Урок познания мира на тему Явления природы (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Явления природы»

Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, что такое явления природы.

Задачи:

Формирование представления о характерных признаках явлений природы в разные времена года.

Систематизация полученных и имеющихся у обучающихся знаний по теме.

Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года.

Развитие познавательной активности.

Воспитание через элементы музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы.

Ход урока

1. Организационный момент

- А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

2. Актуализация знаний.

- Отгадайте загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.

- Какие времена года вы знаете?

Игра «Четыре времени года»

- Выбираются 4 человека - весна, лето, зима, осень. Остальные дети называют по одному сезонному признаку любого времени года. Если ответ верный - ребёнок подходит к времени года. Условие - не повторяться.

- Каждое время года неповторимо, природа радует, удивляет человека своей красотой. Для каждого времени года характерны свои проявления природы, по-другому называем мы их явлениями природы.

- Так о чем же мы сегодня на уроке будем говорить. Какова тема нашего урока?

3. Постановка учебной задачи.

- Мы поговорим о явлениях природы. О том, для какого времени года характерно данное явление.

4. Открытие нового знания.

1) Отгадайте, какое это явление природы?

Вечером родится, ночью живет, утром умирает. (Роса)

Для какого времени года характерно это явление природы? (летом)

На доске под иллюстрацией с изображением лета вывешивается карточка со словом «роса».

2) Отгадайте загадку:

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не пойду,
Покуда он идет. (Дождь)

Для какого времени года характерно это явление природы? (Дожди бывают летом, осенью и весной)

На доске под иллюстрациями с изображением весны, лета и осени вывешиваются карточки со словом «дождь».

3) Очень часто летний дождь приходит не один, а вместе с другим явлением природы, которое я сейчас предлагаю вам угадать.

Раскаленная стрела
Дуб свалила у села. Гроза (молния).

Посмотрите на фотографию, послушай приближение грозы. В какое время года мы можем наблюдать грозы?

Дожди с грозами характерны именно для лета, но первые грозы приходят к нам весной.

Послушайте, как о первой весенней грозе сказал известный русский писатель Федор Иванович Тютчев:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Почему о первом громе говорится, что он грохочет «как бы резвяся и играя»?

4) А мы продолжаем знакомство с явлениями природы.

Что это? И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (иней)

Для какого времени года характерно это явление природы? (зима)

В какую погоду появляется иней? (Когда после небольшой оттепели бывает мороз.)

5) О каком явлении природы говорится в этой загадке?

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)

Для какого времени года характерно это явление природы? (зима)

В какую погоду идет снег? (Когда нет сильного мороза.)

6) Снег зимой может идти весь день или несколько дней. И тогда говорят, что на улице…(снегопад)

7) Но вот пригрело ласковое весеннее солнышко. Под его теплыми лучами снег дрогнул и начал …(таять)

Для какого времени года характерно это явление природы? (весна)

Посмотрите на фотографию, послушайте звуки наступающей весны. Что вы в них услышали? (Радость природы, пробуждающейся от зимнего сна.)

8) Посмотрите на следующий слайд. Как называется это природное явление? (Ледоход)

Для какого времени года оно характерно? (весна)

Послушайте, как трещат льдины, сталкиваясь между собой, напирая друг на друга.

9) Отгадайте загадку.

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти. (радуга)

В какое время года бывает радуга? (лето)

Когда на небе появляется радуга? (после дождя)

Кто из вас знает сколько цветов у радуги?

10) Название этого явления природы произошло от двух слов - листья падают. Как оно называется? (листопад)

Когда бывает? (осенью)

11) И еще об одном явлении природы мы с вами сегодня узнаем. Посмотрите на слайд. Что это? (туман)

Туманы бывают в каждом из времен года.

5. Первичное закрепление.

1) Из приведенных на слайде объектов природы выберите те, которые относятся к теме нашего урока.

2) Работа по учебнику с.22 (читают хорошо читающие дети).

6. Самостоятельная работа.

Работа в тетради по окружающему миру.

7. Рефлексия учебной деятельности.

О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового?

Какой вывод сделаем?

Какие явления природы характерны для весны лета, осени, зимы)?

Достигли ли мы поставленной цели?

Понравился ли вам урок?


© 2010-2022