- Преподавателю
- Начальные классы
- Н. Носов «Живая шляпа»
Н. Носов «Живая шляпа»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Исаева А.В. |
Дата | 20.04.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска
ИСАЕВА АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа» Цель деятельности педагога: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова "Живая шляпа" и биографией автора. Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания, речевого слуха и фонематического восприятия. Универсальные учебные действия, на развитие которых направлен урок:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют первоначальный контроль своих действий; принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; понимают важность планирования своей деятельности;
- коммуникативные: умеют выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; проявляют интерес к общению на уроке; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии;
- познавательные: выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление); выделяют события, видят их последовательность в произведении; выделяют в тексте основные части; структурируют знания.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: медиапроектор, экран, колонки, презентация.
Педагогические технологии:
-
объяснительно - иллюстративного обучения;
-
словесной продуктивной и творческой деятельности;
-
педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-
информационно-коммуникативная технология.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Веселый прозвенел звонок, Мы начинаем наш урок. - Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
- Кто хочет стать настоящим читателем?
- А что для этого надо делать? (Уметь грамотно читать!) - Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.
2. Речевая разминка.
1) Упражнения для развития артикуляционного аппарата. Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения: вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2-глубокий вдох (про себя),3- задержали дыхание, выдох - плавный счёт от 1 до 10 (или пока хватает дыхания);
Прочитать слитно СЛАЙД А О У Ы И Э А Ы О У Э И О У А Э И Ы З С Ж
2) Работа над выразительностью.
СЛАЙД
Делу - время, потехе - час.
Меньше слов - больше дела. - Прочитать, ставя логическое ударение (выделяя голосом) поочередно на каждое из слов. Прочитать с разной интонацией.
3) Тренировка навыка чтения целыми словами.
СЛАЙД
плюх-ну-лось со-скольз-ну-ла по-смо-три
под-прыг-ну-ла рас-кра-ши-ва-ли при-от-кры-ли
Дети читают по указке учителя сначала по слогам, затем целыми словами.
3. Актуализация, целеполагание. Знакомство с творчеством Н.Н. Носова. - Ребята, сегодня нас ждет приятная встреча с одним из детских писателей - Николаем Николаевичем Носовым. Портрет его вы видите на СЛАЙДЕ. - Рассмотрите внимательно фото, и попробуйте понять каким, был человек, изображённый на слайде. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?
- Для кого знакомо имя автора?
- Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?
СЛАЙДЫ - Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже знакомы с некоторыми их них. Рассказ учителя: СЛАЙДЫ - Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром - постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова - ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории. Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках Носова читатель постигает такие понятия, как честность, долг, дружба, совесть.
- Всё ли вам понятно в моём рассказе? Актёр - артист - исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении. Институт - высшее учебное заведение. Кинематография - искусство воспроизведения на экране заснятых на плёнку движущихся изображений, которые создают впечатления живой действительности. Режиссёр - творческий работник, руководитель театральных, зрелищных программ. Ровесник - человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник. - Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех - дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.
СЛАЙДЫ - По его произведениям созданы мультипликационные фильмы и художественные фильмы. - Писатель был на войне, во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы. Его труд был отмечен правительственными наградами - двумя премиями. В этом году Н.Носову исполнилось бы 105 лет!
Мотивация
(учитель читает стихотворение, набросив шляпку себе на голову)
Шляпа - лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
- Что такое шляпа? СЛАЙД - Какие бывают шляпы? СЛАЙД (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)
СЛАЙД - Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? - А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома. - С чего начнем работу над новым произведением? (Читаем фамилию автора, вспоминаем о ком и о чём он пишет, читаем заголовок, рассматриваем иллюстрацию, если она есть и делаем предположение содержания произведения.)
- Что для этого нужно сделать?
- Чему будем учиться сегодня на уроке?
- Как учиться читать?
4. Прогнозирование содержания по заголовку. - Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)
- Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?
5. Словарная работа.
- В тексте встретятся слова, уточним их значение.
СЛАЙД Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
Треснуть - ударить.
Плюхнуться - тяжело сесть, упасть.
Швырять - бросать с силой.
Фыркать - с шумом выпускать воздух.
Динамическая пауза.
К шляпе дружно подойдем,
Ее взглядом обведем!
С нами, шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет-
Ты живая или нет?
6. Первичное знакомство с произведением.
Прослушивание записи и просмотр иллюстраций к произведению.
7. Анализ произведения, выборочное чтение. Беседа по первому восприятию. - Какие предположения оправдались? - Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли во время прослушивания. - За кого вы волновались и почему? - Что произвело на вас впечатление? - Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков? Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как он о них рассказывает. Предлагаю перечитать произведение и разобраться.
Выборочное чтение.
