- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения (интегрированный с музыкой) Музыка в народном стиле
Урок литературного чтения (интегрированный с музыкой) Музыка в народном стиле
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Евстигнеева М.С. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Музыка в народном стиле»
Тип урока: интегрированный (музыка и литературное чтение), урок обобщения и систематизации знаний. Цели и задачи: - углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле; Образовательные: - проверка и оценка знаний учащихся о характерных чертах народной и композиторской музыки; - умения находить сходства и различия между музыкой народной и композиторской; - повышение интереса к предмету «Музыка»; - обобщение знаний о жанрах устного народного творчества; - сопоставление народной и авторской сказки. Развивающие: - развитие вокальных навыков; - развитие артистических способностей; - развитие чувства метроритма; - развитие навыка устной речи, памяти, логического мышления, внимания; - создание условий для реализации творческих способностей учащихся. Воспитательные: - воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; - воспитание исполнительской и слушательской культуры; - формирование умений работать в команде, паре, прислушиваться к мнению других; - формирование умений вести дискуссию; - воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к своему народу. Планируемые образовательные результаты Предметные: - знать и уметь объяснять характерные черты народной песни; - жанры народной песни; - русские народные инструменты; - жанры русского народного творчества; - характерные черты народной и авторской сказки; - различать тембры звучания музыкальных инструментов; - формирование основ музыкальной культуры на основе русской народной музыки; - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных композиций; - исполнение вокально-хоровых произведений; - умение играть на музыкальных инструментах; Метапредметные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора; - овладение навыками умения разыгрывать народные песни; - навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности. Личностные: - осознание ценности культуры русского народа; - формирование эстетических чувств на основе русской национальной культуры; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов. Универсальные учебные действия (УУД) Личностные - развивать учебно-познавательный интерес к изучению темы; - сотрудничать с учителем и одноклассниками; - формировать способность самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. - осознать необходимость изучения темы. Регулятивные -планировать своё действие в соответствии с поставленной учебной задачей - уметь фиксировать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретенных знаний. - коллективно формулировать тему, цель, проблемные вопросы урока; - воспринимать адекватно оценки учителя, сверстников, работая в группе; - осуществлять рефлексию собственной деятельности. Познавательные - извлекать, обобщать, анализировать и перерабатывать информацию для получения необходимого результата; - устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий; - строить устные высказывания, грамотно используя музыкальную и литературную терминологию; - сравнивать выполненную работу с образцом; Коммуникативные - уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе); совместная деятельность с учителем. Формы организации деятельности учащихся - групповая, коллективная, индивидуальная.
Методы и формы обучения: - методы наглядности, активного обучения, совместная деятельность учителя и учеников, работа в группах, в коллективе в целом. Образовательные ресурсы: - интернет - ресурсы - презентация; музыкальные записи произведений; музыкальное сопровождение учителем. Оборудование: мультимедийный проектор; экран; магнитофон; музыкальные записи произведений - русская народная песня «Калинка», «Камаринская» из «Детского альбома» П.И. Чайковского; карточки с заданиями; презентация ля сопровождения урока; портрет русского композитора П.И. Чайковского; русские народные инструменты; народные костюмы. Используемые технологии: личностно - ориентированный подход требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использование системного, деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения; здоровье - сберегающие технологии; роль учителя, как координатора для стимулирования и направления процесса самостоятельного поиска информации учащимися; организацию самостоятельной работы учащихся; совместная учебно-познавательная деятельность учащихся в группе.
ХОД УРОКА:
- Вступительная беседа.
- Вспомните, что такое фольклор?
- Ребята, давайте споем песню «На горе-то Калина» - Пение и игра на музыкальных инструментах песни «На горе-то Калина» - хоровое пение СЛАЙД № 13 - Давайте вспомним известные Вам русские народные инструменты? - Ответы учащихся (балалайка, гармоника, баян, гусли, жалейка, рожок, трещетки, ложки, бубен, домра, бубенцы, свирель). СЛАЙД № 14 - Что ж, я очень рада, что Вы хорошо запомнили названия русских народных инструментов. - Вопрос: на какие группы делятся народные инструменты? - Ответы учащихся (ударные, струнные, духовые). - А теперь, я раздам вам карточки с изображениями русских музыкальных инструментов, каждой группе свои. Первая группа находит карточки с изображением ударных инструментов, вторая - струнных, третья - духовых. - Учащиеся работают с карточками - заданиями. Вопросы учителя каждой команде: - А почему инструменты называются ударными? - Ответы учащихся (звук извлекается при помощи удара или встряхивая). - Почему инструменты называются струнными? - Ответы учащихся (у этих инструментов есть струны и звук нужно извлекать при помощи щипка). - Почему инструменты называются духовыми? - Ответы учащихся (чтобы извлечь звук из инструмента в него надо дуть). ФИЗМИНУТКА
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
(Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова!
(Вращение головой в стороны.)
Для начала мы с тобой крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем!
(Повороты туловища вправо и влево.)
А теперь мы приседаем! Мы прекрасно понимаем:
Нужно ноги укреплять! Раз-два-три-четыре-пять!
(Приседания.)
Приседания у нас, приседает целый класс!
Раз-два-три-четыре-пять! Ноги надо нам размять!
(Приседания.)
Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись и за парты снова сели.
(Учащиеся садятся за парты.)
- На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями этого композитора (показывается портрет П.И. Чайковского). Показывается портрет композитора - Как фамилия этого композитора? - Ответы учащихся (П.И. Чайковский). СЛАЙД № 15 - Среди произведений, которые мы слушали нам встречались три танца разных народов. Вспомните их названия? - Ответы учащихся (вальс, полька и камаринская). - Какой же из этих танцев родился в России? - Ответы учащихся («Камаринская»). - Верно. А это произведение народное или композиторское? - Ответы учащихся (композитор использовал в своем произведении народные интонации русской плясовой «Камаринская») - Правильно. - Эта музыка сочинена в народном стиле? - Давайте обобщим, что значат слова «в народном стиле»? - Ответы учащихся (это значит, что композитор в основу своего произведения взял музыку, которая близка по характеру к русской народной, только он ее изменил, обработал). - Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения? - Слушаем и определяем - близка ли она по духу к народной музыке, и если близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести, к плясовой или хороводу? - Слушание «Камаринской» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. СЛАЙД № 16 - Ответы учащихся (близка к русской плясовой). СЛАЙД № 17 - Правильно, молодцы. - А что объединяет все произведения, которые уже прозвучали у нас сегодня на уроке? - Ответы учащихся (народное происхождение, народный характер произведений - задор, который очень близок русскому народу). СЛАЙД № 18 - Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Главное, чтобы мы с вами не забывали нашу культуру. В завершении нашего урока давайте споем и проинсценируем русскую народную песню «Как на тоненький ледок» СЛАЙД № 19 Рефлексия: - Целью нашего урока было сравнить композиторскую и народную песню, обобщить понятие фольклор и его жанры, названия, тембры и группы русских народных инструментов. - Давайте подведем итог урока и сформулируем следующие понятия: - народная песня - - композиторская - - Оцените свою работу на уроке. Если вам понравился урок, и вы отлично справились с заданиями - поднимите красную нотку. Если вам было сложно и не интересно - синюю нотку. Я рада, что урок у вас вызвал положительные эмоции. Спасибо за активную работу. СЛАЙД № 20 СЛАЙД № 21
9