Конспект. Самопознание. Тема: В гармонии с природой

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Самопознание. 3 класс Школа: КГУ «Глубоковская средняя школа имени Ы.Алтынсарина». Дата 16.08.2015 г. № 27 Тема: В гармонии с природой Ценность: ненасилие Качества: помогай всегда, не вреди никогда Педагог: Грохотова Л.Н. Кл-во учащихся:18

Цель: расширить представление о «ненасилии» как общечеловеческой ценности.

Задачи:

- Углублять понимание того, что человек должен использовать природу разумно.

- развивать стремление быть защитником природы

-воспитывать ответственное и бережное отношение к природе

Ресурсы:

(материалы, источники)

Позитивный настрой.

Учебник

Притча «Река»

Песня «Лесной олень» Ход урока:

  1. Организационный момент.

Позитивный настрой. «Прогулка в лесу»

- Прошу вас сесть поудобнее. Держите спинку прямо. Ручки и ножки не скрещивайте. Закройте глазки и дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы отправимся в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Вы идете в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглядитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому - нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся все выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы себя чувствуем счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, Здесь мы отдыхаем несколько минут. Сядьте на травку, закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые вас окружают. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь.

2.Проверка опережающего домашнего задания. Дома вы прочитали рассказ Х. Джербрана «Плач поля». 1.О чём этот рассказ? 2.Почему плакали цветы, ручей и птицы? 3.Как правильно мы должны вести себя на природе?






Музыкальное сопровождение «Хрустальная грусть»































































Учебник с.83-84

  1. Цитата урока. «Заботясь о природе, защищая ее и приумножая ее богатство, мы делаем еще один шаг к процветанию»

Антуан де Сент-Экзюпери . 1.Что такое процветание? 2.Когда мы сможем достигнуть процветания? Повторим цитату все вместе. Повторим цитату по рядам.









Интерактивная доска

  1. Я подготовила вам подарок. Сейчас я вам расскажу притчу, а вы послушайте.

Река - притча о природе

Однажды в глубине седой горной вершины что-то загрохотало, треснуло, и в этот момент из самого сердца горы родился звонкий родничок. Он побежал вниз, радостно журча и прыгая через камни. На пути ему встречались братья-ручейки. Они обнимались и дальше бежали уже все вместе. Чем ближе к равнине, тем полноводнее становился ручей. И вот уже не ручей, а полноводная речка рвалась на просторы, переворачивая на своем пути камни и разбивая завалы деревьев. Когда впервые она встретила на своем пути человека, который, погрузив в ее воды свои руки, смотрел на нее с восхищением, то поняла, что он на земле хозяин. Добрый, нежный, сильный и властный хозяин.

Но речка была еще молодая, непокорная, поэтому шаловливо брызнув на него своими холодными каплями, весело устремилась дальше Чем больше она удалялась от родных гор, тем становилась шире и мощнее. Она бывала рада всем, кто хотел искупаться или просто напиться освежающей воды. Она поила и омывала всех желающих и весело бежала дальше.

Чем дальше, тем больше она испытывала на себе власть человека, который заставлял ее крутить колеса мельниц, запирал плотиной и заставлял бежать по другому руслу.

Через некоторое время она узнала, что человек - плохой хозяин на земле, что человек губит природу. Люди забывали о жизни реки, думая только о своей выгоде. Они засоряли ее, загрязняли, сливали в воду яды и нечистоты.

Река старалась изо всех сил справиться. Она очищалась грунтовыми водами, восполняла свои силы осадками и снова дарила радость всем, живущим на земле. Она все еще верила людям и ждала, что о ней начнут заботиться, но время шло, а ее надежды не оправдывались. Река тяжело заболела.

Протекая мимо сверкающего огнями города, река несла свои мутные воды с нефтяными пятнами на поверхности и множеством бумажного и пластикового мусора.

И вдруг она заметила на берегу своего старого знакомого - того первого человека, который когда-то встретился на ее пути. Она вспомнила его добрые теплые руки, которые когда-то с любовью погрузились в ее тогда еще чистые воды.

