- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Склонение имен существительных (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Склонение имен существительных (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рябова О.Н. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока русского языка
Тема «Склонение имен существительных»
Задачи: Образовательные: Формирование понятия «падеж имен существительных». Формирование умения склонять имена существительные. Формирование умения использовать имена существительные в нужной падежной форме. Формирование умения искать главное слово, от которого нужно ставить падежные вопросы к зависимому имени существительному. Формирование умения ставить правильные падежные вопросы от главного слова к зависимому имени существительному. Отработка изученных словарных слов: комната, кровать.
Развивающие: Регулятивные УУД: рефлексивного действия осознания границы знания и незнания и целеполагания в процессе анализа учебной проблемы и постановке учебной задачи урока; действия самоконтроля на этапе чистописания, в процессе проверки записанного словарного слова и домашнего задания; действия коррекции в ходе исправления составленного предложения, допущенных учителем ошибок в заданиях-ловушках, рефлексивная оценка при выделении трудностей в изменении существительного по вопросам, их причин; рефлексивно-оценочных действий на этапе итога урока при осознании результатов учебной деятельности и степени решения учебной проблемы; Личностные УУД: развитие действия смыслообразования на этапе постановки учебной задачи, на этапе осознания детьми для чего им нужно изучать падежи существительных, в процессе выяснения значимости чистописания, словарной работы; Познавательные УУД: развитие логических действий: анализ (при изучении учебной проблемы, работе с лингвистическими примерами), сравнение (при работе с информацией в учебнике), обобщение (при составлении вывода). Развитие информационных действий в процессе работы с правилом в учебнике, выяснения задания упражнений. Коммуникативные УУД: обоснование точки зрения по поводу сущности проблемы, объяснение собственных и чужих ошибок при склонении имен существительных, формулировка оценочных суждений о степени успешности деятельности на этапе итога урока;развитие психических процессов (логической памяти, произвольного внимания). Развитие связной речи в процессе составления предложения с изученными словарными словами.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке; аккуратность при работе на доске и в тетради.
Ход урока I.Орг.момент -Сейчас урок русского языка. Проверьте, все ли готово к уроку. На столах должны лежать тетрадь, учебник, дневник, пенал. Все готовы? Молодцы. Ребята, а для чего нам нужно учиться русскому языку? -Нам необходимо изучать русский язык, чтобы правильно и грамотно писать. -Тогда будем внимательно слушать друг друга и дружно работать.
- Чистописание
4.Проверка д/з упр.60 стр.34 -Какие трудности у вас возникли при выполнении д/з. -Прочитайте пары слов. -Назовите род имен существительных. -Объясните написание имен существительных с шипящими на конце.
5.Постановка учебной проблемы -Ребята, прочитайте текст, записанный на доске. Все ли правильно в нем написано? Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя сосна всегда зеленая. Прилетел к сосна дятел. Села на сосна синичка. Растут под сосна маслята. Резвые белки играли на сосна. Они бесстрашно перепрыгивали с ветки на ветку. -Нет. -Исправьте текст. (1 учащийся вызывается к доске, остальные следят, контролируют правильность выполнения задания, при необходимости исправляют и помогают).
Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя сосны всегда зеленая. Прилетел к сосне дятел. Села на сосну синичка. Растут под сосной маслята. Резвые белки играли на сосне. Они бесстрашно перепрыгивали с ветки на ветку.
-Скажите, по какому правилу изменяются данные существительные в этом тексте? -??????????????? -Ребята, существительное изменяется по числам? -Нет. -Какой вопрос возникает? -Как еще может изменяться имя существительное?
6.Решение учебной проблемы -Выпишите слово сосна вместе с вопросами и тем словом, от которого ставится вопрос. (1 учащийся выполняет у доски, остальные - в тетрадях) - Любит расти (кто? что?) сосна, хвоя (кого? чего?) сосны, прилетел (к кому? к чему?) к сосне, села (на кого? на что?) на сосну, растут (под кем? под чем?) под сосной, играли (на ком? на чем?) на сосне.
-Что изменяется в слове при изменении его по вопросам? -Окончание. -Выделите в словах окончание. -Попробуйте сформулировать тему нашего урока? -Изменение окончания имен существительных в зависимости от вопроса. -Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? -Будем изменять имена существительные по вопросам. -А зачем нам их изменять? -Чтобы правильно писать окончания имен существительных. - Ребята, такая грамматическая форма, выражающая отношение имени существительного к другим словам в предложении называется падеж. - Посмотрите, сколько раз слово меняет окончание? - Имя существительное сосна 6 раз поменяло свое окончание. -Верно, это значит в русском языке 6 падежей. - А вот как называются эти падежи, вы сейчас узнаете сами. Для этого каждая пара получит 3 стихотворения о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного. (Учащиеся самостоятельно пробуют выполнить это задание). Проверка -Итак, давайте же с ними познакомимся. (учащиеся читают стихотворения в соответствии с номером карточки)
-
Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
Ив подлежащеезовут.
