Конспект урока по окружающему миру 2 класс Невидимые нити

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Невидимые нити Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы; научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; читать и обсуждать текст (стихотворение); делать выводы из изученного материала. Оборудование: листочки с вопросами для работы в группах; у учащихся - стрелки из цветной бумаги. Ход урока I.Организационный момент II. Актуализация знаний - Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное. Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет... (черепаха - пресмыкающееся). У маленькой животинки Сто серебристых Монеток на спинке. (Рыба.) Лежит веревка, Шипит, плутовка, Брать ее опасно - Укусит. Ясно? (Змея - пресмыкающееся.) Деловитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком - Он поделится медком. (Пчела - насекомое.) У меня ходули - Не страшит болото. Лягушат найду ли - Вот моя забота. (Цапля - птица.} - Кто дома сравнил жабу и лягушку? Поделитесь своим открытием. - Кто узнал о каком-либо животном? (Заслушиваются сообщения учащихся. Можно использовать КИМы(тест14, с. 20).) III. Самоопределение к деятельности - Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса. (Заяц питается корой осины, лиса питается зайцами.)
  • Как связаны дуб, кабан, волк? (Волк охотится на кабана, кабан питается желудями с дуба.}
  • Что произошло бы с лесом, если бы исчезли осины, волки? (Ответы детей.)
  • Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)
  • Прочитайте тему урока на с. 64 учебника. (Невидимые нити.)
  • Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Выяснить, что называют невидимыми нитями.)
  • А что говорит Муравьишка? Прочитайте.
IV. Работа по теме урока (Учитель или подготовленные ученики читают рассказ на с. 64-65 учебника.)
  • О каких невидимых нитях говорится в рассказе? (О связях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
  • Как можно озаглавить этот рассказ? («Доброе» дело. Семь раз отмерь - один раз отрежь. Лес и человек. Как лес людям отомстил.)
  • Составьте цепочку: что с чем связано в данном тексте? (Человек вырубил кустарники, и исчезли птицы, которые гнездились в них, расплодились насекомые и жуки, которых раньше поедали птицы, насекомые стали поедать листья и грызть корни деревьев, деревья высохли.)
  • Как вы думаете, чем это все закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
  • Прочитайте задание на с. 65. Выполните его в парах.
  • Какие связи вы увидели? (Примерный ответ. Божья коровка питается тлей, если не будет божьих коровок, то станет много тлей, которые погубят растения. 2. Пчела собирает нектар с цветов, если на будет цветов, то пчелы тоже улетят, тогда у человека не будет меда. 3. Синица поедает гусениц, если не будет синиц, гусеницы размножатся и погубят много деревьев.)
• Как человек может нарушить эти связи? (Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространяться тля, уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.) Действительно, божья коровка - отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю. Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей. • Почему нити называют невидимыми? (Их нельзя увидеть, но они существуют.) В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек. V. Физкультминутка Вы уже знаете, что можно общаться и даже что-то объяснять без слов, а только с помощью жестов.
  • Покажите жестами то, о чем я сейчас буду говорить.
  • Ярко светит солнце.
(Учащиеся расставляют пальцы и соединяют ладони.) • Растут цветы. (Учащиеся соединяют локти и раскрывают ладони.)
  • Рядом с полянкой бежит ручеек. (Учащиеся руками изображают волны.)
  • На цветок садится красивая бабочка.
(Учащиеся раскрывают ладони, соединив большие пальцы.) VI. Продолжение работы по теме урока 1. Моделирование - Предложите способ изображения связей с помощью моделей. (Например, с помощью стрелок из цветной бумаги.) (Эту работу можно проводить в группах.) 2. Работа по учебнику (Класс делится на группы. Подготовленный ученик или учитель читают стихотворение Б. Заходера на с. 66-67. Учитель заранее готовит на отдельных листочках вопросы к стихотворению для каждой группы. Учащиеся обсуждают вопросы и отвечают на выбранный вопрос.) Вопросы
  1. Докажите, что человеку нужны мошки.
  2. Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников.
  3. Почему без кошки у мышки не лучше делишки?
4. Почему ошибкой окажется, если кто-нибудь лишним покажется? 3. Выполнение заданий в рабочей тетради №1,2 (с. 24). (Самостоятельное выполнение.) VII. Рефлексия (Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 67, в рамке).) . - Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.) VIII. Подведение итогов урока
  • Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы выполнили?
  • О каких невидимых нитях мы сегодня говорили?
  • Что нового вы узнали? Какие выводы сделали?
Домашнее задание
  1. Приготовить рассказ о невидимых нитях.
  2. С помощью взрослых привести примеры того, как человек может нарушить связи в природе.
Дополнительный материал *** Растения - не только основная пища, но и убежище для многих зверей и птиц. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери - кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным. А животные, в свою очередь, помогают расселяться растениям. Из запасов орехов, сделанных белками и кедровками, вырастают новые хвойные деревья. - Как вы думаете, что же будет, если что-нибудь нарушить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей? Останется ли лес жить дальше или умрет? А знаете ли вы, что...
  • Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна, то получается, что одна сова спасет в год 1 т хлеба.
  • Кукушка за 1 ч съедает 100 гусениц.

© 2010-2022