерный характер: дети договариваются о содержании игры, о некоторой последовательности сюжета, использовании игрушек и т. д. В ходе игр тем самым формируется очень важная для развития ребенка планирующая функция мышления. В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к игре, ее содержанию переносится на сами явления и события, побуждая детей наблюдать, вслушиваться, задавать вопросы окружающим. Таким образом, игра, являясь одной из форм деятельности ребенка, формой практики ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Однако это познание предваряется более непосредственными его формами (восприятие, наблюдение, обобщение). Это предъявляет и особые требования к руководству ходом умственного развития ребенка в игре. 1. Воздействие на умственное развитие детей опосредовано содержанием игры, ее структурой, изобразительными средствами. Поэтому творческая игра не может служить средством сообщения новых знаний, планируемого закрепления знаний и умений. 2. Обогащение содержания детских игр через расширение впечатлений, знаний детей об окружающем - основной путь руководства умственным развитием детей в творческой игре. Переработка знаний, их совершенствование осуществляется самим процессом игры. 3. Тщательное наблюдение и анализ игр дает возможность выявить уровень понимания детьми тех или иных событий или явлений и организовать работу по уточнению, углублению или корректировке знаний. 4. Необходимо в ходе повседневного руководства творческими играми детей поощрять творчество, фантазию, выдумку. 5. Руководство играми должно быть направлено на постепенное приучение детей к предварительному определению темы игры, распределению ролей, определению основного направления игры (например, построим самолет и полетим на Луну) и т. д.
Перед педагогом стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.


ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Развивающие игры в детском саду и их роль в умственном развитии ребенка
При всем своем разнообразии развивающие игры объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями: 1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, деталей конструктора и т.д. 2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. 3. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, иначе, если ему все объясняется, у ребенка формируются только исполнительские качества. 4. В игровые задания входят задачи разной сложности: от доступных малышу до непосильных для иного взрослого, поэтому игры могут быть интересны в течение многих лет. 5. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач, нельзя подсказывать ему. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно. 6. Не надо требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать какое-то время. 7. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверить точность выполнения задачи. 8. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.
Из всего многообразия развивающих игр используются в работе с детьми: 1. Конструкторы различных форм и конфигураций 2. Игры с палочками Кюизенера 3. Разнообразный природный материал, коллекции семян, камней, песок.
Конструирование предъявляет специфические требования к умственной деятельности ребенка, а именно: а) целенаправленное восприятие конструируемого предмета - его целостного облика, отдельных частей и их взаимоотношений; б) умение зрительно расчленить модель на отдельные элементы и соотнести их с имеющимися деталями; в) умение представить предмет в его деталях, в различных пространственных положениях; г) наличие способности к четкой ориентации в пространственных отношениях; д) наличие умений оценить конструктивные возможности деталей и материалов; е) планирование деятельности в уме с последующим переводом действий в материализованный план; ж) умение оценивать ход конструирования, выполнение его отдельных частей с точки зрения назначения и общего облика воссоздаваемого предмета. Таковы умственные действия, навыки и умения, которые обеспечивают успешность конструирования и которые вместе с тем в этой деятельности и формируются. Игры на конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть как общее для целой группы предметов, так и своеобразное. Педагогическое руководство умственным развитием детей в процессе конструирования заключается прежде всего в целенаправленном обогащении представлений детей о предметах, зданиях и сооружениях, при специфическом направлении этих наблюдений. В процессе игровой деятельности, связанной с рисованием, лепкой, аппликацией, происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий. В процессе игр, связанных с рисованием, формируются пространственные представления ребенка: расчленение целого на части, положение предмета в пространстве, а также восприятие ребенком цвета во всем его разнообразии. В итоге игра с рисованием (как и другие виды изобразительной деятельности) способствует формированию представлений о типичном строении предмета, эталонов свойств предметов, умений применять их при обобщении сенсорного опыта. В играх, связанных с трудовой деятельностью содержатся большие возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для маленького ребенка, как бы оно ни было элементарно, на первых порах представляет известную умственную задачу. Он должен понять, осознать, что ему нужно делать, зачем, должен подумать о том, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал и «инструменты», с которыми предстоит действовать, воспринять и оценить их свойства, соответствие предстоящей задаче. Только в единстве знаний, навыков и умений формируется трудовая деятельность ребенка и те психические качества личности, которые с ней связаны. В процессе игр формируется система знаний о свойствах материалов, об орудиях труда и инструментах (используемых детьми дошкольного возраста), о способах выполнения тех или иных трудовых операций, о значении труда и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности. Организуя умственную деятельность детей в дидактической игре, педагог должен ясно представлять себе, что в игре уже знакомо, и что новое - что и составляет познавательную задачу данной игры. Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил дает возможность воспитателю более планомерно использовать дидактические игры для умственного воспитания детей. Руководство умственным развитием детей через дидактическую игру осуществляется: 1) путем подбора игр с постоянно усложняющимся содержанием (как по характеру и объему знаний, так и по умственным задачам, которые они содержат); 2) обучением детей дидактическим играм (объяснение содержания, правил, способов действий); 3) контролем за выполнением правил, приучением детей к самоконтролю и взаимоконтролю в ходе игры. Необходимо отметить, что, руководя дидактическими играми детей, следует всемерно сохранять их заинтересованность в игре, их самостоятельность, игровую форму.