Мои вопросы - кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
2. А я - падеж родительный.
Характер мой - общительный.
Кого? Чего? Нет - вот он я! Со мною все мои друзья! - С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в Р.п? Какое вспомогательное слово они имеют?
3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать. - С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в Д.п.? Какое вспомогательное слово они имеют?
4.А я - винительный падеж
И я во всём винюневежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
- С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в В.п? Какое вспомогательное слово они имеют?
-
А я - творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! - Чем?
Творите! - С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
- С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в Т.п.? Какое вспомогательное слово они имеют?
6. Я - падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил? - С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в П.п.? Какое вспомогательное слово они имеют? (Работая с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей на интерактивной доске):
ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Падеж Вопрос Слова - помощники Именительный Кто? Что? Есть Родительный Кого? Чего? Нет Дательный Кому? Чему? Рад, даю Винительный Кого? Что? Вижу, виню Творительный Кем? Чем? Доволен Предложный О ком? О чем? Говорю
-Данная таблица поможет нам в определении падежа имени существительного.
7.Работа над формулировкой определения -Прочитайте сведения о языке на с.36-37. (Сначала читают самостоятельно, а потом 1 ученик читает вслух). Воспроизводящие вопросы: -Что такое склонение? -Склонение - это изменение имен существительных по падежам. -Сколько падежей в русском языке? Назовите их. - В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. -На какие вопросы отвечает каждый падеж? -Назовите имена существительные в данной падежной форме. Анализирующие вопросы: - Как вы понимаете задание изменить слово по падежам? - Задать падежный вопрос к существительному от главного слова и изменить форму этого существительного по вопросу.
-Какие имена существительные изменяются по вопросам кто? кого? кому? и др., а какие по вопросам что? чего? чему? и др. - По вопросам кто? кого? кому? и др. изменяются одушевленные имена существительные, а по вопросам что? чего? чему? и др. - неодушевленные имена существительные.
Физкультурная минутка для глаз. -А теперь пусть наши глазки немножко отдохнут. Внимательно следим глазками за шариками на доске. (Проводится на интерактивной доске). 8.Формирование способа действия -Давайте составим памятку для определения падежей имен существительных. Составление памятки. - Что нам нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного? -Нужно поставить вопросы от главного слова к имени существительному. - Какое слово будет являться в предложении главным? -Это то слово, с которым связано имя существительное по смыслу, т.е. командует именем существительным. -Правильно, значит, что нам нужно сделать для начала?(шаги памятки появляются на интерактивной доске) 1.Находим то слово, с которым имя существительное связано по смыслу. -Что мы делаем дальше? 2.Задаем от главного слова два падежных вопроса. -Верно, а затем? 3. Узнаем и называем падеж. -И обязательно, что мы делаем? 4.Проверяем себя. -Давайте потренируемся в изменении имен существительных по падежам и в определении падежей.
- Упражнения в склонении имен существительных и правильной постановки вопроса.
-Просклоняйте имена существительные река, рыба. Выделите окончания. (Один ученик работает у доски, записывает падежи, вопросы к ним, имена существительные в нужном падеже, выделяет окончания).
-Выполнение упр.67. Спишите, вставляя в предложения слова в нужной падежной форме.(задание выполняется самостоятельно, далее проводится самопроверка и взаимопроверка)
-Выполните задание в нетбуках. Перенесите в текст вопросы, на которые отвечают выделенные слова.
- Упражнение в распознавании падежей имён существительных с опорой на алгоритм.
-Задания-ловушки: 1.Я считаю, что в предложении «Высоко на ветке дерева сидела синица», слово «на ветке» -Д.п. Права ли я? -Нет. сидела (на ком? на чем?) на ветке (П.п).
2. Я считаю, что в предложении «Собака бежала по тропинке», существительное «по тропинке» отвечает на вопросы по ком? по чем?, значит стоит в П.п. Права ли я? -Нет. Бежала (по кому? по чему?) по тропинке (Д.п.) -Молодцы!
9.Рефлексия -Решена ли учебная задача? -Как еще изменяются имена существительные? -Что надо сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного? -Что у вас хорошо получалось, какие трудности возникли? -Что понравилось делать на уроке, что не понравилось? Почему?
Д/з: с.37 выучить падежи, с.39 упр.68. -Прочитайте задание. -Что нужно сделать сначала, а что потом?
Оценка работы учащихся.
11