Сейчас он, желая помочь реке, привел на берег шумную ораву мальчишек и девчонок, которые дружно вылавливали из воды мусор и тряпками собирали с поверхности мазутную пленку.

И река вдруг поверила, что это еще не конец. Что этот человек и эти дети помогут ей, что она будет жить.

Ответы вопросы:

  1. Какие действия совершала река?
  2. Какие действия совершали люди?
  3. О каком правиле должен помнить человек, пользуясь рекой?
  4. Что значит не вредить никогда?
  5. Случалось ли вам, в вашей жизни, быть похожими на мальчиков и девочек из притчи? Расскажите об этом.













Творческая деятельность, групповая работа Класс делится на 3 группы с помощью цветов, раздаёт карандаши, листы бумаги и просит выполнить работу.

1.Инсценировка. Вообразить диалог между речкой и человеком (Разговор персонажей должен отразить тревогу за сохранность живой природы, её обитателей)

2.Прочитайте словосочетания, выберите одно из них, выполните рисунок и объясните его значение:

Мудрый дуб

  • Разговорчивая береза

  • Золотая липа

  • Пугливая осина

  • Живучий тополь

  • Озорной клен

  • Волшебная рябина

  • Щедрая река

  • Рисунок вывешиваются в специально отведенном месте, учащиеся комментируют его.

3 Нарисовать плакат «Береги природу!»
Магнитная доска

  1. Домашнее задание Работа в тетради.
Напишите письмо-обращение к тем людям, которые жестоко обращаются с природой ( это может - быть с животными, водными объектами, деревьями, травами.) Подумайте, с какими словами вы обратились к людям, чтобы сохранить Землю. 2.Прочитать «Легенда о мергенах» стр.89-90
  1. Групповое пение Слова и музыка Спирхина В.

Все вместе исполняют песню

Смотри, вот опять в небесах
Плывет черный дым над тайгой
День и ночь под рев машин
Землю так свою крушим,
Словно мы на планете чужой.
Скалу поднял взрыв на дыбы.
Ушла вдруг вода из ручья.
Мать-Земля, за часом час,
На руках качая нас,
Разве знать ты могла, где беда твоя

Прости, Земля!
Мы ведь еще растем.
Своих детей прости за все, за все.
Поверь, Земля, люди найдут пути
Спасти тебя, себя спасти.

Ищи хоть две тысячи лет,
Лети к самой дальней звезде,
И в немыслимой дали
Мы другой такой Земли
Не найдем никогда и нигде.
Земля то в траве, то в снегу.
Земля, где в пол-неба заря,
Каждый день и час любой
Мы в долгу перед тобой,
Неразумных детей ты прости, Земля

Прости, Земля!
Мы ведь еще растем.
Своих детей прости за все, за все.
Поверь, Земля, люди найдут пути
Спасти тебя, себя спасти.

Прости, Земля!
Мы ведь еще растем.
Своих детей прости за все, за все.
Поверь, Земля, люди найдут пути
Спасти тебя, себя спасти
Прости, Земля!
Мы ведь еще растем.
Своих детей прости за все, за все.
Поверь, Земля, люди найдут пути
Спасти тебя, себя спасти.


Фонограмма песни «Прости земля, распечатанный текст на каждого учащегося 3.Заключительная минутка тишины. -А сейчас я предлагаю вам сесть ровно, выпрямить спинку, закрыть глазки. Подумайте о том, что нового и хорошего вы узнали на уроке. Посидите в тишине минуточку. Откройте глазки. Урок окончен. Спасибо!

Источник:
«Самопознание» - методическое пособие для учителя,«Бебек» - Алматы, 2010.
Neizvesten_Hrustalnaya_grust_(vmusice.net)youtube.com/watch?v=53Gzq7ruBQ0-музыка

Фонограмма песни «Прости земля». 9733Detskie_pesni9733_98349835Lesnoj_olen98349835_(vmusice.net)- фонограмма песни «Лесной олень»

© 2010-2022