Читают до слов «...что-то плюхнулось на пол» - Узнали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет)
- А читатели? (да) - Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. - Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? - Смелые они мальчики или трусишки? Чтение второй части рассказа до слов «ай - прыг на диван. Володя за ним». - Что испугало мальчиков? (шляпа, которая двигалась) - Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? (да, понимали) - Найдите в тексте слова, которые говорят об этом. - Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведет себя странно, непонятно? (да). Чтение третьей части рассказа до слов «прибежали на кухню». - Какими словами говорит автор о состоянии мальчиков? («трясутся от страха») - Что же они предприняли? Чтение 4 части рассказа до слов «и стали швырять ее в шляпу». - Кто из мальчиков, Володя или Вадик, вам больше нравится? - Кто из них посмелее? (Ответы детей) - Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу? Чтение рассказа до конца. - Что испытали мальчики, когда узнали, «секрет» шляпы? (облегчение) - Почему Вадик стал обнимать котенка, ласкать его? (обрадовались, что прошел страх, им стало жалко Ваську, которому зря попало). - Как вы теперь ответите на вопрос смелые они мальчики или нет? (смелые) - Как автор относится к своим героям (с симпатией) - Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно? - Как можно побороть свой страх? - Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа? СЛАЙД
- Волков бояться - в лес не ходить.
-
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
-
У страха глаза велики.
Динамическая пауза. СЛАЙДЫ
Все котятки мыли лапки вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки вот так, вот так!
А потом они играли вот так, вот так! (прыжки)
А потом они устали, сладко-сладко засыпали
Вот так, вот так!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
8. Работа в группах. СЛАЙД
1 группа: выполнение теста.
1. Кота в рассказе зовут:
а) Борька; б) Васька; в) Тишка.
2.Что делал котёнок в начале рассказа?
а) сидел на полу возле комода и ловил мух
б) спал на диване
в) играл с мальчиками
3. Кот попал под:
а) платок; б) пальто; в) шляпу.
4. Как звали мальчиков - героев рассказа?
а) Иван Иванович и Степан Степанович
б) Толя и Коля
в) Володя и Вадик
5. Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:
а) лыжную палку; б) кочергу; в) доску.
6. Чем стреляли мальчики в шляпу:
а) морковкой; б) картошкой; в) огурцами.
7. Кто был под шляпой:
а) щенок; б) котенок; мышонок.
2 группа: составление плана.
На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.
План.
Из-под шляпы вылез котёнок Васька.
Она живая!
Шляпа соскользнула с комода.
Битва со шляпой.
3 группа: составление синквейна со словами шляпа, котенок.
1 - тема (одно слово)
2 - описание темы (два слова-признака)
3 - действия в рамках этой темы (три слова-действия)
4 - это фраза, показывающая отношение к теме (4 слова)
5 - слово, которое повторяет суть темы (близкое по значению к первому слову)
4 группа: разгадывание анаграмм.
Не все слова из этого списка встречались вам в рассказе "Живая шляпа". Найдите "лишнее" слово.
натамок (комната) торкашка (картошка)
дымок (комод) зиркона (корзина)
черогак (кочерга) ватьрок (кровать)
нотёнок (котёнок)
- Проверка групповой работы.
9. Определение жанра произведения. - К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучали? (Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.) - Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ.) - Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Добрые, точные и справедливые слова о творчестве Носова сказал писатель В. Катаев: «…Он в совершенстве постиг характер того чудесного, странного, милого существа, которое называется «мальчик»… Мальчики Носова несут в себе все черты настоящего человека: взволнованность, одухотворённость, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».
10. Итог урока. Рефлексия
- Можете ли вы посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему? - Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора? - Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение. - Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем? - Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух) - Представьте, что наша шляпа стала волшебной, и, надев ее, вы можете загадать самое заветное желание.
- У вас на партах лежат шляпки, примерьте их на головы. Загадайте свое заветное желание.
(пауза, звучит музыка) - Поделитесь, если хотите, своими мыслями. (Выступления детей по желанию). Мечта учителя: (в шляпе) - Мне очень хотелось бы, чтобы наш класс был смелым, дружным и веселым.
- Оцени себя за урок.
«Лист самооценки»
Узнал что-то новое Научился
о писателе
Расстроился Я Понял, что…
Удивился Ничего не понял
Выставление и комментирование оценок.
11. Домашнее задание.
На выбор: прочитать текст по ролям, пересказ по плану.
Творческое задание: нарисовать рисунок - каким вы представили себе котенка.
Литература и интернет - источники:
- Словарик «Писатели в учебной литературе»: Начальная школа/сост. С.В. Кутявина, - М.: ВАКО, 2010.
- Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.- М.: Школьная библиотека, 2006.-240с.
- Начальная школа: Справочник школьника: Учеб. изд. для 1-4 кл. /Сост. Бирюкова А.А., Синицына Е.И. - М: Филолог. об- во «Слово»: Компания «Ключ - С»: АСТ, 1999 - 640 с.
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Рус.яз., 1989 - 750 с.
- Литературное чтение, 2 класс: Учебник: 2 класс: в 2-х частях/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, - М.: Просвещение, 2011.
- Шаблон презентации Коровиной И.Н.
- gdekniga
- books.yandex.ru
- bookvoed.ru
- nsportal.ru
- festival.1september.ru
- zavuch.info
- lukoshko.net