Примеры игр и упражнений, направленных на развитие умственных способностей у дошкольников. Составление рассказа по картинкам Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так, а затем предлагает ему составить рассказ по картинкам. Понимание грамматической конструкции предложений Наташа пошла гулять после того, как полила цветы. Ребенка просят объяснить, что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы? Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас. Ребенка просят ответить на вопрос: кто старше? (Саша.)

Узнавание предметов по заданным признакам Назови предмет, про который можно сказать: желтый, продолговатый, кислый;продолговатый, зеленый, твердый, съедобный. Кто обладает следующими признаками? Пушистый, ходит, мяукает;
О чем можно сказать: гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает? Кто или что может быть: высоким или низким; холодным или горячим; твердым или жидким; узким или широким? Какому времени года соответ­ствует следующее описание? День становится длиннее, все больше солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда. Детям также предлагается настольно-печатная игра по экологии «Деревья наших лесов» эта игра позволяет закрепить с детьми названия деревьев, научить детей видеть и различать цветущую ветвь, весенний побег, плоды растения, семя, лист. В этой игре так же развивается познавательно-речевая активность детей. Они могут сказать, как называется то или иное растение, где оно распространено, какими плодами оно плодоносит, какой формы лист данного растения и т.д.
На занятиях по развитию речи используем развивающие игры. Выполняя эти задания, мы помогаем детям развивать звуковую культуру речи, сформировать словарный запас, освоить правильный грамматический строй речи, тренировать связную речь. Кроме того, выполнение заданий разовьёт зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, а раскрашивание картинок сформирует графические навыки у детей. Вот несколько образцов занимательных заданий: 1. Произнеси слова. Какими звуками они отличаются? 2. Какая картинка должна быть вначале, а какая - в конце? Расставь цифры по порядку. Придумай рассказ по этим картинкам. 3. Расскажи о каждом предмете: как он называется, из чего сделан, для чего нужен? 4. Соедини друг с другом стрелочками большой и маленький предметы. Назови большой предмет и ласково - маленький.

Значение умственного воспитания во всестороннем развитии личности Умственное воспитание имеет следующее значение: 1. Содействие эстетическому воспитанию 2. Развитие ума ребенка и его психических процессов 3. Формирование системы знаний, развивается речь 4. Содействует трудовому воспитанию, т.к. умственное воспитание - это трудовой процесс и прежде чем что - то сделать необходимо поставить определенную цель и спланировать дальнейшую деятельность. 5. Содействует нравственному воспитанию (любовь к животным, бережное отношение к окружающим, взаимопомощь) 6. Содействие физическому воспитанию, т.к. если ребенок физически нездоров, то плохо усваивает знания, поэтому чтобы физически развиваться надо быть интеллектуально развитым. Необходимость умственного воспитания заключается в том, что: - Происходит подготовка детей к обучению в школе; - Знания у них формируются в системе; - Формируются мыслительные операции и расширяется умственный кругозор.



Список литературы:Умственное воспитание детей в семье

© 2010-2022